Налоговый мониторинг это

Налоговый мониторинг

Совершенствование информационных технологий позволило применять налоговым органам новые форматы взаимодействия с налогоплательщиками. Одна из таких форм, введенная в практику с 2015 года, — это налоговый мониторинг. Данный вид контроля осуществляется в удаленном режиме. На основании отчетности и сведений по текущему учету организации представители ФНС могут в режиме реального времени выявлять налоговые риски, ошибки, неточности и своевременно информировать о них налогоплательщика.

Переход от классической системы налогового контроля к мониторингу является добровольным желанием юридического лица. Однако даже если компания захочет воспользоваться этой возможностью, она должна соответствовать нескольким критериям. Они утверждены п. 3 ст. 105 Налогового кодекса РФ:

  • Совокупная сумма налогов юрлица, уплаченная за годовой период, который идет до подачи заявления о налоговом мониторинге, превышает 300 000 рублей.
  • Общая сумма доходов организации по бухгалтерским отчетам, которые поданы в предыдущем году, превышает 3 млрд рублей.
  • Стоимость официально зарегистрированных активов юрлица на период до конца года, предшествующего подаче заявления о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд рублей.

В случае когда юридическое лицо не подходит даже по одному из приведенных требований, оно не сможет претендовать на проведение процедур в рамках налогового мониторинга.

Характерные особенности налогового мониторинга

В отличие от классических форматов налогового контроля, организации, выбравшие для себя налоговый мониторинг, избавляются от проведения выездных и камеральных проверок ФНС. Подобное становится возможным за счет перехода на удаленное взаимодействие, когда инспектор в режиме реального времени может проводить оценку бухгалтерской, налоговой и прочей документации компании, а также при необходимости запрашивать дополнительные документы. Благодаря такому формату взаимодействия ФНС получает возможность анализировать корректность расчета налогов и сборов в бюджет в онлайн-формате, своевременно информировать налогоплательщика об ошибках, создавать письменные рекомендации о снижении налоговых рисков.

Тем не менее существуют ситуации, когда ФНС вправе устраивать камеральные проверки, невзирая на факт проведения налогового мониторинга. Подобное действует в следующих случаях:

  • организация представила отчетность по одному из уплачиваемых ею налогов позже 1 июля года, который следует вслед за мониторинговым периодом;
  • юридическое лицо подготовило декларацию по налогу на добавленную стоимость или акцизам с заявлением о возмещении уплаченных в бюджет сумм;
  • организация воспользовалась своим правом и сформировала уточненную декларацию по одному или нескольким уплачиваемым налогам, указав в ней меньшую сумму бюджетных платежей или заметно подросшую сумму убытков (сравнение ведется с ранее поданными декларациями);
  • мониторинговые процедуры завершены раньше установленного срока.

Разрешение на выездную проверку может быть выдано, если:

  • мониторинговый период прекращен досрочно;
  • в уточненной декларации, поданной в рамках мониторингового периода, сумма бюджетных платежей будет существенно уменьшена по сравнению с данными из предшествующих деклараций;
  • организация проигнорирует указания ФНС, выпущенные в рамках мониторинга;
  • решение о проведении проверки принимается вышестоящим органом с целью контроля деятельности налоговой инспекции, выполнявшей мониторинг юрлица.

Процедура перехода от налогового контроля к налоговому мониторингу

Переход на налоговый мониторинг осуществляется в заявительном порядке. Организация, выбравшая для себя такой формат взаимодействия с ФНС, должна до 1 июля текущего года подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации. К заявлению обязательно прикладываются:

  • документы с информацией о юридических или физических лицах, оказывающих то или иное влияние на деятельность организации;
  • порядок удаленного взаимодействия;
  • учетная политика в области налогообложения;
  • информация о применяемой внутри фирмы системе контроля.

Решение о возможности перехода на налоговый мониторинг принимается ФНС не позднее 1 ноября текущего налогового периода. Причем оно может быть как положительным, так и отрицательным. Отказ в переходе на новую систему налогового контроля может быть вынесен, если:

  • организация представила неполный пакет документов;
  • компания не отвечает требованиям, указанным в п. 3 ст. 105 НК РФ;
  • предложенный регламент информационного взаимодействия не соответствует формам, принятым в ФНС, или составлен неправильно.

Важно! Если компания уже подала заявление, но затем решила отказаться, то ей необходимо дополнительно направить в ФНС заявление об отказе. В случае если такое заявление будет подано после того, как налоговая инспекция приняла положительное решение о налоговом мониторинге, отказаться от такого формата взаимодействия уже не удастся.

Налоговый мониторинг выполняется в течение календарного года и начинается не с текущего, а со следующего года (то есть, если заявление подано в 2020 году, то ФНС проводит налоговый мониторинг в течение 2021 года).

Процедура налогового мониторинга

Представители ФНС проводят проверку документов организации удаленно, не прибегая к выездным и камеральным проверкам. На основании анализа деклараций, учетных и иных документов организации налоговые инспекторы своевременно выявляют возможные противоречия или несоответствия в имеющихся сведениях. В случае обнаружения таких фактов представители ФНС направляют в адрес подконтрольной организации требование дать пояснения или исправить выявленные ошибки. Юридическому лицу на это отводится 5 и 10 дней соответственно.

Мотивированное мнение ФНС

ФНС имеет право формулировать свою позицию по поводу корректности расчета и уплаты взносов в бюджет для той организации, в отношении которого осуществляется финансовый мониторинг. Такая позиция оформляется отдельным документом — мотивированным мнением. Оно подготавливается:

  • По инициативе ФНС — если налоговые инспекторы обнаружили факты неверного исчисления или просроченной уплаты налогов, то они составляют мотивированное мнение и в течение пяти дней направляют его в адрес юридического лица (но не позже чем за три месяца до окончания налогового мониторинга).
  • По желанию юридического лица — если у фирмы имеются сомнения в отношении корректности исчисления и уплаты налогов, то компания может не позднее 1 июля того года, в течение которого осуществляется налоговый мониторинг, сама направить запрос в ФНС о предоставлении мотивированного мнения. ФНС обязана подготовить документ с оценкой в срок не более месяца с получения такого запроса.

Когда компания получит от ФНС мотивированное мнение, она имеет право либо принять его, либо отвергнуть. В случае согласия организация в месячный срок направляет в адрес инспекции соответствующее уведомление, прикладывая к нему документы о выполнении рекомендаций проверяющих (если они есть). В случае несогласия организация также в течение месяца должна направить в инспекцию письменное возражение. Получив его, инспекторы в течение трех дней направляют данное возражение вместе с комплектом всех документов в вышестоящий орган ФНС России для проверки и проведения взаимосогласительной процедуры.

Взаимосогласительная процедура

Срок ее проведения — 1 месяц. Ответственные за выполнение лица — руководитель ФНС России или его заместитель. Суть процедуры — разрешение спорной ситуации с учетом доводов, приведенных организацией и инспекцией, проводившей налоговый мониторинг. По итогам взаимосогласительной процедуры сторонам спора направляется уведомление об изменении мотивированного мнения или об отказе в его изменении. Уведомление выдают на руки представителям юрлица или направляют другими предусмотренными способами в течение трех дней после составления документа.

От фирмы требуется в месячный срок после получения уведомления проинформировать ФНС о согласии либо несогласии с вынесенным постановлением, приложив документы об исполнении мотивированного мнения.

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Контроль
правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и
страховых взносов осуществляется на основе постоянно действующего удаленного
доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и
налоговой отчетности. Фактически налоговой предоставляется онлайн доступ к: отчетам с
расшифровками, налоговым декларациям и расчетам, налоговым регистрам, первичным
документам.

Решение о переходе на режим налогового мониторинга является добровольным выбором
компании, однако цифровизация налогового контроля – одно из основных направлений
развития ФНС. Компаниям с государственным участием уже было дано поручение
рассмотреть возможность перехода на новый режим.

Одновременно с этим расширяются возможности перехода: согласно концепции развития
и функционирования системы налогового мониторинга (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 21.02.2020 № 381-р) с 2022 года в налоговый мониторинг
смогут войти организации, объем годовых доходов которых составляет 1 млрд рублей,
активы – 1 млрд рублей, совокупная сумма исчисленных за год налогов — 100 млн рублей.
При этом будут учитываться не только исчисленные компанией налоги, но и суммы НДФЛ
и страховых взносов. По оценкам ФНС, число потенциальных участников налогового
мониторинга может возрасти до 3,9 тыс.

Читайте также  Налог на добавленную стоимость НДС это

Новый формат взаимодействия налогоплательщиков и ФНС является затратным для
обеих сторон, но у него есть неоспоримые преимущества:

● При налоговом мониторинге не проводятся выездные проверки, они заменяются
на оперативное взаимодействие;
● Предоставление онлайн-доступа к системе ведет к значительному снижению
числа запрашиваемых документов;
● Компания в режиме налогового мониторинга имеет право на мотивированное
мнение налогового инспектора, то есть может оперативно согласовывать с
налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных
операций.

Переход на налоговый мониторинг пока возможен только для крупнейших
налогоплательщиков, то есть для компаний, для которых выполняются все три условия
(статья 105.26 НК РФ):

1) сумма налогов составляет не менее 300 миллионов рублей;
2) объем полученных доходов составляет не менее 3 миллиардов рублей;
3) стоимость активов составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Налоговый мониторинг осуществляется за период, равный календарному году, при этом
срок проведения налогового мониторинга – 1 год 9 месяцев, то есть с 1 января до 1
октября последующего года.
Чтобы в следующем году вступить в режим налогового мониторинга, организация должна
до 1 июля подать:

● заявление о проведении налогового мониторинга;
● регламент информационного взаимодействия;
● сведения о взаимозависимых лицах;
● учетная политика для целей налогообложения организации;
● документы о системе внутреннего контроля.

До 1 ноября организация вместе с налоговым органом согласно разработанной дорожной
карте прорабатывают регламент информационного взаимодействия, документы системы
внутреннего контроля, демонстрацию и тестирование информационных систем. В
результате налоговый орган выносит решение о проведении налогового мониторинга.

В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления
налоговому органу данных и/или доступа к информационным системам
организации
, по выбору организации. Также указывается порядок ознакомления
налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через
представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной
форме по телекоммуникационным каналам связи.

Существует несколько применяемых способов представления данных. Можно сделать
специальную аналитическую витрину данных, которая будет формироваться на основе
учетных данных, а также систему оперативного взаимодействия для запроса и
предоставления пояснений. Можно предоставить доступ непосредственно к
информационной системе. Решение БИТ.Финанс основано на предоставлении
ограниченного доступа к информационной системе. Базу (или регулярно обновляемую
копию базы) публикуют так, что у налогового органа есть удаленное рабочее место и
постоянный доступ к базе. Настройками прав доступа регулируется объем и глубина
предоставляемых данных.

Роль БИТ.Налоговый мониторинг дает доступ ко всей отчетности.

Регламентированные отчеты могут быть расшифрованы стандартными аналитическими
отчетами. Кроме регламентированной отчетности, есть возможность сформировать все
стандартные отчеты, отчеты по налоговым регистрам, по регистрам НДС, увидеть все
справки-расчеты.

Роль позволяет просматривать отчеты, выполнять расшифровки вплоть до документов и
их приложений. При этом отдельно весь объем документов не демонстрируется, доступ к
ним возможен только как к расшифровке отчета.

Кроме того, в регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения операций, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении и уплате налогов и сборов, а также для своевременной подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.

Налоговыми органами проводится в первую очередь мониторинг результатов выполнения контрольных процедур, что позволяет перейти от сплошной проверки к анализу рисков. Это позволяет сократить срок налоговой проверки, повысить точность проверки и снизить количество запрашиваемых документов.

В решении БИТ.Финанс за внутренний контроль отвечают типовые проверки учета: проверки контрольных соотношений в регламентированной отчетности, сравнение сопоставимых отчетов для отслеживания внесенных изменений, экспресс проверка бухгалтерского учета, обработка по оценке налоговых рисков. Эти проверки выведены в интерфейс.

Это основные возможности системы по предоставлению доступа к данным в целях проведения налогового мониторинга. Однако вступление в режим налогового мониторинга является нетривиальной задачей и требует большой подготовки.

Система внутреннего контроля должна быть тщательно разработана каждой организацией с учетом отраслевой специфики. Определение карты рисков, разработка систем внутреннего контроля и их автоматизация, разработка регламента взаимодействия с налоговыми органами и обеспечение перехода в режим налогового мониторинга лежат за рамками простого предоставления удаленного доступа к данным. Решение этих сложных и комплексных задач мы доверяем нашим партнерам из Ernst&Young, которые имеют опыт и компетенции, чтобы помочь пройти этот путь от начала и до конца.

Общие положения о налоговом мониторинге

С 1 января 2015 года действует новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг. Компания, которая решила подвергнуться этой процедуре со следующего года, должна подать в налоговую инспекцию заявление о ее проведении не позднее 1 июля текущего года. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184. Основное преимущество налогового мониторинга в том, что он избавляет организации от выездных и камеральных налоговых проверок.

  1. Кратко о Налоговом мониторинге
  2. Что такое налоговый мониторинг?
  3. Порядок подачи заявления о проведении налогового мониторинга
  4. Документы для вступления в налоговый мониторинг:
  5. Участники налогового мониторинга
  6. Положительные стороны перехода на налоговый мониторинг
  7. За какой период и в какой срок проводится налоговый мониторинг?
  8. Возможно ли проведение выездных и камеральных налоговых проверок в период проведения налогового мониторинга?
  9. Прогнозы развития Налогового мониторинга
  10. По официальной статистике ФНС после подключения к налоговому мониторингу бизнес получает следующие выгоды:
  11. Мотивированное мнение налогового органа
  12. Мотивированное мнение бывает 2-х видов:
  13. Мотивированное мнение направляется организации:
  14. Взаимосогласительная процедура
  15. Что после представления документов?

Кратко о Налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля, которая предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе.

Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., выглядит так:

2016 г. – 7 организаций;

2017 г. – 21 организация;

2018 г. – 26 организаций;

2019 г. – 44 организации.

На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.

Что такое налоговый мониторинг?

^К началу страницы

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Такой способ предоставления данных налоговому органу позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций.

Доступ к данным налогоплательщика позволяет налоговому органу снизить объём истребуемых документов и сосредоточить ресурсы на проверке тех операции, которые содержат элементы риска. Такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и быстрое урегулирование спорных неопределенных налоговых позиций и позволяет уже в момент планирования операций и сделок предупредить возникновение налоговых рисков и спорных ситуаций (ст. 105.26 НК РФ).

Порядок подачи заявления о проведении налогового мониторинга

^К началу страницы

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Документы для вступления в налоговый мониторинг:

  • заявление о проведении налогового мониторинга;
  • регламент информационного взаимодействия;
  • сведения о взаимозависимых лицах;
  • учетная политика для целей налогообложения организации;
  • документы о системе внутреннего контроля.
Читайте также  Какой налог должен платить индивидуальный предприниматель?

Решение о проведении налогового мониторинга принимается налоговым органом до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга. (ст. 105.27 НК РФ).

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы стать участником мониторинга с 2022 года, можно подать заявление до 1 июля 2021 года. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, требования планируют снизить, соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Условия участия в налоговом мониторинге

Готовьтесь к изменениям законодательства вместе с сервисом «Моё дело»

Положительные стороны перехода на налоговый мониторинг

По замыслу создателей данной системы следствием ее функционирования и вовлечения в применение расширенного круга организаций должно привести к следующим положительным, в первую очередь для самих налогоплательщиков моментам:

  • отсутствие камеральных и выездных налоговых проверок за исключением специально оговоренных случаев, например, при возмещении НДС и акцизов, представлении «уточненок» на уменьшение, проверок вышестоящего налогового органа (пункт 1.1 ст. 88, пункт 5.1 ст. 89 НК РФ);
  • существенное сокращение числа истребуемых и представляемых организацией документов для проведения проверок;
  • возможность получения мотивированного мнения налогового органа по совершенным и планируемым к совершению сделкам;
  • отсутствие штрафов и пеней при выполнении мотивированного мнения (пункт 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ);
  • повышение вероятности досудебного урегулирования спорных вопросов и снижение количества судебных разбирательств.

Как следствие, указанная совокупность призвана способствовать снижению налоговых рисков и, соответственно, доначислений по результатам проверок,что позитивно скажется на возможности планировать налоговую нагрузку по организации. Кроме того, применение данной системы в обозримом будущем приведет к снижению затрат, связанных с налоговым администрированием (временных, трудовых, материальных). Более того, сам по себе факт применения налогового мониторинга способен сформировать и подтвердить применительно к конкретной организации репутацию добросовестного налогоплательщика.

За какой период и в какой срок проводится налоговый мониторинг?

^К началу страницы

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105 26 НК РФ).

Срок проведения одного налогового периода, 1 год 9 месяцев (п. 5 ст. 105 26 НК РФ).

Возможно ли проведение выездных и камеральных налоговых проверок в период проведения налогового мониторинга?

^К началу страницы

В период проведения налогового мониторинга

камеральные налоговые проверки

проводятся (п. 1.1

  • декларация представлена позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с заявленной суммой налога к возмещению из бюджета, или декларация по акцизам с заявленной суммой акциза к возмещению из бюджета;
  • представлена уточненная декларация, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, или увеличена сумма убытка;
  • досрочно прекращено проведение налогового мониторинга.

Выездные налоговые проверки

проводятся (п. 5.1

  • проверка проводится вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • досрочно прекращено проведение налогового мониторинга;
  • налогоплательщиком не выполнено мотивированное мнение налогового органа;
  • представлена уточненная декларация за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет.

Прогнозы развития Налогового мониторинга

Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. В феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.

Результатами реализации данной концепции станут:

еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;

к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;

к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;

увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

По официальной статистике ФНС после подключения к налоговому мониторингу бизнес получает следующие выгоды:

на 30% сокращаются трудозатраты на проведение проверок

на 93% снижается сумма начисленных пеней

на 9% снижается среднее количество уточненных налоговых деклараций

на 54% сокращается количество требований о предоставлении пояснений и документов

на 77% уменьшается среднее количество документов представленных по требованию ФНС

Наш совет – рассматривайте налоговый мониторинг шире, чем просто взаимодействие с органами фискального контроля. Существует стереотип, что это инструмент тотального контроля и слежки, но это совсем не так. Практика показала, что Витрина данных способствует значительной экономии времени, а также поможет Вам быть более открытыми при взаимодействии с инвесторами, акционерами, аудиторами, банками и прочими партнерами. Пора трансформировать мышление и быть открытыми. В современном мире впереди будут те, кто понятен и вызывает доверие. Витрина данных – это уникальная возможность показать свой бизнес с наилучшей стороны!

Мотивированное мнение налогового органа

^К началу страницы

Мотивированное мнение дает возможность налогоплательщикам получить позицию налогового органа по вопросу правильности отражения сделок и их результатов с точки зрения законодательства о налогах и сборах (п.1 статьи 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение бывает 2-х видов:

  • по запросу организации – в случае, если у нее есть не урегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства (п.4 статьи 105.30 НК РФ);
  • по инициативе налогового органа – в случае, если установлен факт, свидетельствующий о нарушении налогового законодательства (п.3 статьи 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение направляется организации:

  • по запросу организации – в течение 1 месяца со дня получения такого запроса (срок может быть продлен на 1 месяц для истребования дополнительных документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения (п.5 статьи 105.30 НК РФ);
  • по инициативе налогового органа – в течение 5 дней со дня его составления, но не позднее, чем за 3 месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга (п.3 статьи 105.30 НК РФ).

Запрос о представлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг (п. 4.2 статьи 105.30 НК РФ)

В течение 1 месяца со дня его получения мотивированного мнения организации необходимо направить в налоговый орган согласие с мотивированным мнением с документами, подтверждающими выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии), или разногласия на это мотивированное мнение (п.6 статьи 105.30 НК РФ).

Взаимосогласительная процедура

В случае несогласия организации с мотивированным мнением, составленным налоговым органом, в ФНС России проводится в взаимосогласительная процедура. (п.1 ст. 105.31 НК РФ). Взаимосогласительная процедура проводится в течении одного месяца со дня получения разногласий.

По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения (п.3 ст. 105.31 НК РФ).

Организация в течение одного месяца со дня получения указанного уведомления уведомляет налоговый орган, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии) (п.5 ст. 105.31 НК РФ).

Оформив подписку, Вы сможете получать новости по теме “Налоговый мониторинг” на следующий адрес электронной почты:

Поле заполнено некорректно

Что после представления документов?

После получения всех необходимых документов налоговый орган проводит проверку их соответствия рекомендованным требованиям (Письмо ФНС России от 28.06.2017 No ЕД-4-15/12378 «О направлении порядка оценки полноты сведений, указанных организацией в заявлении о проведении налогового мониторинга и документах(информации)»), следовательно, организации остается лишь дождаться ответаналоговой, и, если он положительный, то с 1 января следующего года начать жить по-новому.

Доступ разрешен

Мониторинг Федеральная налоговая служба применяет с 2016 года. Он подразумевает взаимодействие фискальных органов и бизнеса в дистанционном формате. Компании добровольно предоставляют налоговикам онлайн-доступ к своим информационным системам, данным бухгалтерской и налоговой отчетности. Взамен же могут рассчитывать на снижение числа проверок. Фискальные органы не запрашивают документы, поскольку могут отслеживать все процессы в режиме реального времени. Проверке подвергаются только операции, которые содержат элементы риска. Трудозатраты компаний на сопровождение налогового контроля в таком формате снижаются более чем на треть.

Читайте также  Как рассчитать налог НДС?

Благодаря особому инструменту налогового мониторинга — мотивированному мнению — компании могут запрашивать позицию налогового органа о правильности налогообложения конкретной сделки или операции. Это дает определенность в части бизнес-планирования. Своевременное устранение рисков, на которые укажут инспекторы, избавляет от возможных санкций.

Сейчас подключаться к налоговому мониторингу могут лишь крупные компании с годовым оборотом не менее 3 млрд рублей и активами на 3 млрд рублей. Сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год должна составлять не менее 300 млн рублей.

Подписанная председателем правительства концепция предполагает снижение планки по совокупной сумме уплаченных за год налогов до 100 млн рублей. В нее также разрешат включать уплаченные страховые вносы. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также предлагается снизить втрое — до 1 млрд рублей. При этом компании для подключения к налоговому мониторингу не обязательно будет соответствовать всем трем критериям. Достаточно подходить по одному из них.

Концепция подразумевает составление и ведение налоговой службой карты отраслевых рисков участников налогового мониторинга, формирование риск-профилей компаний, автоматическое выявление рисков и оповещение о них налогоплательщиков.

Реализация заявленных планов позволит заметно расширить число потенциальных участников налогового мониторинга — до 3879 компаний к 2022 году и до 7827 — к 2024 году, уточняется в документе. Результатом развития этого инструмента станет снижение административной нагрузки на бизнес и влияния человеческого фактора при проведении налогового контроля, сокращение числа споров ФНС с налогоплательщиками, уменьшение потока бумажных документов, которые предоставляются в фискальное ведомство, и переход на электронный документооборот. Кроме того, ФНС сможет оперативнее выявлять и предупреждать нарушения, допускаемые налогоплательщиками.

Налоговый мониторинг сегодня уже используют «Аэрофлот», РЖД, «Ростех», «Газпром», ВТБ, «Мегафон», МТС, ООО «Гугл» (российская «дочка» Google) — всего 44 компании. Они обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в бюджет. В 2020 году на этот формат должны перейти еще 52 компании, в том числе 32 с госучастием, уточняли ранее в Федеральной налоговой службе.

Михаил Мишустин, председатель правительства РФ о налоговом мониторинге:

В первую очередь это совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления платежей по всем видам налогов и сборов.

Налоговый мониторинг

1 января 2015 года вступили в силу изменения в Налоговом кодексе РФ, в соответствии с которыми был введен институт налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг — это новая форма контроля за корректностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов, которая имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами контроля:

  • освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством о налогах и сборах) и, соответственно, затрат, связанных с их администрированием;
  • сокращение срока проведения налоговой проверки до года и 9 месяцев при глубине налоговой проверки в один календарный год;
  • снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов;
  • возможность получения мотивированных мнений по сложным вопросам;
  • информационный обмен с налоговым органом в режиме реального времени;
  • признание компании добросовестным и надежным налогоплательщиком;
  • добровольное участие.

Нормативные правовые акты:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга»).
  • Приказ ФНС России от 21 апреля 2017 года № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».
  • Приказ ФНС России от 16 июня 2017 года № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

Условия вступления в режим налогового мониторинга:

1. Соблюдение формальных критериев:

  • налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ) ≥ 300 млн руб.;
  • доходы ≥ 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов ≥ 3 млрд руб.

2. Подача в налоговый орган следующих документов до 1 июля:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информация об организациях и физических лицах, которые прямо и/или косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и доля такого участия составляет более 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации, в частности:
    • реестр рисков организации, идентифицируемые в целях осуществления налогового мониторинга;
    • реестр контрольных процедур организации, осуществляемые в целях осуществления налогового мониторинга;
    • отчет об анализе контрольных процедур организации, осуществляемых в целях осуществления налогового мониторинга;
    • матрица рисков и контрольных процедур организации;
    • результаты выполнения контрольных процедур организации, осуществляемых в целях осуществления налогового мониторинга;
    • оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации;
    • мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля организации.
  • иные документы, необходимые для вступления в налоговый мониторинг.

Наши услуги

  • Диагностика текущего состояния организации на соответствие требованиям по участию в налоговом мониторинге, в том числе в части:
    • экономической и практической целесообразности;
    • выявления открытых налоговых позиций и налоговых рисков;
    • оценки бизнес-процессов;
    • оценки зрелости системы внутреннего контроля;
    • анализа и оценки информационной среды.
  • Подготовка рекомендаций по соблюдению всех условий вступления в налоговый мониторинг, в том числе:
    • формулирование рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля (порядок выявления, оценки и документирование рисков в рамках бизнес-процессов, выявление и документирование контрольных процедур, оценка полноты использования автоматического функционала ERP-систем и т. д.);
    • разработка поэтапного плана вступления в налоговый мониторинг, в том числе разработка шагов по автоматизации обмена информацией в целях осуществления налогового мониторинга.
  • Построение/доработка бизнес-процессов, методологии и ИТ-платформы для достижения целевого уровня зрелости системы внутреннего контроля, а также эффективного обмена информацией с налоговым органом.
  • Подготовка и/или сопровождение при подготовке полного пакета документов для вступления в налоговый мониторинг.
  • Разработка или методологическая поддержка при разработке функционально-технических требований, включая:
    • требования для выбранной компанией ИТ-платформы в целях информационного взаимодействия с налоговым органом;
    • требования к степени раскрытия информации для выбранной компанией ИТ-платформы (в части строк декларации/регистра и т. д.);
    • требования по автоматизации системы внутреннего контроля.
  • Налоговый скрининг контрагентов

Налоговый скрининг контрагентов

Экспертный опыт «Делойта»

Мы обладаем уникальным опытом выполнения проектов по подготовке и сопровождению участия крупнейших компаний в режиме налогового мониторинга, а также опытом реализации долгосрочных проектов внедрения системы внутреннего контроля, в частности:

  • мы имеем опыт реализации проектов для крупнейших российских компаний горно-металлургической, нефтегазовой, нефтехимической и атомной отраслей промышленности, телекоммуникационного, FMCG- и IT-секторов;
  • мы успешно реализуем структурно сложные проекты длительного цикла в области внедрения и актуализации работы службы внутреннего контроля и процессного управления, требующие вовлечения большого количества бизнес-владельцев, имеющих различные цели.

Мы обладаем многолетним опытом реализации проектов разработки и совершенствования методологии налогового учета и проектов анализа налоговых рисков, что позволяет нам осуществлять комплексную экспертизу на этапах планирования, внедрения и реализации налогового мониторинга, в частности:

  • мы анализируем работу налоговой службы компании;
  • мы проводим унификацию методологии налогового учета для групп компаний;
  • мы разрабатываем и дорабатываем методологию налогового учета при внедрении новых ERP-систем и технологических решений (например, системы электронного документооборота);
  • мы занимаемся выявлением налоговых рисков, способных повлиять на успешное прохождение налогового мониторинга, и даем рекомендации по их снижению.

Наша команда состоит из опытных специалистов в области налогового мониторинга, налогообложения и права, а также экспертов в области управления рисками.

Опыт работы налоговых специалистов включает работу в ФНС России. Навыки экспертов «Делойта» подтверждаются международными сертификатами, в том числе ACCA, членством в налоговых комитетах крупных бизнес-ассоциаций и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: