Представитель налогоплательщика это

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качест ве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 27 НК). Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействи ем) этой организации (ст. 28 НК). Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщикаорганизации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 29 НК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

  • ПРЕДПРИЯТИЕ
  • ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ

Смотреть что такое «ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА» в других словарях:

Представитель налогоплательщика — см. Законный представитель налогоплательщика; Налогоплательщик; Уполномоченный представитель налогоплательщика … Энциклопедия права

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА — Лицо, которое уполномочено представлять налогоплательщика, в отношениях, связанных с законодательством по налогам и сборам (например, с налоговым органом) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Представитель налогоплательщика — Лицо, которое уполномочено представлять налогоплательщика, в отношениях, связанных с законодательством по налогам и сборам (например, с налоговым органом). Нормы о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Представитель налогоплательщика — см. Законный представитель налогоплательщика; Налогоплательщик; Уполномоченный представитель налогоплательщика … Большой юридический словарь

Уполномоченный представитель налогоплательщика — уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Уполномоченный представитель налогоплательщика — Это понятие вводится статьей 29 НК РФ. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Законный представитель налогоплательщика — (англ. legal representative of taxpayer) по законодательству РФ о налогах и сборах лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика организацию на основании закона или ее учредительных документов, и лицо, выступающее в качестве … Энциклопедия права

ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА — Понятие законного представителя налогоплательщика вводится статьей 27 НК РФ. Указывается, что законными представителями налогоплательщика организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее… … Словарь бизнес-терминов

Уполномоченный представитель налогоплательщика — (англ. authorized representative of taxpayer) по законодательству РФ о налогах и сборах физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с … Энциклопедия права

Законный представитель налогоплательщика — (англ. legal representative of taxpayer) по законодательству РФ о налогах и сборах лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика организацию на основании закона или ее учредительных документов, и лицо, выступающее в качестве представителя… … Большой юридический словарь

Статья 29 НК РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика

СТ 29 НК РФ.

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 29 Налогового кодекса

Из смысла комментируемой статьи следует, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), а также иными участниками налоговых правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, осуществляя официальное толкование комментируемой статьи, последовательно сперва в п. 8 Постановления от 28 февраля 2001 года N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (утратил силу), а затем в п. 4 Постановления от 30 июля 2013 года N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что нижестоящим судам при ее применении необходимо иметь в виду, что договоры доверительного управления, комиссии и агентирования (в том случае, когда агент действует от собственного имени) не являются достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим, комиссионером или агентом интересов учредителя управления, комитента или принципала в сфере налогообложения. Если учредитель управления, комитент или принципал, с одной стороны, и доверительный управляющий, комиссионер или агент — с другой, достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего (комиссионера, агента) должны быть оформлены доверенностью с учетом требований комментируемой статьи.

В п. 2 комментируемой статьи устанавливается запрет, в силу которого должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика. Причиной установления данной нормы является то, что указанные лица представляют интересы государства в налоговых правоотношениях и в силу этого не могут одновременно быть представителями противоположной стороны (налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов). Однако данная норма, не допуская участия указанных лиц в качестве уполномоченных представителей налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), не препятствует им в реализации функций законных представителей.

В п. 3 комментируемой статьи устанавливается, что уполномоченные представители налогоплательщиков осуществляют свои полномочия на основании доверенности.

В соответствии с п. 1 ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Уполномоченный представитель должен лично совершать те действия, которые предусмотрены доверенностью. Он вправе передоверить их совершение другому лицу, если уполномочен на это доверенностью либо вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов лица, выдавшего доверенность. Передавший полномочия другому лицу должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

В соответствии со ст. 188 ГК РФ основаниями прекращения действия доверенности служат: 1) истечение срока доверенности; 2) отмена доверенности лицом, выдавшим ее, или одним из лиц, выдавших доверенность совместно; 3) отказ лица, которому выдана доверенность, от полномочий; 4) прекращение юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу; 5) смерть гражданина, выдавшего доверенность, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим; 6) смерть гражданина, которому выдана доверенность, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим; 7) введение в отношении представляемого или представителя такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности. Налогоплательщик, выдавший доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а уполномоченный представитель — отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно. С прекращением доверенности теряет силу передоверие.

Читайте также  Недоимка это сумма налога или сбора

Налогоплательщик, выдавший доверенность и впоследствии отменивший ее, обязан известить об отмене доверенности уполномоченного представителя, а также налоговый орган и иных лиц, для представительства перед которыми была выдана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников налогоплательщика. Права и обязанности, возникшие в результате действий уполномоченного представителя до того, как он узнал или должен был узнать о ее прекращении, сохраняют силу для налогоплательщика и его правопреемников. Это правило не применяется, если налоговый орган или иной участник налоговых правоотношений знали или должны были знать, что действие доверенности прекратилось. По прекращении доверенности уполномоченный представитель или его правопреемник обязаны немедленно вернуть доверенность.

Доверенности, выдаваемые организациями, совершаются в простой письменной форме с соблюдением требований, закрепленных в ст. 185 ГК РФ. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати данной организации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной в соответствии с гражданским законодательством к нотариально удостоверенной. В соответствии с ст. 185.1 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются: 1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом; 2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения; 3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы; 4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 321-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктами 4 — 6, посвященными налоговому представительству в рамках консолидированной группы налогоплательщиков. В частности, законодатель предусмотрел, что ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях: 1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения; 2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков; 3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков; 4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет указанные полномочия. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
———————————
Федеральный закон от 16 ноября 2011 года N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» // СЗ РФ. 2011. N 47. Ст. 6611.

Применительно к налоговому представительству в рамках консолидированной группы налогоплательщиков интерес представляют разъяснения, данные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в п. 4 Постановления его Пленума от 30 июля 2013 года N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в котором, в частности, говорится: «В силу абз. 1 п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом. В частности, исключение из приведенного общего правила предусмотрено пунктом 4 статьи 29 НК РФ, согласно которому ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона».

Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Законодатель допускает участие налогоплательщика в отношениях, которые регулируются законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя.

Пунктом 2 статьи 26 установлено, что личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

При этом действия (бездействие) представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.

Последствия ненадлежащего исполнения законным или уполномоченным представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства (пункт 7 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5) (Приложение №130).

НК РФ разделил налоговых представителей на две группы:

— законных — действующих в силу закона (родители, опекуны — для несовершеннолетних детей) либо учредительных документов (директора);

— уполномоченных, действующих на основании специально оформленных полномочий (доверенностей и приравненных к ним документов). НК РФ предусмотрел ограничительные нормы для полномочного представительства (для сотрудников налоговых органов, судей, прокуроров и других).

Смотрите статью 24 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «законный представитель налогоплательщика-организации» и «законный представитель налогоплательщика — физического лица», используемых в налоговом законодательстве.

Полномочия законного представителя — организации могут быть основаны на законах и на положениях учредительных документов организации, в которых предусмотрен круг лиц, являющихся законными представителями организации, в том числе и в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Приложение №28) и статьи 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Приложение №12) правами законных представителей обладают единоличные исполнительные органы (генеральные директора, директора, президенты) акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью. Отметим, что главный бухгалтер не является законным представителем организации, следовательно, для признания бухгалтера представителем организации, необходима доверенность.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (родители, усыновители, опекуны, попечители, некоторые иные категории граждан).

Так, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 статьи 26 ГК РФ).

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 статьи 28 ГК РФ).

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (Письмо Минфина Российской Федерации от 13 ноября 2006 года №03-06-02-05/13) (Приложение №76).

В комментируемой статье идет речь только о законных представителях организаций. Необходимо иметь в виду, что:

— действия (бездействие) законных представителей организаций признаются действиями (бездействием) самой организации в связи с ее участием в налоговых правоотношениях;

Читайте также  Как рассчитать налог УСН доходы минус расходы?

— ответственность за действия (бездействие) законного представителя несет организация — налогоплательщик:

за несвоевременное представление налоговой декларации (статья 119 НК РФ);

за нарушение установленных правил открытия или закрытия счета в банке (статья 118 НК РФ);

за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (статья 126 НК РФ);

за несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест (статья 125 НК РФ) и так далее.

Доказывание наличия вины в совершении налогового правонарушения возложено на налоговые органы (статья 108 НК РФ).

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «уполномоченный представитель налогоплательщика», используемого в законодательстве о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 29 уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

По смыслу положения пункта 1 комментируемой статьи уполномоченным представителем налогоплательщика могут быть физические и юридические лица.

Законодатель допускает осуществление уполномоченным представителем налогоплательщика своих полномочий в интересах налогоплательщика, связанных:

— с постановкой налогоплательщика на учет в налоговых органах (статьи 83, 84 НК РФ);

— с обжалованием актов и решений налоговых органов (статьи 137 — 142 НК РФ);

— с осуществлением выездной налоговой проверки налогоплательщика (статьи 89, 100, 101 НК РФ).

Когда законодатель указывает, что уполномоченный представитель вправе представлять интересы налогоплательщика в отношениях с иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, подразумеваются: другие налогоплательщики, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, органы исполнительной власти всех уровней, финансовые органы (смотрите статью 9 НК РФ). То есть, во всех отношениях с упомянутыми «иными участниками» налогоплательщик (по общему правилу) может прибегнуть к «уполномоченному представителю».

Уполномоченный представитель налогоплательщика всегда действует от имени налогоплательщика.

Пунктом 2 статьи 29 установлены ограничения на представительство, именно: не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

При применении данной нормы необходимо иметь в виду, что договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения (пункт 8 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5) (Приложение №130).

Если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований пункта 3 статьи 29 НК РФ.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации (статья 185 ГК РФ) (Приложение №2).

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Отметим также, что ранее не допускалось подписание налоговых деклараций представителем налогоплательщика. С 1 января 2007 года были внесены изменения в статью 80 НК РФ, согласно которым декларацию вправе подписывать и представитель налогоплательщика:

«Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете)».

При этом, налогоплательщики должны помнить, что полномочия представителя должны быть надлежащим образом подтверждены.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Уполномоченный представитель налогоплательщика

Уполномоченный представитель физических лиц действует только на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Понятие уполномоченного представителя налогоплательщика

Процедура уплаты налогов является достаточно длительной и состоит из нескольких этапов. Прежде всего, необходимо собрать отчетность, заполнить декларацию и посетить налоговую.

Не всегда руководители крупных компаний могут позволить себе тратить время на посещение налоговых органов. Сегодня оплатить сборы за любое юридическое лицо может уполномоченный представитель налогоплательщика.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается такое лицо (физическое или юридическое), которое может представлять интересы плательщика налогов в сделках с налоговыми органами, а также с другими участниками отношений по налогам и сборам.

Уполномоченный осуществляет свои действия на основании доверенности, которая выдается в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом РФ.

Кто не может быть уполномоченным представителем налогоплательщика

Законодательство запрещает быть уполномоченными представителями следующим категориям:

  • работникам налоговых и таможенных органов;
  • специалистам органов внутренних дел правопорядка;
  • судьям следователям и прокурорам;
  • специалистам государственных внебюджетных фондов.

Данное правило закреплено в статье 29 Налогового кодекса РФ. Эта норма законодательства установлена по той причине, что указанные лица представляют интересы государства и не могут одновременно быть представителями налогоплательщика и стороны, осуществляющей контроль за уплатой налогов и сборов.

Ответственность уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченные представители налогоплательщика несут ответственность перед участниками налоговых правоотношений. Они ответственны за представление интересов в следующих случаях:

  • связанных с регистрацией компании в налоговых органах;
  • связанных с подачей декларации;
  • связанных с взысканием налогоплательщиков недоимки по налогам;
  • связанных с привлечением компании к ответственности за нарушения в области уплаты налогов и сборов, а также в других случаях если действие или бездействие налоговых органов затрагивает права организации.

Уполномоченное лицо несет ответственность за соблюдение сроков, подачу налоговой отчётности, правильность заполнения декларации по налогам, а также за правильность исчисления конечных сумм.

По этой причине уполномоченный налогоплательщика должен очень хорошо разбираться в современном налоговом законодательстве.

Доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свою деятельность на основании доверенности. Доверенность — это письменный договор между налогоплательщиком и третьим лицом о передаче и разделении прав. Согласно статье 185.1 ГК РФ срок действия доверенности составляет не более 3 лет.

Если договор не содержит сведений о сроках, то считается, что доверенность действует ровно год. При этом, если не указана дата открытия доверенности, то она считается недействительной.

Все действия, которые указаны в доверенности, уполномоченный представитель вправе совершать лично.

Он может передать свои полномочия третьим лицам, но только если это действительно необходимо.

При этом уполномоченный обязан уведомить своего доверителя и выдать доверенность третьему лицу. Такая доверенность должна быть обязательно нотариально заверенной.

Порядок выдачи доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Доверенность имеет определенный порядок выдачи, который установлен статьей 185.1 ГК РФ. При этом, на основании данного документа уполномоченный в праве совершать все юридические действия в том же объеме, что и доверитель.

По законодательству договор должен иметь унифицированную форму. Полномочия доверенного нотариально подтверждаются.

Доверенность обязательно выдается с подписью руководителя или лица, его заменяющего. Печать организации не обязательна. Данное правило закреплено пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ. Также, если уполномоченный сдает налоговые декларации, то он может предоставить письменное нотариальное заверение.

Основания прекращения действия доверенности

Статья 187 ГК РФ содержит основания для прекращения действия доверенности:

  • если кончился срок доверенности;
  • если доверенность отменена доверителем;
  • если доверенный сам отказался от полномочий;
  • если юридическое лицо прекратило свою деятельность в результате ликвидации или реорганизации;
  • если доверитель и доверенный признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;
  • при смерти доверителя или доверенного;
  • если произведено введение в отношении организации процедуры банкротство, при которой доверитель теряет право выписывать доверенности.

Сроки отказа от доверенности не установлены ни для доверителя, ни для уполномоченного. Если доверитель изменяет или отменяет доверенность, он обязан оповестить об этом уполномоченного и налоговые органы.

Читайте также  Как подать заявление на упрощенную систему налогообложения?

Правопреемники налогоплательщика сохраняют свои права и обязанности, которые возникли в результате их действий после того, как стало известно о прекращении срока доверенности. Однако, правило не имеет силы, если налоговые органы были в курсе прекращения действия документа.

После того, как доверенность потеряла силу, уполномоченный либо правопреемник обязан вернуть документ налогоплательщику немедленно.

Данная обязанность носит двухсторонний характер.

Если этого не произошло, и организация не в силах вернуть бланк документа, то она должна в установленные сроки подать объявление о том, что доверенность считается недействительной. Это необходимо для предотвращения мошеннических действий, а именно для того, чтобы доверенностью компании больше никто не мог воспользоваться.

После публикации объявления, все действия по доверенности, произведенные в сроки, следующие за публикацией, считаются недействительными.

Доверенности, приравниваемые к нотариально удостоверенным

Доверенность для уполномоченного должна быть заверена, но существуют определенные обстоятельства, когда нотариальное заверение невозможно. Статья 185.1 ГК РФ устанавливает список доверенностей, которые приравниваются к нотариально заверенным:

  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые проходят лечение в госпиталях. Должны быть удостоверены начальником медицинского учреждения или старшим врачом;
  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые расположены в местах дислокации воинских штабов, где нет нотариальных контор;
  • доверенности осужденных, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены руководством исправительного учреждения;
  • доверенности совершеннолетних, находящихся в организациях социальной защиты, удостоверенные руководством таких организаций.

Правоотношения, в которых уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщик представляет интересы других участников

Уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщиков может представлять ее интересы в следующих правоотношениях:

  • связанных с регистрацией в налоговых органах документов о создании консолидированной группы, а также с внесением изменений в договор между участниками;
  • связанных с взысканием с консолидированной группы задолженности по налогу на прибыль;
  • связанных с ответом организации по налоговым нарушениям налогового законодательства;
  • в иных случаях, когда действия налоговых органов организации оказывают влияние на участников созданной группы.

Если договор между участниками консолидированной группы прекращается досрочно, то лицо, которое является ответственным участником, сохраняет свои полномочия.

Уполномоченный вправе передать свои обязательства третьим лицам, но только на основании доверенности по требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченный налогоплательщика значительно упрощает для организации процедуру уплаты налогов. При оформлении доверенности необходимо опираться на действующие нормы законодательства и следить за сроками выданных лицензий.

17. Налоговый представитель

17. Налоговый представитель

Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя. Личное участие в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Общее количество представителей у одного налогоплательщика законом не ограничивается. Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица (Постановление КС РФ 2004 г.).

Налоговый кодекс выделяет два вида налоговых представителей – законные и уполномоченные.

Законные представители – представители, уполномоченные представлять налогоплательщика на основании закона или учредительных документов организации. Законными представителями налогоплательщика-организации являются его органы – единоличные (директор, его заместители и др.) и коллегиальные (правление, совет директоров и др.). Действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством: родители, усыновители, опекуны и попечители. Законное представительство в сфере налогообложения физических лиц необходимо в связи с отсутствием у некоторых категорий налогоплательщиков (несовершеннолетние, недееспособные) налоговой дееспособности.

Уполномоченные представители – представители, уполномоченные представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками налоговых правоотношений. При этом не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных и муниципальных органов. В настоящее время многие адвокаты, налоговые консультанты, аудиторы и их объединения специализируются на представительстве интересов налогоплательщиков.

Читайте также

Налоговый период

Налоговый период Налоговый период – это период времени, который используется при расчете налоговой базы.Для налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за налоговый период принимается календарный год – как для большинства других налогов.Налоговый период

Налоговый период

Налоговый период Налоговый период составляет календарный год. В течение налогового периода могут уплачиваться авансовые платежи; при этом сумма доходов исчисляется нарастающим итогом с начала года.По доходам от трудовой деятельности, которые выплачиваются

Налоговый агент

Налоговый агент На налогового агента государством налагается обязанность по исчислению, взиманию и уплате НДС с его делового партнера независимо от того, какой налоговый режим применяется агентом. Таким деловым партнером может быть орган государственного или

Налоговый учет

Налоговый учет Налоговый учет по налогу на прибыль организаций призван представить в структурированном виде полную и достоверную информацию о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.Система налогового учета организуется налогоплательщиком

16. Налоговый агент

16. Налоговый агент Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.Статус налогового агента имеют: а) организации в отношении налога

11. Налоговый период

11. Налоговый период Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал. Если организация или фирма начинает свою деятельность в середине квартала, то налог необходимо рассчитывать с начала того месяца, в котором началась деятельность.Согласно

103. Налоговый учет

103. Налоговый учет Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.Налоговый учет осуществляется в целях

Глава VI. Министр хозяйства, но не представитель отдельных групп

Глава VI. Министр хозяйства, но не представитель отдельных групп Передо мной лежат газетные вырезки первых лет моей деятельности в качестве директора Управления по делам хозяйства во Франкфурте и федерального министра хозяйства в Бонне. В то время писали: «Министр

6.2. Налоговый период

6.2. Налоговый период Налоговым периодом признается календарный год. При этом квартальные платежи по единому налогу на упрощенной системе налогообложения являются авансовыми

7.2. Налоговый учет при УСН

7.2. Налоговый учет при УСН Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и

3.1.3. Налоговый учет

3.1.3. Налоговый учет В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ получение денег или иного имущества по договору займа для организации-заемщика не является доходом. Следовательно, эти суммы не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. А согласно пункту 12

4.4. Налоговый контроль

4.4. Налоговый контроль Налоговый контроль, как функциональный элемент налогового менеджмента необходим для эффективного управления налогообложением. Весь процесс управления налоговыми потоками завершается именно налоговым контролем, по результатам которого также

3.1.3. Налоговый учет

3.1.3. Налоговый учет В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ получение денег или иного имущества по договору займа для организации-заемщика не является доходом. Следовательно, эти суммы не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. А согласно подпункту

46. «Билайну» удалось добиться интересного эффекта – сейчас любой объект, раскрашенный в черно-желтую полоску, воспринимается как представитель этого бренда. Это, наверное, и есть близкое к идеалу «цветовое присутствие» в точках контакта. С помощью чего еще можно добиться такого же эффекта?

46. «Билайну» удалось добиться интересного эффекта – сейчас любой объект, раскрашенный в черно-желтую полоску, воспринимается как представитель этого бренда. Это, наверное, и есть близкое к идеалу «цветовое присутствие» в точках контакта. С помощью чего еще можно

HR как представитель интересов сотрудников

HR как представитель интересов сотрудников HR-специалист должен постоянно доводить до сведения руководства компании, в чем нуждаются ее сотрудники. Задача HR – построить мостик между руководителями компании и сотрудниками, который обеспечивал бы взаимопонимание между

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: