Недоимка это сумма налога или сбора

Недоимка. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

Легальное понятие недоимки дается в ст. 11 Налогового кодекса РФ. Здесь под недоимкой понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В судебной практике имеются положения, разъясняющие состав недоимки. Верховный Суд РФ указывает, что при решении вопроса о том, совершено ли сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в крупном размере, судам следует иметь в виду, что взысканные или подлежащие взысканию пени и штрафы в сумму недоимок не включаются [1, п. 21].

Схожие понятие встречаются в литературе. Например, указывается, что «недоимка представляет собой сумму задолженности по тому или иному виду налога либо сбора, не поступившей в бюджет соответствующего уровня либо государственный внебюджетный фонд» [10, с. 39-40].

Некоторые авторы считают, что «целесообразно внести в законодательное определение недоимки изменения, касающиеся отнесения соответствующих пеней и штрафов, происходящих из неуплаченной суммы налога» [10, с. 40]. Аналогичные подходы встречались до вступления в силу Налогового кодекса РФ. Например, указывалось, что «задолженность перед бюджетом — это, прежде всего, недоимки, т.е. не уплаченные своевременно налоговые платежи; начисленные налоговыми органами финансовые санкции. » [7]. Однако современное законодательство идет по другому пути. Здесь понятие недоимки четко отграничивается от задолженности по пеням и штрафам, например, это видно из названия и содержания ст. 59 НК РФ. В качестве общего понятия, охватывающего недоимку, задолженность по пеням и штрафам, предлагается использовать термин «налоговый долг» [6, с. 23].

Возникают вопросы о соотносимости понятия недоимки с другими близкими налогово-правовыми понятиями, например, с понятием задолженности по уплате авансовых платежей. Здесь следует учитывать, позицию ВАС РФ о том, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т.е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода [2, п. 17]. С учетом указанной позиции налоговые органы разъяснили, что «авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу статьи 11 Кодекса неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу» [3].

Исходя из легального определения недоимки она может возникать лишь у налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Суммы налогов и сборов, не перечисленные банками, не могут именоваться недоимкой, так как к моменту возникновения обязанности банков перечислить сумму налога или сбора она с учетом положений ст. 45 НК РФ является уже уплаченной. В определенной мере этот подход подтверждается ст.ст. 60, 133 НК РФ, которые не употребляют применительно к задолженности банков понятие недоимки. Экономисты критикуют такое понимание недоимки. В частности, указывается, что «в настоящее время юридическое определение недоимки, приведенное в HK РФ, обусловливает сокращение ее размеров де-юре, но не уменьшает, а наоборот увеличивает ее де-факто из-за того, что денежные средства в виде налоговых платежей, еще не полученные финансовыми органами, а соответственно, и получателями бюджетных средств, являются исполненной обязанностью налогоплательщиков и приравненных к ним лиц. Поэтому для исполнения бюджета де-факто требуется изменить юридическое определение недоимки, которой следует считать сумму налога или сбора, не внесенную на соответствующие бюджетные счета в установленный законодательством о налогах и сборах срок [5]. В определенной мере широкое понимание недоимки, включающей также задолженность банков по перечислению средств в бюджеты, содержится в вышеуказанном определении А.С. Титова, который в содержание определения недоимки включает указание на то, что это средства, не поступившие в бюджет.

В ряде случаев законодатель использует понятие «задолженность», содержание которого аналогично понятию «недоимка». Так, при определении содержания требования об уплате налога и сбора в п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о «сумме задолженности по налогу». При этом в п. 2 данной статьи указано, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель в данном случае под «задолженностью по налогу» подразумевает именно недоимку, и основанием возникновения задолженности по налогу является недоимка [4].

Возникает вопрос о соотношении понятий недоимка и задолженность по налогам и сборам. В экономической литературе существует три основных подхода к определению структуры задолженности по налогам и сборам: налоговая задолженность равнозначна недоимке; задолженность определяется как недоимка, увеличенная на суммы отсроченных (рассроченных платежей) и приостановленных к взысканию платежей; и задолженность включает помимо недоимки пени и штрафы [9].

Выше недоимка определялась в материальном смысле. Однако в отдельных случаях предлагается рассматривать ее также в юридическом смысле. Здесь также имеется несколько подходов. В одних работах указывается, что «недоимка в соответствии с действующим законодательством является противоправным деянием, направленным на нарушение существующих правил поведения в налоговой сфере, поэтому может быть определена еще и как налоговое правонарушение» [10, с. 43]. В то же время другие ученые считают, что «недоимка в юридическом смысле представляет собой скорее не правонарушение, а объективно противоправное деяние, которое заключается в неисполнении налогоплательщиком (иным лицом) обязанности уплатить (перечислить) сумму налога (сбора) в рамках возникшего налогового обязательства» [6, с. 13].

Как представляется, современное законодательство идет по второму пути, не рассматривая недоимку обязательно как правонарушение. Одно из основных значений использования понятия недоимки заключается в том, что именно ее наличие является юридическим фактом, влекущим возникновение отношений по принудительному исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Как указывается в литературе, по действующему законодательству о налогах и сборах взыскивать можно только недоимку, пени и штрафы, а вовсе не налоги, которые уплачиваются налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) и, соответственно, взимаются налоговыми и иными уполномоченными органами [8].

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

2. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

3. Письмо ФНС России от 19.11.2012 г. N НД-4-8/19411@.

4. Галкин А.В. Основания возникновения налоговой задолженности // Налоги. 2009. N 5. С. 23-27.

5. Зуйкова Л.В. Недоимка по налоговым платежам; экономическое содержание и пути сокращения: Автореф. дисс. . канд. экон. наук. М., 2001.

6. Красюков А.В. Безнадежные долги по налогам и сборам: понятие и процедура списания: монография. М.: Ось-89, 2006. — 208 с.

7. Лебедев К.Н. Понятие, состав и правовой режим кредиторской задолженности // Хозяйство и право. 1998. N 11.

8. Пройдаков А.А. Порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2005.

9. Пронин С.Б. Взыскание задолженностей по налогам с организаций. М.: ООО «Журнал «Горячая линия бухгалтера», 2006.

10. Титов А.С. Недоимка: Правовое регулирование взыскания. М.: Центр ЮрИнфоР, 2003. — 218 с.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника «101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование» / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. — Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Недоимка и её роль в налоговом учёте

Недоимка – это термин, который можно обнаружить еще в юридических документах 19 века. Тогда с крестьян взимались налоги, но у большинства не находилось средств для выплат. Образовывались недоимки. Тот, тяжелый для простых людей, период закончился, однако термин используется и сейчас.

Что собой представляет недоимка?

Согласно НК, недоимка — это налоги или обязательные платежи, которые не были выплачены.

Попросту говоря, это задолженность. Недоимку взыскивают как с физических, так и с юридических лиц. Выплаченные средства направляются в бюджет государства.

Недоимки по налогам

Налоговые отчисления предполагают установленную дату их оплаты. Если предприятие не сделает выплаты, то начисляется недоимка. Начисления формируются со следующего дня после просрочки. Неустойка начисляется ежедневно вплоть до даты оплаты задолженности и пени.

Если должник не выплачивает долг в полном объеме, пеня взыскивается в принудительном порядке. То есть, через суд. Сумма долга списывается с банковских счетов. Если средств нет, происходит арест собственности.

Если прошло много времени, никакие меры принуждения на должника не действуют, задолженность признается безнадежной. В этом случае она списывается.

ВАЖНО! К формированию недоимки могут привести возмещения от налогового органа за переплату налогов.

Недоимки по страховым взносам

Существуют следующие виды недоимок по страховым взносам:

  • По ФСС. Возникает при наличии задолженности перед ФСС. Существует определенный порядок расчетов размера недоимки: из общей суммы долга вычитаются уже уплаченные взносы. Из сумм, направленных в Фонд социального страхования, государство формирует бюджет для пособий.
  • В ПФР. Задолженность формируется из обязательных пенсионных выплат.
  • В ФФОМС. Долг формируется из обязательных выплат по медицинскому обслуживанию.

Наличие долга предполагает начисление пени по ставке, соответствующей текущей ставке ЦБ РФ. Предприятие, в котором есть наемные работники, должно уплачивать взносы до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Читайте также  Как получить консультацию в налоговой инспекции?

Как выявляется недоимка?

Недоимка, в большинстве случаев, выявляется следующим образом:

  1. Составляется налоговая декларация.
  2. Рассчитывается налог.
  3. Если налог не уплачен вовремя, образуется недоимка.
  4. Формируется сумма пени.

Недоимка может быть обнаружена в результате налоговой проверки.

Обнаруживается при следующих обязательствах:

  • Неправильное составление платежных документов, по причине чего деньги не поступили кредитору.
  • Ошибки, которые появились при исчислении.

Найти недоимку может сам владелец предприятия в процессе проверки документов. В этом случае он должен незамедлительно провести оплату.

Порядок взыскания

Взыскание в принудительном порядке происходит в том случае, если должник отказывается оплатить их добровольно.

Сам кредитор не имеет права реализовывать принудительные меры в отношении дебитора. Делается это исключительно через суд.

Нельзя сразу отправиться в судебный орган. Нужно сначала попробовать решить проблему в досудебном порядке. Для этого должнику сначала направляется требование о добровольной выплате долга, в состав которого входит начисленная пеня. Требование составляется по установленной форме. Направляется оно в течение 3 месяцев с даты появления задолженности. Требование вручается лично в руки. Также оно может быть направлено заказным письмом. В документе обязательно указываются следующие пункты:

  • Сроки, в которые нужно покрыть недоимку.
  • Причины, на основании которых появилась задолженность.
  • Последствия, которые будут применены к должнику, если он не оплатил долг.
  • Информация из соответствующих законов.

В требовании также может не указываться сроков. В этом случае дебитору нужно погасить долг в течение 10 дней.

Если должник никаких выплат не делает, то кредитор имеет право обращаться в суд. После получения исполнительного документа начинается производственный процесс. В процессе его реализуются меры принуждения:

  • Списание средств с банковских счетов в размере долга.
  • Арест имущества.
  • Запрет на выезд за границу.

Если задолженность не выплачивается в течение длительного времени, она признается безнадежной и аннулируется.

Особенности начисления пени

Пеня начисляется ежедневно. Размер ее определяется в процентном соотношении от задолженности. К примеру, долг человека перед налоговой составляет 1000 рублей. Пеня определена в размере 0,1%. Просрочка составила 10 дней. То есть, и пеня будет равна 10 рублей. Недоимка определяется на основании текущей ставки рефинансирования ЦБ.

Учет пени

Как фиксировать пеню в бухучете? В расходах учитывать неустойку не требуется, так как она является необоснованной. Для отражения пени в документах используются проводки. Для отслеживания неустоек можно создать вспомогательные субсчета «Пени». Сумма неустоек указывается на счете «Убытки».

При выплате пени оформляется два платежных поручения. На документах проставляются разные коды бюджетной классификации. Данные коды включают в себя 12 знаков.

Срок давности взыскания

Срок давности в НК не оговорен. Сроки, указанные в ГК, не применимы к недоимкам. На основании чего определяется время для взыскания? В НК указаны сроки взыскания суммы через суд. Структура должна обратиться в судебное учреждение в течение трех лет. Это срок исковой давности. Взыскание происходит в течение следующего времени:

  • 9 месяцев с даты обращения организации в суд.
  • 2 года, если взыскание происходит за счет изъятия имущества.

ВАЖНО! Нужно сказать, что судебное взыскание – процесс длительный. Кредитору проще получить задолженность в досудебном порядке. Однако это касается долгов ЮЛ или ФЛ. Если долги возникли перед государственными структурами (налоговые органы, ПФР, страховые компании), то обычно взыскание происходит быстро. Если размер долгов не превышает 50 000 рублей, то кредиторы могут обратиться в мировой суд. Дело рассматривается быстро и без присутствия дебитора. Однако должник может оспорить решения. Для этого ему необходимо направить соответствующий документ в мировой суд, который принимал решение.

Резюме

Недоимка представляет собой задолженность, образованную вследствие того, что предприятие не вносит налоговые отчисления, взносы в страховые фонды, ПФР. Обнаруживается недоимка в ходе проверок, выявленных ошибок в платежных документах самим руководителем компании. Подлежит взысканию в судебном порядке. Сначала кредитор направляет дебитору требование об оплате. Если должник никак не реагирует на требования, кредитор вправе обратиться в судебный орган. Взыскание происходит посредством снятия средств с банковских счетов, ареста имущества.

Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?

  • Что такое недоимка по налогам
  • Когда возникает недоимка по налогу
  • Каковы последствия возникновения недоимки
  • Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами
  • Когда возможно списание недоимки по налогам
  • Итоги

Что такое недоимка по налогам

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.

Возместить из бюджета можно следующие налоги:

  • НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
  • акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Когда возникает недоимка по налогу

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

Что делать, если вы самостоятельно обнаружили недоимку по налогам, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс:

Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Рассчитать пени вам поможет наш калькулятор.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, задолженность помещается в картотеку и будет списываться по мере поступления средств.

О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом взыскание может быть обращено как на движимое так и на недвижимое имущество. После вынесеня такого решения, ФНС вправе наложить на него арест (ст. 77 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Исполняют данное решение судебные приставы. Для этого ФНС направляет им постановление о взыскании имиущества. Приставы вправе наложить арест на активы должника, провести их оценку, изъять и/или передать их на хранение и другие меры, предусмотренные законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ. Если в течение 2-х месяцев задолженность погасить не удается, приставы передают изъятое имущество должника специальной организации на реализацию.

Шаг 4. Если вышеперечисленные мероприятия не привели к полному погашению задолженности, приставы выносят постановление о возврате исполнительного документа, а ФНС на основании этого документа принимает решение о банкротстве фирмы или ИП (пп.4.1 п.1 ст. 59 НК РФ).

Подробнее о процедуре взыскания читайте здесь.

Если сумма недоимки превышает 5 млн. руб. или задолженность взыскивается с консолидированной группы налогоплательщиков, то ФНС вправе обратиться в суд:

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.
Читайте также  Какие бывают системы налогообложения для ИП?

Когда возможно списание недоимки по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

О ликвидации ООО, имеющего налоговые долги, читайте в статье «Ликвидация ООО с долгами перед налоговой».

Итоги

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

Новый порядок списания безнадежной налоговой недоимки

Приказ Федеральной налоговой службы № ММВ-7-8/164@ от 02.04.2019

С 05.05.2019 действует новый порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, которые налоговая инспекция признает безнадежными к взысканию. Уточнили список платежей, подлежащих списанию, форму справки о суммах недоимки и форму решения о списании, которые оформляет инспекция. Перечень документов, необходимых для признания долгов безнадежными, зависит от причины списания.

Новый порядок утвержден приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/164@ от 02.04.2019 (далее – Порядок). Одновременно утратил силу старый приказ от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@.

«Судьба» недоимки

Перечислять налоги нужно вовремя, иначе возможны последствия – это недоимка по налогам, а также штрафы и начисление пеней.

При пропуске срока уплаты налогов или страховых взносов происходит нарушение налогового законодательства (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ). У налогоплательщика образуется долг перед бюджетом – недоимка по налогам (страховым взносам) (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налоговая недоимка возникает на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Бывают также ситуации, когда инспекторы обнаруживают излишне возмещенные фирмам суммы налогов из бюджета, например, по НДС или акцизам. Такие суммы тоже образуют недоимку (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • в день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога на расчетный счет;
  • в день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога.

Недоимку можно погасить добровольно, вместе с пенями. Если этого не происходит, налоговики будут взыскивать эти суммы в принудительном порядке.

Но бывают ситуации, когда взыскать недоимку с налогоплательщика не возможно. Тогда контролирующие органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Кто спишет безнадежный долг

Порядок списания безнадежных налоговых долгов (общий для недоимки по федеральным, региональным и местным налогам) утверждает ФНС (п. 5 ст. 59 НК РФ).

Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть предусмотрены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам.

Решение о списании безнадежной задолженности принимает налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Когда спишут недоимку по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку. А задолженность так и будет числиться за ним.

Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно статье 59 НК РФ налоговые долги признаются безнадежными, в частности, в таких ситуациях:

  • ликвидация юрлица, когда его имущества оказывается недостаточно для погашения долга и долг по каким-либо причинам не может быть погашен учредителем (участником);
  • банкротство ИП или физлица при недостаточности имущества для погашения долгов;
  • смерть физлица или объявление его умершим;
  • принятие судом решения о невозможности взыскания долга из-за истечения срока, отведенного на эту процедуру, или об отказе в восстановлении такого срока;
  • вынесение судебным приставом постановления о завершении исполнительного производства по истечении 5-летнего срока с момента образования долга, если его размер недостаточен для возбуждения дела о банкротстве или производство по делу о банкротстве прекращено из-за недостаточности у должника средств на оплату судебных расходов;
  • снятие с учета по инициативе налогового органа иностранного юрлица, представившего недостоверные сведения о себе либо не уплачивающего налоги или не подающего необходимых документов;
  • списание со счета плательщика средств для уплаты налога банком, не переведшим их в бюджет и впоследствии ликвидированным;
  • иных случаях.

Для списания недоимки нужны документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о ликвидации юридического лица или его исключении из ЕГРЮЛ по иным причинам;
  • копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ;
  • копия вступившего в законную силу определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о завершении реализации имущества гражданина;
  • выписка из ЕГРИП, содержащая сведения о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом);
  • другие документы.

Это общий порядок.

Какие долги спишут

В соответствии с новым Порядком, списанию подлежат:

  • недоимки и задолженности по пеням и штрафам, в том числе задолженности по налоговым санкциям за нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ взимались в бесспорном порядке, и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года;
  • проценты при изменении срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа и процентов при заявительном порядке возмещения из бюджета НДС;
  • недоимки по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящиеся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, задолженность по пеням и штрафам;
  • суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов плательщиков в банках, но не перечисленные в бюджет.

Такие долги инспекция будет списывать после их признания безнадежными к взысканию в случаях, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 НК РФ.

В пункте 1 статьи 59 НК РФ речь идет о ликвидации компании – в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных из-за недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) этой организации. Потребуются документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ лиц, содержащая сведения о ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством РФ или по решению регистрирующего органа;
  • копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа;
  • сведения, полученные от компетентных органов иностранного государства и (или) содержащиеся в их информационных ресурсах (базах данных), о ликвидации организации в соответствии с законодательством иностранного государства.

А в соответствии с пунктом 4 статьи 59 НК РФ налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки с должника в связи с истечением установленного срока их взыскания. В этом случае потребуются заверенные гербовой печатью суда:

  • копия вступившего в законную силу акта суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания;
  • копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности.

Согласно Порядку, инспекция списывает такие долги самостоятельно.

Сроки списания

После того как все документы поступят в инспекцию, налоговики должны в течение 5 рабочих дней оформить справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно по форме из приложения № 1 к Порядку.

Далее ИФНС в течение одного рабочего дня принимает решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

После этого все указанные суммы списываются с лицевого счета налогоплательщика.

И с этого момента требовать оплаты и применять любые меры принудительного взыскания такой недоимки налоговые органы не имеют права.

Однако заявление в налоговый орган о списании недоимки все же может потребоваться. Это может быть в ситуации, когда налоговики своевременно не списали безнадежные суммы. Например, вследствие технической ошибки.

Информация о наличии задолженности может появиться на сайте судебных приставов. Или вдруг компания получает требование об уплате «старых» налогов по устаревшим КБК.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Правовая природа недоимки —позиция Минфина России

Перед тем, как погрузиться в «тему», предлагаю читателям — каждому для себя, зафиксировать свою позицию по такому вопросу.

Налогоплательщик в своей налоговой декларации ошибочно завысил сумму налога. Однако оплата им произведена в меньшем размере в соответствие с действительным налоговым обязательством. Налоговый орган на основании полученной от налогоплательщика декларации выставил налогоплательщику Требование об уплате налога в части «недоплаченной» суммы.

Вопрос: Возникла ли у налогоплательщика обязанность оплатить выставленное требование?

Сначала оценим ситуацию на основании «духа Закона». Иными словами: «исходя из основных положений и смысла законодательства о налогах и сборах».

Читайте также  Как правильно рассчитать пени по налогам?

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ «недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок».

В соответствие с п. 1 ст. 3 НК РФ «каждое лицо должно уплачивать ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ налоги и сборы». Соответственно параметры «законно установленного налога» — в первую очередь его размер и срок уплаты — это самый что ни на есть объективный фактор. И субъективная ошибка налогоплательщика никак не может считаться правовым основанием для возникновения налоговой обязанности.

Дело в том, что государство — это не «беловоротничковый» жулик, промышляющий на ошибках беспечных и неграмотных граждан (и даже не «Робин Гуд», по беспределу карающий очевидных ловкачей и ворюг). Должностные лица налоговых органов как государственные служащие в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязаны «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций». Соответственно ст. 32 НК РФ предписывает налоговым органам «соблюдать законодательство о налогах и сборах», а ст. 33 НК РФ обязывает должностных лиц налоговых органов «действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Экономическая суть недоимки (добавим — и начисляемых на неё пени) — это количественный показатель причинённого государству налогоплательщиком материального ущерба в результате просрочки исполнения налоговой обязанности. Закреплённый в Налоговом кодексе РФ публично-правовой метод регулирования налоговых правоотношений возлагает на государство бремя доказывания факта причинения материального ущерба при обязательном соблюдении установленной законодательством о налогах и сборах процедур. Поэтому описанная в вопросе ситуация невозможно в принципе. Оговоримся: при условии надлежащего исполнения налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах. Именно такую доктрину закрепил законодатель в Налоговом кодексе России. Подтвердим это конкретными правовыми нормами, опираясь на авторитетное мнение уполномоченного государственного органа.

В ответе на вопрос о правовой природе недоимки Минфин России в письме от 28.11.2018 № 03-02-08/86043 (файл письма присоединён к статье) изложило абсолютно правильные выводы. Но, к сожалению, не сопроводив их правовым обоснованием. Попытаемся нивелировать этот недостаток, не исказив позицию финансового органа.

Вся суть содержится в 3-х абзацах. Приведу их дословно (выделения автора):

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ (Кодекс) недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Неуплата налога в установленный срок является нарушением законодательства о налогах и сборах.
В случае, если недоимка выявлена вне проведения налоговой проверки, требование об уплате налога направляется налоговым органом в соответствие с п. 1 ст. 70 Кодекса. Факт наличия недоимки отражается в документе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@
.

Обращаю внимание: позиция Минфина России «завязана» на весьма важную норму п. 2 ст. 69 НК РФ: «Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки».

Применив к процитированному фрагменту рассматриваемого письма Минфина России правила логики неминуемо придём к следующим двум выводам.

  • Во-первых, из первых двух абзацев (посылок), «железобетонно» следует вывод: недоимка – это нарушение законодательства о налогах и сборах.
  • Во-вторых, согласно третьему абзацу — документальное оформление «факта наличия недоимки» (формирование налоговым органом доказательственной базы) производится одним из двух альтернативных способов:

1-й способ –выявление недоимки «вне проведения налоговой проверки». В подтверждение этого составляется документ по форме, утв. приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@.

2-й способ – выявление недоимки в ходе проведения налоговой проверки.

Начнём с актуального для предпринимателей способа установления факта «наличия недоимки» в ходе проведения налоговых проверок. С учётом того, что подробно процедура камеральной налоговой проверки, а также как современные информационные технологии, внедрённые ФНС России в налоговый контроль, обеспечивают защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, будет рассмотрена в одной из следующих статей. Здесь же остановимся только на ключевых моментах в разрезе темы статьи.
Итак, самое главное.

1. В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации (налогового отчёта) в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка.

И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ «если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса».

Таким образом, не составление акта по окончании камеральной налоговой проверки означает отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах (а не только налоговых правонарушений). Напомним, что недоимка согласно официальному разъяснению финансового органа как раз и является нарушением законодательства о налогах и сборах.

3. Материалы налоговой проверки (основным из которых является Акт проверки) в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, рассматриваются руководителем (его заместителем) территориального налогового органа, который может вынести два вида Решений:

  • при установлении факта налогового правонарушения – о привлечении к налоговой ответственности;
  • при отсутствии факта или состава налогового правонарушения – об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

А далее весьма важная деталь: при любом исходе дела, если установлен факт недоимки (в том числе уже погашенной налогоплательщиком), в Решении в обязательном порядке указывается конкретная сумма этой недоимки и (или) начисленные пени (абз. 1 и 2 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение в соответствие с п. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу через месяц после вручения налогоплательщику (а в случае обжалования – сразу после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом).

Таким образом, только после вступления в силу Решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки считается установленным факт наличия недоимки. И соответственно, налоговый орган получает право начать процедуру её истребования.

4. Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ «требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (…) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». «Иного» Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Более того, данное правило продублировано (и уже без всяких «если») в п. 3 ст. 101.3 НК РФ: «На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение , направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней».

Представленная здесь точка зрения подтверждается позицией Минфина, изложенной в письме от 11.06.2019 № 03-15-05/42607 (письмо присоединено к статье). Хотя основная тема письма – отдельные вопросы нормативного регулирования контроля за уплатой страховых взносов (в том числе переходные положения в связи с передачей администрирования от ПФР в ФНС России с 01.01.2017), предпоследние три абзаца письма посвящены порядку направления требования об уплате налога по результатам налоговых проверок. Приведу их полностью (выделения автора):

Предметом налогового контроля является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов, определенных статьей 8 Кодекса.

Порядок проведения налоговых проверок, рассмотрение материалов по результатам их проведения, вынесение налоговыми органами решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок регулируются статьями 88, 89, 100, 101 Кодекса.

Требование об уплате налогов , сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по результатам налоговой проверки направляется в соответствии со статьями 69, 70 и пунктом 3 статьи 101.3 Кодекса .

Внимательный читатель, надеюсь, обратил внимание, что законодатель оперирует похожими (близкими по смыслу) категориями «налоговое правонарушение» и «нарушение законодательства о налогах и сборах». Их соотношение раскрывается на таком примере.

В соответствие с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата налога в надлежащий срок является налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ), за которое полагается финансовая санкция. Недоимка в данном случае является одним из элементов состава налогового правонарушения. Если же полный состав налогового правонарушения не будет подтверждён, то обнаруженная в ходе налоговой проверки недоимка квалифицируется как нарушение законодательства о налогах и сборах. В обоих случаях процедура истребования недоимки инициируется в порядке, установленном п. 3 ст. 101.3 НК РФ (в первом случае вместе с наложенной финансовой санкцией — штрафом). Таким образом, налоговое правонарушение — это частный случай более широкого понятия — нарушение законодательства о налогах и сборах.

Нельзя не упомянуть, что факт недоимки может быть подтверждён и Актом взаимной сверки расчётов. В этом случае налогоплательщик добровольно признаёт факт наличия недоимки, освобождая налоговый орган от необходимости выполнять установленные законодательством о налогах и сборах процедуры.

Вернемся к случаю установления факта наличия недоимки вне проведения налоговой проверки.

Исходя из того, что каждая полученная налоговым органом декларация в обязательном порядке подвергается камеральной налоговой проверке, ареал применения такого «одностороннего» (а значит — заведомо субъективного) способа ограничен случаями налогового контроля недекларируемых объектов налогообложения. А это в подавляющей своей части сфера отношений с гражданами, не являющимися предпринимателями. Например, имущественные налоги физических лиц. И этому есть логическое объяснение. В подобных случаях налоговый орган самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая о них налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежах. Что позволяет налоговикам единолично устанавливать факт наличия недоимки с оформлением соответствующего документа.

Правомерность же применение такого «одностороннего» (без участия налогоплательщика) способа установления факта «недоимки» в ходе других мероприятий налогового контроля весьма сомнительна. Хотя бы потому, что в Законе такие случаи прямо не оговорены. А налогоплательщики, руководствуясь ст. 21 НК РФ, «имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков».

Надеюсь, приведённые аргументы помогут налогоплательщикам при защите своих прав и законных интересов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: