Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?

Виды налоговых проверок регламентированы налоговым законодательством РФ. Какие именно виды проверок могут проводить налоговики, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?

Какие есть виды налоговых проверок?

  • Понятие налоговой проверки
  • Выездная проверка
  • Камеральная проверка
  • Встречная проверка
  • Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ
  • Итоги

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Официально термин «встречная проверка» не применяется с 2007 года, но на практике бухгалтеры используют его и сейчас.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте чем отличается выездная проверка от камеральной. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев (декларации по НДС — 2 месяца);
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

О нюансах встречной проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок. Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Налоговые проверки: сборник заблуждений

Какие ассоциации вызывает у вас термин «налоговые проверки»? Исходя из нашей практики, многие, прошедшие это мероприятие налогового контроля, считают, что знают о них все. Ну или почти все. В статье собраны некоторые заблуждения. Хочется внести ясность в определенные моменты, связанные с этим незабываемым процессом.

Виды налоговых проверок

Налоговые проверки бывают только камеральными и выездными. И все. Нет никаких встречных, углубленных проверок и тем более предвыездных. К налоговым проверкам также не относятся проверки валютного контроля, соблюдения законодательства о ККТ, местонахождения юридического лица, так как они проводятся в соответствии с иными нормативными документами, нежели Налоговый кодекс РФ.

Три основных параметра, отличающих налоговые проверки друг от друга: наличие или отсутствие документов на их проведение и окончание, период и продолжительность.

Камеральные проверки

Заблуждение:если налоговые органы не беспокоят своим вниманием, то никаких налоговых проверок не проводится.

О том, что в данный момент в отношении вашей компании проводится камеральная проверка, вы можете даже не знать. Если налоговый орган не обнаружит нарушений в отчетности, проверка останется вами незамеченной. И не получить документ по её итогам намного лучше, чем этот документ получить. Конечно, если он не касается возмещения НДС или акцизов.

Срок камеральной проверки является пресекательным и не подлежащим приостановлению. Продлить срок проверки с двух месяцев до трех можно лишь при наличии нарушений в декларации по НДС.

Предмет камеральной проверки — налоговая декларация (расчет) за определенный период, а не сам период. Нет декларации — нет проверки. Две декларации по разным налогам за один период приводят к двум камеральным проверкам.

Период их проведения не ограничен тремя годами. Если вашему бухгалтеру вдруг вздумалось в 2020 году внести изменения в декларацию за год 2014, этот факт не останется незамеченным бдительными налоговыми органами. И если по итогам камеральной проверки этой декларации выявляются нарушения, процедура будет такая же, как и по итогам недавней декларации. Единственное отличие — возникшую переплату по налогам получить не удастся, т.к. здесь трехлетний срок, увы, работает.

Выездные проверки

Заблуждение: отодвинуть срок начала выездной проверки можно, если не получать решение о ее проведении.

Проверка начинается с момента вынесения данного решения. Кроме того, выездную проверку может проводить налоговый орган, в котором организация в данный момент не состоит на учете. Это происходит в случае, когда компания сменила свое местонахождение, но предыдущим налоговым органом уже вынесено решение о проведении выездной проверки. В Налоговом кодексе РФ не содержится требований о прекращении начатой проверки в данной ситуации, да и судебная практика подтверждает этот подход.

Прежде чем принимать решение о корректировке суммы налогов, тем более в сторону уменьшения, необходимо взвесить все факторы, которые могут повлиять на решение инспекции провести выездную проверку, включая периоды, превышающие трехлетний срок. Если вы в чем-то не уверены, лучше оставить все как есть.

Запрос пояснений и документов в ходе проверок

Если в ходе камеральных проверок у налогового органа возникли вопросы по поводу финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, ответы он может получить путем направления двух разных документов: требования о представлении документов (информации) и (или) требования о представлении пояснений.

Причем оснований для направления второго Налоговый кодекс РФ даёт куда больше. Часто налоговые органы пытаются сочетать несочетаемое и использовать второе упомянутое требование для запроса тех или иных документов.

Требование о представлении пояснений

Заблуждение: при получении требования о представлении пояснений налогоплательщик обязан предоставить также и запрошенные документы.

Налоговый орган может запросить документы таким путем, но ваш отказ в их предоставлении правомерен.

В рамках камеральной проверки требование о представлении пояснений может быть направлено в следующих случаях:

  • если выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • если выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
  • если в уточненной налоговой декларации (расчете) уменьшена сумма налога, подлежащая уплате по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
  • если в налоговой декларации (расчете) заявлена сумма полученного убытка;
  • если применены налоговые льготы в отношении операций или имущества.

При наличии этих оснований предоставление документов является правом налогоплательщика.

Истребование документов

В отличие от данной процедуры в ходе выездной проверки список оснований для требования документов в ходе проверки камеральной, поименованный Налоговым кодексом РФ, является закрытым. Остановимся только на некоторых моментах.

Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на налоговые льготы. В данном случае вопросы возникают только, когда Налоговым кодексом РФ они прямо не поименованы для того или иного налога, например, в части НДС. Поэтому здесь необходимо ориентироваться на данное в Налоговом кодексе РФ определение льгот и на судебную практику: льготы — это операции, которые освобождены от налога только у отдельных категорий налогоплательщиков, но облагаются у других.

Читайте также  Какие налоги идут в местный бюджет?

В случае возмещения НДС или применения вычетов по акцизам, налоговым органом могут быть затребованы только документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. И ничего более.

Заблуждение: налоговый орган может повторно истребовать одни и те же копии документов.

Копии документов предоставляются единожды. За исключением случая, когда они были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Например, если в налоговом органе произошел пожар, который уничтожил ранее представленные вами документы, их необходимо представить повторно. Но лишь при подтверждении налоговой службой их утраты в связи с этим обстоятельством.

Обязательно сохраняйте подтверждения получения копий документов налоговым органом с их описью, чтобы не делать двойную работу.

Обжалование решений по результатам налоговых проверок

Во-первых, процессуально апелляционная жалоба — это жалоба, направленная в вышестоящий налоговый орган до вступления решения по налоговой проверке. Если вы не смогли уложиться в отведенный месяц, то подается жалоба (прим.: апелляционная жалоба и «просто жалоба» — это разные процессуальные документы), которая уже не приостанавливает вступление решения в силу и применения мер взыскания по нему.

Во-вторых, подача жалобы в ФНС на решение Управления по субъекту РФ также не приостанавливает вступление решения в силу с соответствующими последствиями.

В-третьих, налогоплательщик не может обратиться в суд, пока не будет вынесено решение по любой из жалоб вышестоящим налоговым органом. Но эта норма перестает работать, если решение не принято налоговым органом в установленные сроки.

Как подготовиться к плановой налоговой проверке. Какие документы запрашивает налоговая при проверке.

По результатам выездной налоговой проверки фирме доначислили НДС в размере 255 000 рублей, так как она занизила налог по реализованным товарам и услугам, а также неправомерно заявила вычеты. Вдобавок из-за учета сверхнормативных затрат на рекламу и представительские расходы был доначислен налог на прибыль в размере 270 000 рублей. Плюс соответствующие пени и штрафы — на сумму 152 000 рублей.

В эту печальную историю компания попала из-за некомпетентности приходящего бухгалтера. Чтобы вы не оказались в подобной ситуации, мы написали статью о том, как подготовиться к налоговой проверке и что делать, если проверяющие уже обрадовали вас своим визитом?

Коротко о главном:

  • проверки бывают плановые и внеплановые, выездные и камеральные, о любой из них вы можете узнать заранее
  • важно привести документацию в соответствие с требованиями закона о бухучёте и других актов. Особое внимание уделите бумагам, с помощью которых будете подтверждать льготы — их обычно проверяют особо тщательно
  • в ряде случаев возможна повторная выездная налоговая проверка либо проверка может быть продлена со стандартных двух до шести месяцев
  • проверяющих могут заинтересовать ваши контрагенты, у которых есть признаки фирм-однодневок. В этом случае на допрос вызовут руководителя такой компании, вас и вашего главбуха
  • вы имеете право подать возражение на акт налоговой проверки, если не согласны с итоговыми выводами сотрудников ФНС. Сделать это нужно в течение месяца с момента получения акта.

Для того, чтобы налоговая проверка не стала неожиданностью, руководителю необходимо знать, в каких случаях сотрудники ФНС имеют право появиться в его офисе. Рассказываем, как подготовиться к налоговой проверке заранее, и что делать, если проверяющие уже порадовали вас своим визитом. Какие документы запрашивает налоговая при проверке

Один мой хороший знакомый является директором и единственным учредителем посреднической фирмы, которая в прошлом году попала под выездную налоговую проверку. Компания занималась деятельностью «купи-продай» — поставки реальные, все подтверждено документами.

Содержание штатного бухгалтера для своей фирмы директор посчитал непосильной финансовой обузой, поэтому нанял приходящего. Но ведь не зря говорят, что скупой платит дважды.

По результатам проверки фирме доначислили НДС в размере 255 000 рублей и начислили штраф 51 000 рублей (20% от суммы недоимки), так как она занизила налог по реализованным товарам и услугам, а также неправомерно заявила вычеты. В частности, проверяющие установили, что компания нарушила НК РФ, получив двойной вычет НДС по одной и той же сделке. Дважды в течение года компания получала от продавца счет-фактуру (на аванс и на поставку товара) и оба раза бухгалтер принимал НДС к вычету.

Вдобавок из-за не включения в доходы 1 350 000 рублей списанной просроченной кредиторской задолженности был доначислен налог на прибыль в размере 270 000 рублей. Плюс соответствующий штраф (20% от суммы недоимки) — 54 000 рублей.

Суммы, доначисленные по итогам проверки, приходится выплачивать до сих пор. Причем пени увеличиваются, и это будет продолжаться до тех пор, пока вся недоимка не будет погашена. Приходящий бухгалтер перестал отвечать на звонки и письма.

В отличие от приходящего бухгалтера, который в случае претензий со стороны контролирующих органов может пропасть бесследно, мы несем перед своими клиентами финансовую ответственность в размере 1 000 000 рублей. Это означает, что в случае найденных налоговым инспектором ошибок начисленные по итогам штрафы и пени оплачивает наша компания. Мы ставим на карту все, что имеем: профессиональную репутацию и деньги.

Чтобы налоговая проверка не стала для фирмы катастрофой, учите матчасть. Выделив 10 минут на прочтение этой статьи, вы узнаете как подготовиться к налоговой, а также:

  • Какие виды налоговых проверок бывают, и в каких случаях они проводятся?
  • Как узнать, что на вашем предприятии планируется проверка?
  • Как вести себя с проверяющими?
  • Какие документы им могут понадобиться?
  • Что они имеют право проверять, а что нет?

Специалисты Фингуру помогут избавиться от бумажной рутины и привести в порядок бухгалтерию

Рассказываем обо всем по порядку.

Виды налоговых проверок

Существуют две разновидности налоговых проверок: плановые и внеплановые.

Плановая проверка налоговой проводится не чаще одного раза в два года по утвержденному графику, который доводится до налогоплательщиков.

Внеплановые проверки осуществляются при наличии сведений и фактов, связанных с нарушением налогового законодательства, неисполнением или ненадлежащим исполнением плательщиком налогового обязательства и в иных случаях, предусмотренных ст. 10 Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008.

Налоговые проверки исполняются камерально (в офисе инспекции) или с выездом к налогоплательщику. При выездной проверке инспектор имеет право лично осмотреть производство, убедиться, что предприятие функционирует, изучить на месте и даже принудительно изъять всю необходимую первичную документацию, а также провести инвентаризацию.

Все виды налоговых проверок проводятся в соответствии с пунктами Закона № 294-ФЗ. У организаций есть возможность заранее узнавать как о плановых, так и о внеплановых ревизиях.

Как узнать о плановой проверке налоговой? Планы проведения проверок контролирующими органами — это информация, которую ежегодно публикует Генеральная прокуратура РФ. На сайте ведомства опубликован сводный план проверок юридических лиц на 2019 год. Тому, кто найдет в нем свою компанию, можно начинать готовиться к визиту из налоговой.

О проведении внеплановой выездной проверки ФНС оповещает заранее. В извещении, которое присылается на предприятие, согласно правилам проведения выездных проверок, изложенным в ст. 89 Налогового кодекса РФ, должен быть указан срок и период проведения проверки, дан перечень налогов, отчисления по которым будут проконтролированы.

Права и обязанности. Как вести себя при проверке

При камеральной проверке в инспекцию представляются все запрашиваемые документы, и инспектор проверяет их на своем рабочем месте. Выездная проверка проводится на предприятии, к участию в ней могут быть привлечены не только руководитель и главный бухгалтер, но и другие специалисты.

Подготовьте для инспектора рабочее место: лучше, если это будет отдельный кабинет. Также имеет смысл проинструктировать всех сотрудников, с которыми могут контактировать проверяющие, рассказать им о правах и обязанностях, определенных ст. 21 и ст. 23 НК РФ.

Какие документы запрашивает налоговая при проверке? Все, которые имеют отношение к проверяемому периоду и налогам, указанным в решении о проверке.

— Приведите документацию в соответствие с законом о бухучете и требованиями других норм.

— Уделите внимание документам, которыми будете подтверждать льготы — их обычно проверяют особо тщательно.

— Составьте опись документов и передавайте их под подпись.

Налоговое законодательство предусматривает право инспекторов на запрос документов вне рамок налоговой проверки. Так, если проверка проводится у вашего контрагента, вас могут попросить представить документы, касающиеся его деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 31 , п. 12 ст. 89, ст. 93.1 НК РФ).

О чем будет спрашивать налоговая

Проверяющих обязательно заинтересуют ваши контрагенты, у которых есть признаки фирм-однодневок. Инспектор может вызвать на допрос руководителя предполагаемой “однодневки”, а также вас и вашего главного бухгалтера. Задавать вопросы по сделкам, которые показались инспекторам “сомнительными”, вам будут примерно одинаковые, но допрашивать по отдельности:

  • Каким образом и когда нашли данного контрагента?
  • Почему выбрали именно его?
  • Каким образом контактировали с контрагентом?
  • Кто подписывал договоры и прочие документы?
  • Контактные данные и реквизиты контрагента?
  • Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
  • Каким образом происходила передача товара, как он доставлялся и где хранился?

Если вы не можете продиктовать реквизиты контрагента или вспомнить, каким образом вы с ним контактировали — смело отвечайте “не помню”. Вы не обязаны знать наизусть все детали по каждой сделке.

Есть вопросы? Запишитесь на бесплатную консультацию и спросите экспертов Фингуру о том, как правильно подготовиться к налоговой проверке.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторная выездная проверка регулируется п. 10 ст. 89 НК РФ и проводится по уже проверенному налоговому периоду и налогам только в случаях:

  • проверки вышестоящим налоговым органом налогового органа, проводившего проверку
  • представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Если в ходе повторной проверки налоговый орган обнаружит нарушения, которые не были выявлены первоначальной проверкой, вам придется заплатить недоимку. Также ваша компания будет оштрафована, если выяснится, что налоговые правонарушения не выявлены из-за сговора с проверяющими (абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Продление налоговой проверки

В общем случае выездная проверка продолжается 2 месяца. В некоторых случаях этот срок может быть увеличен до 4 месяцев, а в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ – до 6 месяцев. Но для этого должны быть веские причины.

В Приказе ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@ в качестве оснований для продления сроков проведения проверки названы следующие обстоятельства:

  • проведение проверок крупнейших налогоплательщиков
  • получение в ходе выездной (повторной выездной) проверки информации, которая свидетельствует о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах и требует дополнительной проверки
  • наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка.

Возражение на акт налоговой проверки

Вы имеете право подать возражение на акт проверки, если не согласны с итоговыми выводами сотрудников ФНС. Это письменное обращение в инспекцию, выражающее несогласие с актом, составленным по результатам проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых нарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). Вы можете не согласиться как со всем актом проверки, так и с отдельными положениями. Возражение должно быть направлено в отделение налоговой службы, проводившее проверку, в течение месяца с момента получения акта.

Читайте также  Как вернуть переплату по налогам физических лиц?

Как действует бухгалтер Фингуру в случае налоговой проверки в компании клиента?

Каждой проверке предшествует уведомление, в котором ИФНС запрашивает:

  • копии или оригиналы документов
  • бухгалтерские и налоговые регистры
  • пояснения по тем или иным вопросам
  • расчёты

Всё это мы передадим налоговой в электронном виде, а если каких-то документов не окажется — попросим вас их отсканировать и загрузить в электронный архив. Остальное, включая переписку с ИФНС, — наша задача

Мы обрабатываем письма от ИФНС, которые приходят в зашифрованном виде и открываются с помощью электронной подписи, а после решения вопроса направляем вам отчёт о проделанной работе. Делаем все возможное, чтобы ответить на запросы удалённо, чем минимизируем вероятность проверки — налоговой незачем к вам приходить. Если проверяющие всё же посетят офис, ваш персональный менеджер будет на связи в чате и подскажет, какой документ просят и зачем.

Платить дополнительно не придется, работа с требованиями налоговой входит в тариф на обслуживание.

Избавьтесь от бумажной работы и будьте уверены в благополучном исходе проверки!

Понятие и виды налоговых проверок

Содержание статьи

  • Определение
  • Кто проводит проверку?
  • Основные виды налоговых проверок
    • Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)
  • Камеральные проверки
  • Выездные налоговые проверки
  • Встречные налоговые проверки
  • Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок
  • Краткий перечень нарушений, который поможет оперативно сориентироваться и оспорить решение налоговых проверок

Определение

Налоговая проверка – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Как указано в “Концепции планирования выездных налоговых проверок”, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения налогового контроля в виде налоговых проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются главой 14 Налогового кодекса.

Кто проводит проверку?

Налоговый контроль проводят должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Камеральные проверки

Камеральную (документальную) налоговую проверку практически постоянно проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Проверка проходит в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (ст. 88 Налогового кодекса РФ). При подаче уточненной налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Дата представления уточненной декларации является началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки.

В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок является основной приоритетной формой налогового контроля налоговых органов. Это направлено на значительное сокращение трудовых и материальных затрат на проведение выездных налоговых проверок. На основании камеральных проверок, налоговые органы, руководствуясь определенными критериями, отбирают налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Юридическое сопровождение проверок налоговых органов

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Выездные налоговые проверки

Согласно 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определяет критерии налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны, размещены на интернет-сайте ФНС России и регулярно обновляются.

Вот эти критерии на сегодняшний день:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п;

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).

Таким образом, система планирования выездных налоговых проверок, которая доступна каждому налогоплательщику, позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить свои налоговые риски и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки.

Необходимо иметь в виду, что налоговые органы, в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ, наделены широким полномочиями требовать документы осматривать помещения, проводить выемки документов, проводить допросы свидетелей. Весь этот арсенал прав налоговики используют без стеснения, если дело доходит до выездной проверки.

Более того, поскольку выездной проверке предшествует камеральная, налоговые органы точно знают куда смотреть и о чем спрашивать. Это нужно иметь ввиду для того, чтобы объективно оценивать риски проверки и начисления дополнительных налогов и штрафов.

Встречные налоговые проверки

Любая налоговая проверка может обернуться встречной проверкой. Встречная проверка проводится для подтверждения реальности хозяйственных операций. Например, камеральной проверкой установлены затраты на покупку молока у фирмы, основной вид деятельности которой переработка металлолома. Обнаружив такую странную операцию, налоговики попросят металлоломщиков показать свой экземпляр счета-фактуры и проверят его отражение в соответствующей декларации. Это и будет встречная проверка.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих – это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.

Обязательно необходимо понимать, что решение по дополнительным основаниям не отменят, если нарушения установлены и подтверждены законными доказательствами.

Краткий перечень нарушений, который поможет оперативно сориентироваться и оспорить решение налоговых проверок

Решение можно оспорить если:

  • Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела;
  • Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем;
  • В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка;
  • Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ;
  • Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ;
  • Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.

Виды налоговых проверок

Информация подготовлена и предоставлена редакцией «Бератор». Впервые была опубликована в бераторе «К вам пришла проверка».

Налоговые инспекции проводят:

налоговые проверки (инспекторы проверяют, как фирмы и предприниматели платят налоги);

неналоговые проверки (инспекторы проверяют не свя­занные с налогами вопросы, например применение контрольно-кассовой техники).

Виды налоговых проверок

Налоговые проверки бывают:

• выездные (иногда их называют «документальные») -это проверки, проводимые на территории фирмы или предпринимателя;

• камеральные — проверки бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмами (предпринимате­лями) в налоговые инспекции (без выезда к налого­плательщикам).

Выездные проверки

Выездные проверки наиболее опасны — именно по их результатам начисляется львиная доля штрафов.

Выездные проверки бывают:

• комплексные и выборочные (тематические);

• плановые и внеплановые;

Комплексные и выборочные проверки

При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем нало­гам, а при выборочной проверке — по какому-то одному или нескольким налогам.

Особый вид выборочной проверки — тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или пред­принимателя. Например, расчеты с поставщиками, экс­портные сделки, применение налоговых льгот и т. д.

Налоговики пришли с проверкой в 000 «Актив». Руководителю фир­мы они предъявили решение о проведении проверки, в котором написа­но: «проверка по вопросам правильности исчисления, удержания и упла­ты налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года». Это значит, что инспекторы будут проверять рас­четы именно по этому налогу за 2002 год, то есть проведут выборочную проверку.

Читайте также  Нужно ли платить пени по налогам?

Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам со­блюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января

2002 года по 31 декабря 2002 года», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2002 год, то есть провести комплексную про­верку.

Помните: налоговики могут проверить только те во­просы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к провер­ке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать.

Контрольная проверка

Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вы­шестоящие налоговики могут провести еще одну, при­чем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.

Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из на­логовой инспекции, то повторно могут прийти из регио­нального управления. Если же первоначальную провер­ку провело управление, то с контрольной придут из межрегиональной инспекции.

Налоговая инспекция проводить повторные проверки может только в одном случае: если фирма представила уточненную налоговую декларацию, в которой сумма на­лога оказалась меньше, чем ранее заявленная.

Контрольная проверка очень похожа на выездную: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, допрашивают свидетелей и т. д. По резуль­татам проверки составляют акт.

Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача — проверить фирму, то при контрольной — налоговую инспекцию.

Региональное управление приняло решение провести повторную вы­ездную проверку ЗАО «Архангельскгеолдобыча» (г.Архангельск). Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оператив­ного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».

Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача кон­трольного мероприятия — это проверка работы налоговой инспекции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 января 2002г. №А05-1415/01 -104/13).

Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правона­рушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако «факт сговора» необходимо доказать.

Плановые и внеплановые проверки

Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С вне­плановыми проверками все иначе — налоговые инспекто­ры появляются без предупреждения. Но такое случается редко, например когда они опасаются, что нужные доку­менты будут уничтожены.

Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

Универсальных критериев, по которым формируются планы, нет. Но, несмотря на это, выбор той или иной фирмы или предпринимателя не случаен. С точки зрения налоговиков, каждая налоговая проверка должна прино­сить доход в бюджет: выявлять неуплаченные налоги, начислять штрафы. Поэтому в первую очередь в план проведения выездных проверок попадают фирмы или предприниматели, о которых известно, что они скрыва­ют налоги. Информацию об этом налоговики получают из разных источников. Например, они принимают во внимание результаты камеральных проверок: если вы не сдаете отчетность или сдаете «нулевые» декларации -ждите проверку.

Насторожить налоговиков может и то, что данные от­четности фирмы резко отличаются отданных отчетности аналогичных предприятий или же у фирмы при одинако­вом объеме выпуска продукции в разные месяцы суммы платежей в бюджет значительно различаются.

ЗАО «Актив» платит НДС помесячно. В августе выручка фирмы соста­вила 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.). В этом же меся­це фирма купила сырье для производства. На него потратили также 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.).

За август «Актив» может не платить НДС (сумма вычетов по этому на­логу равна сумме НДС, начисленной к уплате в бюджет).

В сентябре фирма получила от покупателей 12 390 000 руб. (в том числе НДС -1 890 000 руб.). Для производства «Актив» использовал сы­рье, которое было куплено в августе.

За сентябрь «Актив» должен заплатить НДС в сумме 1 890 000 руб.

В этой ситуации налоговики могут назначить выездную проверку «Актива» из-за значительного колебания сумм НДС, которые нужно за­платить в бюджет.

Кроме того, фирма попадет в план проверок, если у нее ранее уже были обнаружены нарушения или в инспекцию поступили сведения из Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, прокуратуры или других ведомств о том, что фирма скрывает налоги.

Имеет также значение использование льгот: чем их больше, тем выше вероятность проверок.

Помните: чем меньше вы выделяетесь на фоне других фирм и предпринимателей, тем меньше вероятность про­верки.

Встречная проверка

Встречная проверка — это проверка операций друг с другом двух и более фирм.

Обратите внимание: несмотря на то что в Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка», ин­спекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров. В ста­тье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребо­вания документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компа­нии информацию, касающуюся ее деятельности.

Вне рамок налоговой проверки инспекторы вправе за­просить у фирмы информацию о партнере по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Проводить встречную проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.

Чтобы организовать встречную проверку контраген­та проверяемой фирмы, налоговая инспекция должна направить письменное поручение в другую инспекцию, где этот контрагент состоит на учете. Получив поручение, вторая инспекция в течение пяти дней требует у контр­агента необходимые документы либо направляет инспек­торов для их проверки непосредственно на предприятие. Когда оба партнера состоят на учете в одной инспекции, проверять их могут одни и те же инспекторы.

Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если вы не можете представить нужные бумаги в указан­ный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок.

За отказ предоставить информацию по контрагенту фирме грозит штраф в размере 1000 рублей, а при повторном нарушении в течение ка­лендарного года — 5000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).

После встречной проверки налоговики составляют справку, в которой указывают все, что выявили. Затем справку посылают в инспекцию, по чьему запросу прово­дилась встречная проверка.

Ситуация первая: налоговики проводят встречную проверку у вашего делового партнера

В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала встречная проверка.

Один из возможных результатов встречной провер­ки — отсутствие искомой фирмы, то есть вашего де­лового партнера. В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС, уплачен­ный в составе этих расходов.

Однако, если дело доходит до судебного разбиратель­ства, судьи обычно встают на сторону предприятия — об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основ­ной довод судей — налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров.

Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не столь лояльно и могут в той же ситуации вынести про­тивоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к воз­мещению НДС, уплаченный поставщику по приобретен­ным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

Гораздо сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже — цифры в документах, партнеров различаются. Тут в руках у налоговиков сразу же оказываются весомые аргументы: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры, где сто­ят одинаковые печати, но цифры в них разные. А это до­казательство того, что кто-то из партнеров нечист на ру­ку. Если возникнет необходимость, эти бумаги можно будет предъявить в суде.

Если расхождения окажутся серьезными и приве­дут к искажению налоговой базы за три финансовых года подряд на сумму более 500 000 рублей, налоговики пере­дадут материалы в милицию. В такой ситуации милицио­неры могут возбудить уголовное дело по статье 199 Уго­ловного кодекса (уклонение от уплаты налогов).

Ситуация вторая: налоговики проводят встречную проверку у вас

Если встречная проверка проводится на вашей фир­ме, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку нало­говики могут не всегда.

Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое вре­мя инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках встречной проверки. Просмотрев эти доку­менты еще раз, налоговики обнаружили у вашей фирмы нарушения. По итогам встречной проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще од­ну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышесто­ящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодек­сом (ст. 89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким обра­зом, у вас есть шанс наказания избежать.

Документы, которые требует инспекция в рамках встречной проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Если инспекторов заинтересовала ка­кая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой свя­заны. Это могут быть, например, договор, счета-факту­ры, накладные, платежные поручения и т. п. Если нало­говики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

Обратите внимание: инспекторы вправе требовать информацию о конкретной сделке у всех ее участни­ков и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Прав­да, только в том случае, если у контролеров возник­нет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно. Фирмы долж­ны подать документы в течение пяти дней с момента по­лучения запроса.

По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная провер­ка представляет собой проверку бухгалтерской и налого­вой отчетности, представленной налогоплательщиком. Ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.

В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе вы­ездной) налоговики могут провести встречную проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (о встречной проверке читайте выше).

Виды неналоговых проверок

В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель:

Юлия Александрова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с проведением и оформлением сделок по недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Юлия Александрова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Amur-News.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: