Что такое договор фрахтования транспортного средства?

ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Договор фрахтования

На сегодняшний день в Российской Федерации существует два вида перевозки пассажиров и багажа, а именно :

  1. регулярная перевозка;
  2. перевозка по заказу.

В этом разделе мы расскажем о перевозке пассажиров и багажа по заказу , об оформлении документации и об ответственности.

Заказная перевозка в свою очередь делится на 2 вида:

  1. перевозка определенного круга лиц;
  2. перевозка неопределенного круга лиц.

Сами названия перевозок говорят за себя , в чем их различие, если обычным языком, Вы знаете кого Вы будете перевозить и Вы не знаете кого Вы будете перевозить, самое главное запомнить что в случае перевозки неопределенного круга лиц взимание платы за проезд запрещается и наказывается штрафом от 5 тыс. руб. на физическое лицо ( водитель) до 200 тыс. руб. на юридическое лицо.(перевозчик) индивидуальный предприниматель в данном случае рассматривается как должностное лицо и сумма штрафа составляет 50 тыс. руб.

А теперь подробнее : вся заказная перевозка регламентируется 259 ФЗ « Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08 ноября 2007 года; Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Что говорит нам 112 постановление правительства РФ? Заказная перевозка расписана в главе 3 и содержит следующий текст :

Выдержка из нормативного акта

89. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
90. Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
91. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.
92. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
93. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.
94. Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
95. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

96. Высота таблички, размещаемой на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота таблички, размещаемой на лобовом стекле транспортных средств категории «M3», — минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.
97. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
98. В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).
99. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые при перевозках неопределенного круга лиц, оборудуются указателями, на которых размещается следующая информация:

а) условное изображение транспортного средства (автобуса, троллейбуса и трамвая), используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу;
б) наименования конечного и промежуточных пунктов посадки (высадки) пассажиров;
в) время начала и окончания движения транспортных средств по маршруту;
г) расписание (для перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых по расписанию);
д) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

100. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.
101. На указателях пунктов посадки (высадки) пассажиров, используемых при осуществлении перевозок неопределенного круга лиц, может быть размещена помимо информации, указанной в пункте 99 настоящих Правил, другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по заказам.

В п.89 говорится о том что требования к договору фрахтования (заказ-наряду ) указываются в статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», возьмем выдержку из данной статьи:

Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу

1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:
1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
3) маршрут и место подачи транспортного средства;
4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер платы за пользование транспортным средством;
7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
3. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.
4. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
5. В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

Это основное что Вам необходимо учитывать!

Обратите внимание что что в п.3 говорится о месте подачи транспортного средства , так вот если у Вас место может изменитсяили оно примерное , то стоит в договоре фрахтования (заказ- наряде)в данной графе написать известный Вам адрес куда подать ТС а так же прописать примерно следующее : в зависимости от дорожной ситуации место подачи ТС может изменится в радиусе 1 км.от указанного адреса.

Подводим итог по документации!

Из выше перечисленного Вы уже поняли, что в автобусе должны находится:

1. Путевой лист.
2. Договор фрахтования (заказ-наряд)
3. Список пассажиров или у пассажиров служебные удостоверения, пропуска и т д в зависимости от договора фрахтования при перевозкиопределенного круга лиц.

Это надо знать!

Контроль за заказной перевозкой пассажиров и багажа возложен на управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) и только инспектор УГАДН имеет право попросить предоставить данную документацию, проверить правильность ее заполнения а так же в случает выявления нарушений составлять протоколы и выносить постановления.

Читайте также  Почему договор аренды заключается на 11 месяцев?

Договор фрахтования транспортного средства

Фрахтование (договор чартера) — это соглашение, по которому одна сторона предоставляет другой стороне транспортное средство (целиком или частично) на один или несколько рейсов для перевозки пасажиров, груза или иных целей.

Договор фрахтования транспортного средства (ТС) представляет собой арендный контракт, который в силу некоторых особенностей эксплуатации ТС и обстоятельств его передачи во фрахт приобретает характерную специфику. Она заключается в:

  • возможности фрахтования использовать как само транспортное средство, так и часть его полезной вместимости, тогда как аренда ориентирована на использование всего ТС с экипажем либо без него;
  • при чартерных рейсах посредством фрахтования обозначаются начальная и конечная точки маршрута с описанием грузовых параметров, состава пассажиров либо обслуживающего персонала и другие особенности рейса, тогда как сдача транспортного средства в аренду не сопрягается с точкой доставки, а базируется только на периоде использования арендованного ТС.

В РФ фрахтование и все связанные с ним аспекты в сфере пассажирских перевозок регламентируются на законодательном уровне. Например, автотранспортное фрахтование регулируется нормами ФЗ № 259 от 08.11.2007.

В договоре фрахтования обязательно присутствуют его субъекты, обозначаемые:

  • фрахтовщик — индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, обязующийся предоставить своим контрагентам транспортное средство сообразно их запросам и неся при этом ответственность за безопасность перевозки пассажиров;
  • фрахтователь — физическое или юридическое лицо, который берёт на себя обязательство оплачивать зафрахтованное транспортное средство в оговорённые сроки, соблюдать в нём чистоту и порядок и использовать его только по назначению, указанному в договоре.

Содержание договора

Поскольку законодательно утверждённой типовой формы договора фрахтования транспортного средства не существует, на практике договор оформляется на основании положений, изложенных в ч. 2. ст. 787 ГК РФ, которые отсылают субъектов договора к соответствующим транспортным уставам.

Так, п. 2 ст. 27 ФЗ № 259 от 08.11.2007 предписывает оформлять договор фрахтования автомобильного транспорта в письменной форме. При этом документ должен включать в себя:

  • данные о нём, состоящие из даты подписания и места оформления, информации о субъектах подписанного документа в лице фрахтовщика и фрахтователя;
  • главные аспекты фрахтования, включающие марку и тип транспортного средства, объём общей вместимости ТС и его зафрахтованной доли, маршрут, место подачи ТС под посадку или погрузку и порядок посадки пассажиров;
  • правила вступления в силу и сроки дееспособности договора;
  • цену фрахта и способ его оплаты;
  • меру ответственности и обязанности участников соглашения;
  • последовательность действий сторон при форс-мажорных обстоятельствах;
  • правила и сроки разрешения разногласий и материальных претензий;
  • дополнительные условия.

Нормы и особенности соглашения

Документ, фиксирующий факт соглашения о фрахте, содержит в себе норму, включающую в себя ответственность фрахтовщика за нанесение вреда здоровью и жизни транспортируемых пассажиров, а также их багажа. Касательно фрахтователя договор содержит норму, по которой он обязуется содержать зафрахтованное ТС в чистоте и порядке.

К особенностям соглашения о фрахтовании относятся также:

  • Ситуации, в которых договор фрахтования предусматривает одновременное предоставление сразу нескольких ТС. В таком случае оформление договоров на каждое из них не требуется. Вместо этого оформляется полный перечень транспортных средств, составленный в форме приложения к договору фрахтования.
  • Если перевозка пассажиров или грузов посредством фрахта предполагается несистематической, то в таком случае документ оформляется в виде заказа-наряда.
  • Кроме того, законом предусматривается предоставление зафрахтованных транспортных средств для транспортировки незафиксированного числа лиц без взимания с них платы за проезд.

Отдельно выделяются условия, при которых осуществляется транспортировка детей и людей с инвалидностью.

Требования при перевозке инвалидов и детей

При заключении соглашения о фрахтовании необходимо принять во внимание требования законодательства в отношении перевозки пассажиров отдельных категорий. К ним принадлежат дети и инвалиды. В ПП РФ № 1177 от 17.12.2013 предписывается при осуществлении перевозки группы детей автобусами внесение в контракт со стороны фрахтовщиков обязательства:

  • требовать оборудовать автобус опозновательно-предупредительным знаком «Внимание! Дети!»;
  • требовать укомплектовать автобус техническими средствами в виде системы ГЛОНАС, тахографа, маячка жёлтого цвета на крыше автобуса;
  • настаивать на предоставлении автобуса возрастом не выше 10 лет, который полностью соответствует техническим требованиям, предъявляемым при перевозке пассажиров.

Имеются в правительственном постановлении и требования к фрахтователям, которые выражаются в:

  • обязательстве обеспечения сопровождения детей в процессе пассажирских перевозок;
  • установлении контроля за возрастом транспортируемых детей при перевозках длительностью свыше 4 часов, к которым допускаются дети возрастом от 7 лет и старше;
  • обеспечении наличия медицинского работника во время поездок длительностью свыше 12 часов.

При пассажирских перевозках, в ходе которых принимают участие инвалиды-колясочники, информацию о чём заблаговременно имеет фрахтователь, данное обстоятельство на момент подписания документа должно быть обязательно зафиксировано в договоре фрахтования.

Также в договоре должно фигурировать требование того, чтобы пассажиры-инвалиды перевозились на дальние расстояния в автобусах, располагающих специально оборудованными местами, пандусом-подъёмником, специальными креплениями. В случае необходимости в таких автобусах должны присутствовать лица, сопровождающие инвалидов.

Договор перевозки или фрахт автомобиля, что выбрать?

Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации, связанные с перевозками грузов с привлечением третьих лиц — перевозчиков. Обычно перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки груза, в котором указано какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить (перевезти). В этих случаях составляются товарно-транспортные документы. Но так бывает не всегда.

Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договор фрахтования автомобиля на время, в случаях когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое, без его продажи, т.е. в случаях когда и грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо. В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется и этот способ оформления перевозки товара значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки этого груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей мягко говоря «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно.

Для начала процитируем пункт 13 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» — «перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».

Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую площадку автомобили-самосвалы у третьих лиц. Т.е. имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, и когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо.

Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин. Для сторон договора было не важно сколько перевезено тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке. Именно этот способ оплаты был очень удобен обоим сторонам договора, заказчику и исполнителю еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров.

Читайте также  Как можно расторгнуть договор дарения?

Надо заметить, что Инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки, и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.

Однако, не смотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, Инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И соответственно не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что конечно же неправомерно.

В нашем случае, данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно по перевозке груза, а не по фрахту техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние. И если следовать логике Инспекции, то в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в 4-х экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную. Зачем? Кому это нужно?

Договор фрахтования или договор аренды транспортного средства

Наиболее сложным и дискуссионным (как в теории, так и на практике) представляется вопрос о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой природы договора фрахтования. Существует несколько точек зрения, а именно:

  1. договор фрахтования является договором на передачу имущества (т.е. разновидностью договора аренды транспортных средств)
  2. договор фрахтования является договором на оказание услуг (т.е. разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки грузов или пассажиров)
  3. договор фрахтования — самостоятельный договор: по своей правовой природе договор фрахтования (чартер) занимает промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды

Все приведенные научные позиции заслуживают должного внимания и уважения. Однако для более полного исследования указанной проблематики необходимо обратиться к легально закрепленным понятиям договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

В ГК РФ различается два вида договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В скобках указывается иное наименование договора аренды транспортного средства с экипажем, а именно: «фрахтование на время». Тем самым законодатель как бы ставит знак равенства между этими договорами

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 642 ГК РФ).

Понятие договора фрахтования, которое содержится в нескольких источниках и вызывает большое количество дискуссий в связи с неоднозначным его содержанием, в общем виде дано в ст. 787 ГК РФ: по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. При этом сам договор фрахтования рассматривается законодателем как разновидность договора перевозки и расположен в гл. 40 ГК РФ «Перевозка». В ГК РФ нет иных положений, посвященных договору фрахтования, а есть лишь отсылка к транспортным уставам и кодексам, где раскрывается порядок заключения договора фрахтования, а также определяется его форма.

Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует несколько выводов.

  1. Нельзя однозначно утверждать, что договор фрахтования есть разновидность договора перевозки и на основании такой родовой принадлежности отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа.
  2. Из содержания понятий договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа и договора фрахтования представляется, что договор фрахтования в большей степени имеет схожие черты с договором аренды транспортного средства без экипажа
  3. Однако в ряде случаев законодатель приравнивает договор фрахтования к договору аренды транспортного средства с экипажем. Речь идет о договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), регулируемом ст. 198 — 210 КТМ РФ, в котором прямо предусмотрено, что судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). Предмет названного договора полностью совпадает с предметом договора аренды транспортного средства с экипажем. Он состоит из двух элементов: имущества — транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатацией. Кроме того, эти понятия идентичны с содержательной точки зрения. Законодатель использует одинаковые термины: в ст. 632 ГК РФ аренда транспортного средства с экипажем именуется как «фрахтование на время».

При этом судебные органы при разрешении такого рода дел трактуют рассмотренные выше нормы иным образом. Так, в решении Арбитражного суда Астраханской области от 8 ноября 2016 г. по делу N А06-3037/2015, указано, что таможенный орган, требуя от организации уплаты таможенных платежей и пеней, ошибочно отождествляет понятия фрахтования и аренды, не учитывая при этом положения ст. 8, 33, 115 КТМ РФ, ст. 130, 787 ГК РФ.

  1. В некоторых случаях законодатель явно указывает на то, что договор фрахтования и договор аренды транспортных средств есть разные договорные типы. Так, например, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ содержится гл. X «Аренда судов» (ст. 60 — 65 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) и также есть п. 3 ст. 97, посвященный понятию договора фрахтования судна.

Таким образом, в силу непоследовательности в применении терминов и их содержательного расхождения действующее законодательство не дает однозначных критериев для разграничения исследуемых договоров

Последствиями того, что в действующем законодательстве отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, является неправильное применение сторонами норм к сложившимся между ними отношениям. На практике заключаемые такого рода договоры часто именуют как договоры на оказание услуг. В случае возникновения разногласий между сторонами суд вынужден устанавливать суть сложившихся правоотношений и выбирать соответствующие для них правила регулирования.

Так, например, в одном из судебных решений Арбитражного суда Саратовской области от 21 июля 2017 г. по делу N А57-9445/2017, указывалось, что ООО «Стройтранссервис» (далее — Исполнитель) и ФГУП «Консервный завод» ФСИН России (далее — Заказчик) заключили договор на оказание услуг по перевозке работников Заказчика автомобильным транспортом. В соответствии с текстом договора Исполнитель обязался «производить перевозку пассажиров — работников Заказчика по маршрутам и графикам, согласованным с Заказчиком» в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью. Стороны договорились, что документом, в котором фиксируется объем фактически оказанных услуг, является акт оказанных услуг. Исходя из содержания представленного в материалы дела договора суд пришел к выводу, что между сторонами был заключен договор фрахтования. Следовательно, к отношениям должны применяться нормы гл. 40 ГК РФ, а именно ст. 787 ГК РФ.

Читайте также  Что значит пролонгировать договор?

В решении суда Ростовской области от 20 июля 2017 года по делу N А53-14926/17, рассматривались требования истца (фрахтовщика) о взыскании задолженности и пени с ответчика (фрахтователя). Стороны заключили договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров, по условиям которого фрахтовщик обязался предоставить фрахтователю автотранспортное средство (автобус) за плату и оказывать автотранспортные услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа. Суд, так же как и стороны, квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как договор фрахтования и указал на необходимость применения к ним положений ст. 787 ГК РФ.

Итак, разграничение договора аренды транспортного средства и договора фрахтования — одна из самых сложных задач как в науке, так и на практике. Неоднозначность, противоречивость действующего законодательства — основные причины возникновения многочисленных споров, ключевым вопросом которых является следующий: какое правовое регулирование должно быть применено к возникшим между сторонами правоотношениям.

Для того чтобы минимизировать такого рода споры, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство. Во-первых, следует «с терминологической точки зрения привести в порядок» нормы, посвященные договору аренды транспортных средств и договору фрахтования. Во-вторых, выработать единый подход к определению договора фрахтования, который будет применяться во всех транспортных уставах и кодексах.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья 787 ГК РФ. Договор фрахтования (действующая редакция)

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 787 ГК РФ

1. Договор фрахтования (чартер) относится к группе договоров, направленных на перевозку грузов, пассажиров и багажа. Этим он отличается от договора аренды транспортных средств с экипажем (тайм-чартера). Например, пассажир фрахтует такси не для того, чтобы в нем какое-то время посидеть, а чтобы добраться в пункт назначения. Согласно п. 2 ст. 115 КТМ РФ чартер со всей определенностью называется разновидностью договора морской перевозки груза. Фразу «предоставление вместимости» следует понимать как синоним слов «бронирование» и «резервирование». Это означает, что фрахтователь, заключив договор, может быть уверен, что ему обязательно будет предоставлено необходимое количество посадочных или погрузочных мест, однако ему не гарантируется предоставление именно тех мест, которые он захочет занять. К другим отличиям этого договора от договора аренды следует отнести следующие:

— плата по договору взимается за пройденное расстояние, а не за время владения транспортным средством;

— фрахтовщик в отличие от арендатора имеет право без дополнительного разрешения проникать в помещения, где находится груз для обеспечения его сохранности;

— фрахтователь в отличие от арендатора может фрахтовать судна не для себя, а для других лиц (пассажиров, грузоотправителей), которых может быть большое количество.

От договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа чартер отличается четырьмя основными чертами:

— маршрут и расписание перевозки заранее не установлены, т.е. по договору фрахтования, который не может быть публичным, осуществляются нерегулярные перевозки;

— по чартеру могут быть осуществлены перевозки как пассажиров и багажа, так и грузов;

— договор фрахтования может быть заключен на несколько рейсов;

— место посадки либо место погрузки в билете или накладной (проформе чартера) заранее не указывается.

2. В настоящее время чартерные перевозки можно осуществлять на морских, речных и воздушных судах (ст. ст. 115, 119 — 121 КТМ РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 104 ВзК РФ), а также на грузовом автомобильном транспорте при перевозке груза, у которого нет грузополучателя (снег, мусор), и при сопровождении груза представителем грузовладельца (ст. 18 УАТиНГЭТ), на пассажирском автомобильном транспорте при перевозках по заказам и легковыми такси (гл. 4 и 5 УАТиНГЭТ).

Консенсуальный характер договора фрахтования предопределил то, что встречные обязанности грузоотправителя по предъявлению груза и перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку не составляют отдельного договора, а являются содержанием чартера.

Различают рейсовый чартер, фрахтование на последовательные рейсы и контрактное фрахтование морского тоннажа, при этом:

— рейсовый чартер (voyagecharter) — вид фрахтования, перевозка по которому, как правило, занимает один рейс;

— фрахтование на последовательные рейсы (consecutivevoyages) осуществляется, если количество груза, предъявляемое к перевозке, велико и судно может перевезти его только за несколько рейсов. Судно после выгрузки очередной порции груза возвращается в порт погрузки в балласте (без груза);

— контрактное фрахтование морского тоннажа (contractofaffreighment) часто именуют генеральным соглашением. Оно опосредует перевозки большого количества груза несколькими судами, наименования которых в контракте отсутствуют.

Морской чартер — это письменный документ, подписанный сторонами договора. Необходимыми его реквизитами являются: наименование сторон, обозначение судна и груза, обозначение места погрузки, места назначения или направления судна. Для оформления чартера в судоходстве широко применяются стандартные формы чартеров («Дженкон» (Gencon), «Волкоа» (Volcoa), «Совкоал» (Sovcoal), «Интеркоа 80»), которые одобрены такими организациями, как Британская палата судоходства, Балтийский международный морской совет (BIMCO), Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов (FON ASBA), Японская судоходная биржа. В стандартный чартер можно вносить изменения, вычеркивая или добавляя некоторые формулировки.

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, оформляется заказ-нарядом (в трех экземплярах) и предъявляется фрахтовщику, который должен одобрить либо мотивированно отклонить его в течение 3-х дней.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме и включающего в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства; маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров данный договор заключается в форме заказа-наряда.

Договор фрахтования легкового такси заключается в устной форме, как правило, посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси.

3. Применимое законодательство:

4. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 10.01.2014 N ВАС-15400/13 по делу N А51-5446/2011;

— Определение ВАС РФ от 25.04.2014 N ВАС-4284/14 по делу N А15-2364/2011;

— Определение ВАС РФ от 16.10.2013 N ВАС-13791/13 по делу N А59-3974/2012;

— Определение ВАС РФ от 18.06.2012 N ВАС-6784/12 по делу N А51-5158/2011;

— Определение ВАС РФ от 10.05.2012 N ВАС-4424/12 по делу N А40-14150/11-65-116;

— Определение ВАС РФ от 21.11.2011 N ВАС-12783/11 по делу N А41-21494/10;

— Определение ВАС РФ от 29.12.2010 N ВАС-17823/10 по делу N А15-2469/09;

— Определение ВАС РФ от 18.05.2007 N 5182/07 по делу N А58-1759/2006.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: