Амурская область.  Хроника региона БЛАГОВЕЩЕНСК

19.02.2013
Источник информации: Амурская правда
Адрес новости: http://www.ampravda.ru/2013/02/19/037731.html

Амурский робот-телескоп зафиксировал движение астероида 2012 DA14

Космос посылает сигналы — от долгожданного астероида, приближающегося к Земле, россиян отвлекло нежданное появление Челябинского метеорита. Но это не помешало амурским ученым, наблюдающим за явлениями небесного порядка, зафиксировать движение небесного тела 2012 DA14. Причем из всех участников сети телескопов-роботов «МАСТЕР» уникальные видеокадры удалось сделать только амурчанам — европейскую часть подвела погода, хотя полуночное время для них было более благоприятным. У нас это явление наблюдали уже под утро.

Центральные телеканалы, которые вели репортажи о прохождении астероида, использовали для иллюстрации кадры, заснятые амурским роботизированным телескопом.

— Вот они, эти кадры. Видите, эта светящаяся точка, которая стремительно движется, это и есть астероид, — показывает запись на мониторе руководитель исследовательской группы кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и методики обучения физике БГПУ Владимир Юрков.

Светящаяся точка на самом деле представляет собой небесное тело массой в 130 тысяч тонн и максимальным размером в диаметре до 45 метров. Как это представить?

— Видите 14-этажное здание? — показывает рукой на высотку за окном Владимир Юрков. — Вот примерно такая внушительная махина неслась в сторону Земли.

На мониторе в кадрах, зафиксированных ранним субботним утром амурским телескопом-роботом, видно, как наперерез астероиду с не меньшей скоростью пикируют крохотные звездочки, и кажется, только чудом им удается разминуться.

— Это движущиеся спутники, именно их вы и видите, — поясняет ученый. — Впервые за всю историю наблюдений небесное тело настолько близко приблизилось к нашей планете. Астероид пролетал на высоте 28 тысяч километров от Земли. Он подлетел к Земле ближе, чем орбиты, на которых находятся спутники, и вполне мог бы столкнуться с каким-либо спутником. На записи видно, что они проходят в опасной близости друг от друга. Но пока, насколько мне известно, заявлений от стран — хозяев спутников не было.

За прохождением астероида наблюдали и в Уссурийской обсерватории, но у них нет роботизированной системы, и все моменты фиксировались вручную. На откуп роботу такое важное астрономическое явление не отдали и в Благовещенске: в час икс в пункте наблюдения на Широтной дежурил сотрудник исследовательской группы.

— Есть такая категория — опасные сближения, — продолжает Владимир Юрков. — Для нас это было долгожданное событие — никто не спал. Не из-за волнения, как все пройдет, потому что опасность тоже была — он мог развалиться на куски или повести себя непредсказуемо. Но мы гораздо в большей степени были увлечены результатом эксперимента — как мы сумеем зафиксировать астероид. Есть определенная конкуренция между астрономами, которые занимаются наблюдениями. Результатом мы довольны.

Ожидание астероида, если можно так выразиться, скрасило внезапное явление Челябинского метеорита в пятницу. На тот момент амурских астрономов волновал лишь один вопрос: связаны ли между собой эти два космических посланника? Но позже стало ясно — это два разных события, разделенных и по времени, и пространственно. На взгляд специалиста, метеорит, получивший имя «Чебаркуль», это частицы твердого вещества внеземного происхождения. Земля периодически врезается в метеорные рои, которые часто видят земляне. Они нам известны как падающие звезды из потоков Персеид, Леонид и многих других.

— На самом деле метеориты, подобные челябинскому, падают регулярно, просто они попадают в безлюдные места, а этот угодил в крупный населенный пункт, — отмечает Владимир Владимирович. — Как пример можно привести всем известный метеорит, который хранится в Амурском краеведческом музее — известно, когда его нашли, а когда он упал, никто не видел. Его и обнаружили потому, что самородное железо встречается только в метеоритном веществе, в земных условиях оно не встречается. Такой опознавательный момент. Метеорные рои стабильны, Земля периодически попадает в потоки, и тогда мы видим падающие звезды.

Сейчас, после явления астероида, усиленного падением челябинского метеорита, ученые всерьез задумались о предотвращении астероидно-кометной опасности. «Нужно иметь хорошую разноплановую систему мониторинга на уровне оптики, радиолокаций и на уровне космических аппаратов, — считает амурский специалист. — Должен быть комплексный разносторонний мониторинг, чтобы обнаружить заранее движущийся объект и рассчитать его орбиту». С крупными объектами проще — их удается увидеть за несколько месяцев или даже лет, а с мелкими сложнее. Хотя, как выяснилось, и они доставляют крупные проблемы — ущерб от «Чебаркуля» вылился в миллиард рублей.

Сюрпризы от Вселенной

Еще одна встреча с 2012 DA14 ожидается в 2046 году, правда, обещают ученые, близость будет уже не столь «интимной». Уже знакомый землянам астероид может не зайти за пределы орбит геостационарных спутников связи.

Но перед этой встречей к Земле дважды подойдет астероид Апофис (назван именем древнегреческого бога мрака и разрушения). Сближение ожидается 13 апреля 2029 года, Апофис подойдет к нашей планете на расстояние порядка 32—40 тысяч километров. Вторая встреча с Апофисом намечена на 2036 год. Это опасное сближение, потому что его тело на порядок крупнее, чем астероид минувшей недели. По предварительным данным, его максимальный размер в диаметре — 350 метров, масса — 50 миллионов тонн.

Космические братья, обнаруженные в Приамурье

Повышенного интереса к метеориту «Усть-Нюкжа», который является экспонатом Амурского областного краеведческого музея, ни в минувшие выходные, ни в понедельник не наблюдалось.

— Метеорит называется Усть-Нюкжинский по местонахождению. Очевидцев его падения нет, мы не знаем, когда он упал. Можем предположить, что это 20-й век. Его нашли в 1991 году геофизики из «Амургеологии», которые проводили поисково-съемочные работы в тайге на севере Амурской области, — рассказывает специалист экспозиционного и выставочного отдела Амурского областного краеведческого музея Светлана Юдина. — Геологи обнаружили два небольших метеорита. Небесному посланнику меньших размеров тоже дали название «Усть-Нюкжа». Он хранится в Амурском институте геологии и природопользования ДВО РАН.

Фрагмент метеорита, отпиленный от основного тела, отправили на исследование в столичные научные институты. Ученые дали заключение: железисто-никелевый состав в данном соотношении дает основание для вывода, что это вещество внеземного происхождения. Об этом же говорит и примерный возраст находки — от 4 до 4,8 миллиарда лет. А возраст Земли, как известно, 4,5 миллиарда лет. Это еще одно доказательство, что данный фрагмент весом в 44 килограмма имеет космическое происхождение.

По словам сотрудников музея, данный экспонат сразу же оценили китайские посетители, во время экскурсий они прикасались к метеориту ладонями и подолгу стояли, закрыв глаза. Объясняли, что таким образом они заряжаются концентрированной энергией. Сейчас ценный экспонат поместили в стеклянный куб. Даже не в целях его сохранности — железисто-никелевому, спаянному космическими скоростями веществу трудно нанести ущерб. А вот он сам, если от неосторожного движения опрокинется на пол, может и экспозицию повредить, и причинить вред экскурсантам — напомним, его вес, несмотря на компактный размер, почти полцентнера. В музее посчитали, что стеклянный куб передаче космической энергии не препятствует. Впрочем, сами экскурсоводы наличие данной энергии не отрицают, но и не подтверждают.

— Что тут сказать, я возле метеорита нахожусь постоянно, как и мои коллеги, — говорит Светлана Юдина. — Поэтому нельзя с точностью определить — чувствуем мы энергию метеорита или этот прилив энергии связан с группой посетителей, которая пришла на экскурсию.

Усть-нюкжинские метеориты — не единственные в области. Также в Приамурье были обнаружены Апрелевский метеорит (вес 54,4 килограмма, найден в 1969 году) и Сычевский (весом в 65 килограммов, найден в 1988 году возле села Сычевка Свободненского района).

«МАСТЕР» (мобильная астрономическая система телескопов-роботов) создана по инициативе и под эгидой МГУ. Имеет пункты наблюдения в Московской области, Кисловодске, на Урале, в Иркутской области и в Благовещенске. Система уникальна тем, что самостоятельно проводит видеосъемку космоса и может фиксировать явления во Вселенной на расстоянии в миллиард световых лет от Земли.

Внимание!