Земли транспорта предназначены и могут использоваться
Статья 90 ЗК РФ. Земли транспорта (действующая редакция)
1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения автомобильных дорог;
2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
3) установления полос отвода автомобильных дорог.
3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
2) размещения объектов инфраструктуры морских портов, объектов речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
3) выделения береговой полосы.
Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
3) утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2011 N 257-ФЗ.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
8. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Земли транспорта
Земли транспорта – это земли, главное предназначение которых организация, использование и эксплуатация для обеспечения объектов различных видов транспорта, а также возникающих в связи с их использованием земельных отношений.
В земельном законодательстве достаточно четко прописано, для каких целей и как именно должны использоваться те или иные земли, в том числе и земли, отведенные для транспорта.
Понятие транспортных земель
Земли транспорта, согласно статье 87 Земельного кодекса РФ, представляют собой отдельную категорию земель, использование которых контролируется государством. Более подробное определение и правовой режим транспорта описан в статье 90 Земельного кодекса России.
Земли транспорта – это земли, главное предназначение которых организация, использование и эксплуатация для обеспечения объектов различных видов транспорта, а также возникающих в связи с их использованием земельных отношений.
Регулируются вопросы не только Земельным кодексом России, но и различными предметными федеральными законами, а также соответствующими законами субъектов федерации, которые имеют отношение к вопросам землепользования.
Виды транспорта, их характеристики
Понятие земель транспорта подразумевают использование земель для следующих разновидностей транспорта:
- для сообщения железнодорожным путем;
- морские пути и прилегающие к государству морские просторы;
- для внутренних водных путей;
- для автомобильного сообщения;
- воздушный транспорт;
- иные виды транспорта.
Правовой режим земель транспорта подразумевает использование земельных участков, которые находятся за пределами населенных пунктов, однако входят или могут входить в территории, которые ими обслуживаются. Согласно действующему законодательству земли, если это не препятствует их использованию по прямому назначению, могут быть сданы в аренду для сельскохозяйственных или иных нужд.
Земли железнодорожного транспорта подразумевают использование со следующими целями:
- для размещения и прокладывания железнодорожных путей;
- для того чтобы были установлены земли отвода, а также охранные участки железнодорожных путей;
- для размещения всех зданий и объектов, имеющих отношение к железнодорожному сообщению. Это вокзалы, станции, переходы (наземные и надземные), прочие объекты.
Земли железнодорожного транспорта, согласно действующему законодательству, должны быть использованы с учетом следующих нормативно-правовых актов:
- градостроительного назначения;
- земельных норм;
- санитарных;
- противопожарных;
- экологических;
- прочих актов, предусматривающих эксплуатацию земель транспорта.
Правовой режим земель железнодорожного транспорта подразумевает факт использования земель около проложенных путей и объектов железнодорожного назначения для аренды физическим или юридическим лицам. На усмотрение муниципалитета, к которому относятся земли транспорта, земля около них может быть сдана в аренду для строительства жилого массива или для любых других нужд.
При этом использование арендованных земель не должно препятствовать нормальной эксплуатации транспортных земель и всего, что на них расположено.
Земли автомобильного транспорта могут быть использованы для следующих целей:
- для строительства и эксплуатации автомобильного дорожного полотна;
- для размещения и использования объектов автомобильного и дорожного сервиса, а также для размещения дорожных постов, находящихся в ведомстве Управления Министерства внутренних дел;
- для установления и использования автомобильных земель отвода. Последние могут быть выделены в аренду под сельскохозяйственные нужды.
Земли морского транспорта, а также внутреннего водного транспорта могут быть использованы со следующими целями:
- для выделения полосы берега, а также ее эксплуатации;
- для размещения объектов, необходимых для обслуживания и использования морского транспорта. К таким объектам относятся морские порты, причалы, пирсы, технические сооружения и здания, а также прочие объекты;
- для размещения водных путей, созданных искусственным путем.
Береговая полоса, согласно действующему законодательству, используется для обслуживания морского транспорта, однако это не исключает факта сдачи в аренду некоторых ее участков физическим или юридическим лицам для осуществления их деятельности.
Правовой режим земель воздушного транспорта подразумевает выделение земельных участков для нормальной эксплуатации воздушного транспорта, его обслуживания, размещения объектов и сооружений, которые для этого необходимы.
Например, для постройки аэровокзалов, аэропортов, линий посадки и взлета самолетов, вертолетов и иных транспортных средств, попадающих под категорию воздушных.
Правовой режим земель трубопроводного транспорта
Земли, которые отведены для газоснабжения, находятся под особой защитой государства. Поэтому и категорически запрещено расположение, строительство и внеплановая реконструкция каких-либо объектов, которые не предусмотрены нормами действующего законодательства.
Земли трубопроводного транспорта могут быть использованы, согласно статье 90 Земельного кодекса России, исключительно для следующих целей:
- Для того чтобы на них были размещены (подразумевается наземное строительство) сооружения или здания, а также любые другие объекты, необходимые для использования или прокладывания нефтепровода, газопровода, а также прочих видов трубопроводных объектов;
- Для того чтобы на них были размещены (подразумевается исключительно наземное строительство и эксплуатация) сооружения и здания, которые нужны для корректной эксплуатации любого вида трубопровода.
Земли, которые предназначены для транспорта такого вида не могут быть сданы в аренду или бессрочное пользование кому-либо (как физическим, так и юридическим лицам), а также для нужд государства или муниципалитета, которые не подразумевают использование трубопроводного транспорта.
Порядок, регулирующий резервирование земель под строительство и реконструкцию объектов транспорта
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса РФ земли, находящиеся в пользовании физических лиц, юридических лиц, муниципалитета и государства, могут быть зарезервированы под строительство или реконструкцию объектов транспорта по основаниям, которые прописаны в статье 49 Земельного кодекса России. Земли могут быть изъяты у собственников во временное пользование с компенсацией или соответствующей заменой в натуре (вместо одного участка, который подлежит резервированию, предлагают равноценный во временное пользование).
Резервирование имеет свой «срок годности». Законодательством предусмотрено, что земли могут быть временно использованы под строительство или реконструкцию не более чем на три года, а если эти земли ранее находились в собственности государства, но использовались для других целей, то на срок не более двух лет.
Кроме того, земли, которые принадлежат государству, но не использовались с какой-то целью, не были сданы в аренду или бессрочное пользование физическим и юридическим лицам для эксплуатации, могут быть зарезервированы для реконструкции или строительства транспортных объектов на срок до 20 лет.
При этом изменение правового статуса земель на время резервации не предусматривается. Порядок резервации устанавливается Правительством РФ.
Запрет на изменение категории земель, предоставленных под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта
Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ запрещается перевод земель в другую категорию, если они были предоставлены для строительства/реконструкции или капитального ремонта тех объектов, которые предназначены для трубопроводного транспорта.
Если все остальные транспортные земли со временем могут приобрести другой статус (например, быть переведены из земель транспорта в земли сельскохозяйственного назначения), то трубопроводные земли лишены этой возможности.
Связано это со сложной технически и опасной практически эксплуатацией такого вида земель. Земли, которые находятся в частной собственности у физических или юридических лиц, могут быть изъяты в принудительном порядке, если это требуется для эксплуатации трубопроводного транспорта (к примеру, прокладки таких сетей).
Те земли, на которых на подземном уровне находятся трубопроводы, не требуют оформления в собственность со стороны компаний, которые их обслуживают и используют. Однако право на использование земли становится ограниченным: землю нельзя продать, сдать в аренду или использовать без соответствующего разрешения органов исполнительной власти, органов государственной власти или органов муниципальной власти.
Категория земли: как определить и что можно построить
Больше половины территории России занимают земли лесного фонда, при этом для жилищного строительства больше всего подходят земли населенных пунктов. Вместе с юристами разбираемся в категориях земель и в том, что на таких территориях можно строить.
Содержание
Что такое «категория земли»
Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):
- Земли сельскохозяйственного назначения;
- Земли населенных пунктов;
- Земли промышленности;
- Земли особо охраняемых территорий и объектов;
- Земли лесного фонда;
- Земли водного фонда;
- Земли запаса.
Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.
При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.
К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.
Читайте также
Виды категорий земель
Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.
Земли населенных пунктов
Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.
Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.
Земли сeльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния
К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.
Комментарий юриста
Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:
— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.
На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.
Промышленные земли
Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.
Земли лесного фонда
Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.
Комментарий юриста
Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:
— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.
Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии
Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).
Земли водного фонда
Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).
Земли государственного запаса
К землям госзапаса относятся территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не используются гражданами или юрлицами. Такие земли не относятся ни к oднoй из пepeчиcлeнныx выше кaтeгopий. Они составляют зeмeльный peзepв cтpaны. Земли запаса могут использоваться только после перевода их в другую категорию.
Читайте также
Как определить категорию земли
Чтобы узнать, к какой категории относится земельный участок, собственнику можно обратиться к бесплатному сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо открыть публичную кадастровую карту Росреестра. Затем ввести в поисковую строку кадастровый номер земельного участка. После чего получить данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн. Также можно заказать выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о категории земельного участка. Ее стоимость — 250 руб.
Целевое предназначение земельного участка определяется региональными властями. Чтобы присвоить земельному участку категорию, нужно подготовить соответствующее ходатайство, собрать необходимые документы (дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк, кaдacтpoвый нoмep oбъeктa), подать их в Росреестр и дождаться официального решения.
Перевод земли из одной категории в другую
Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.
Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.
Комментарий юриста
Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:
— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).
Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.
Земли транспорта: что это такое, каковы правовой режим и методы государственной кадастровой оценки?
Инфраструктура федерального и муниципального значения обеспечена транспортным сообщением, которое расположено на земельных массивах и занимает существенную их площадь.
Государством предусмотрен специальный надзор за их эксплуатацией, что отражается в законодательных актах и нормативах использования земель, относящихся к данному виду разрешённого использования. Расскажем далее, какие земельные участки предоставляются для железнодорожного и других видов транспорта, а также о том, каков правовой режим этих территорий.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !
Что это такое?
Это земельные участки (ЗУ), которые предназначены для организации и эксплуатации земельных объектов и которые могут использоваться с целью формирования транспортных коммуникаций следующих видов:
- автомобильных трасс;
- морских путей;
- внутренних водных (речной транспорт);
- железнодорожных путей;
- воздушных трасс;
- других видов транспорта.
Относятся к таковым, если права на них возникли у законных участников земельных отношений на основаниях, предусмотренных Земельным Кодексом, в частности – статьями 87 и 90, федеральными и муниципальными законами и распоряжениями.
Понятие и общая характеристика
Земли транспорта – это особый состав земель, который вправе использоваться только для развития транспортной инфраструктуры муниципального и федерального значения. В этом качестве они внесены в Государственный земельный кадастр (ГКН), под соответствующим шифром. Это специфический земельный объект, на основании его целевого использования возникают земельные и гражданские отношения правовых субъектов.
На транспортных массивах могут прокладываться только непосредственно пути транспортного сообщения. Строительство капитальных объектов и сооружений допускается только в контексте тех задач, которые соответствуют целям их использования.
Какие участки относятся к этой категории?
Землям транспорта признаются территории, выделенные из состава категории земель промышленности и иного специального назначения, в том числе:
Земли могут располагаться только за пределом массивов населенных пунктов и использоваться согласно целевому назначению на основании норм статьи 87 ЗК РФ. В классификаторе видов разрешённого использования, вступившем в силу 01.09.14 г. и утверждённым приказом Минэкономразвития под № 540, они закодированы под шифром 7.1-7.5. Являются видом целевого назначения.
К ним относятся следующий состав земель:
- автомобильного транспорта;
- железнодорожного транспорта;
- водного транспорта;
- аэровоздушного транспорта;
- трубопроводов.
Особенности и разновидности их использования следующие:
- Полосы отвода автомобильных дорог, с прилегающими участками, которые могут использоваться для автомобильного сервиса и обеспечения транспортной инфраструктуры.
- Полосы отвода железнодорожных путей с прилегающими участками (массивами), которые могут использоваться для обслуживания путей железнодорожного сообщения, эксплуатации, сервиса и обеспечения железнодорожной инфраструктуры. Так же – для насаждения лесозащитной полосы.
- Береговая зона, искусственные водные сообщения, объекты и сооружения для их эксплуатации.
- Земли под аэропорты, аэродромы, вокзалы и взлетно-посадочные полосы, также под объекты и сооружения для обеспечения эксплуатации воздушного транспорта.
- Массивы, где предусмотрена прокладка трубопровода.
Главной спецификой использования этих земель является не только извлечение пользы, но и соблюдения безопасности их эксплуатации. Все обозначенные массивы отводятся по определённым стандартам, которые предусмотрены для безопасного функционирования транспортных линий. К ним относятся расстояния от водной границы, размеры отводов под железнодорожное полотно и взлётные полосы.
Правовой режим и положение
Правовой режим земель транспорта опирается на положения законодательства. В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 8.11.07 г. № 257-ФЗ границы отвода полосы автотрассы устанавливаются документацией планировки территории – проектом планировки. Он подготавливается с учетом установленного нормирования по отводу земель. Нормы планировки размещения автодорог и объектов их эксплуатации утверждены ПП РФ от 2.09.09 г. под № 717.
Что касается железнодорожных путей, то размеры выделяемого массива включают в себя полосы отвода, которые устанавливаются проектно-сметной документацией. В целях безопасности путей и иных объектов и сооружений, также – для безопасности граждан и железнодорожных работников устанавливаются охранные зоны. В частности при опасности:
- схода лавин, оползней и селей;
- обвалов и размывов при паводке;
- других опасностей природных факторов;
- движения скоростных поездов.
Правовой режим эксплуатации полос отвода и охранных зон утверждён ПП РФ от 12.10.06 г. под №611. Правовой режим земель водного транспорта установлен ФЗ РФ от 7.03.01 г. под № 24-ФЗ, известного как КВВТ, а так же Законом «о морских портах РФ». В них указаны границы береговой территории, которые могут использоваться под земли транспорта, а так же основные правила их эксплуатации.
Воздушный транспорт требует выделения территории только для взлёта и посадки, а так же – для эксплуатационных зданий и сооружений. Но в силу повышенной ответственности за безопасность жизнедеятельности, здесь применяются многочисленные законодательные акты, нормативы и СНИП. Главные регулирующие правовой режим положения, определены в следующих актах:
На их основании для каждого аэродрома выделяется при аэродромная территория. Её размеры – 30 км в радиусе от установленной контрольной точки. Так же предусматриваются иные положения режима безопасности.
Кто является собственником?
Главным собственником земель транспорта является государство, то есть они считаются федеральной земельной недвижимостью. В соответствии с региональными нормативами управления, передаются Субъектам Федерации, о чём в информационный банк ГКН внесена соответствующая информация. Несмотря на передачу земель в ответственное владение муниципалитетов, они не могут распоряжаться ими без согласия государственных органов, то есть все распоряжения должны утверждаться на Федеральном уровне.
Разрешённое и запрещённое использование
Обозначенный вид земель может использоваться только в целях, служащих развитию транспортной инфраструктуры. В число разрешённых объектов могут входить:
- автовокзалы и автостанции;
- железнодорожные вокзалы и станции;
- ремонтные депо;
- аэродромы и аэропорты;
- морские и речные порты и причалы;
- остановочные пункты;
- пункты ДПС;
- автозаправки;
- эксплуатационные сооружения и технические помещения;
- офисные и промышленные помещения, обслуживающие транспортные линии.
Кроме этого здесь разрешено возведение объектов для обслуживания пассажиров на время пути:
- придорожные и привокзальные кафе;
- отели и мини гостиницы;
- аптечные пункты и т.п.
На данных землях запрещены любые виды работ, которые не соответствуют целевому назначению и не имеют отношения к тому виду транспорта, для которого осуществлён отвод участка. Здесь также недопустимо:
- вырубать насаждения;
- перекрывать русло искусственного водоёма;
- проводить работы в приближении к железнодорожной насыпи;
- выпасать и прогонять скот;
- проводить любые работы, которые могут повредить железнодорожное полотно;
- проводить любые работы ближе, чем за 30 км от аэропорта.
Управление и мониторинг
Управление земельной собственностью принадлежащей государству – обязательное условие, включённое в государственную программу эффективного использования земельного ресурса. Проводится посредством мониторинга и принятия на основании выявленных данных – решений о дальнейшем проведении существующей земельной политики.
Мониторинг земель является частью госпрограммы по определению влияния использования земель под транспортные нужды на экологическое состояние окружающей среды. Проводится органом ГКН в силу положений статьи 67 ЗК РФ.
Задачи мониторинга следующие:
- наблюдение за состоянием используемых почв;
- получение достоверных сведений об их состоянии;
- возможность дальнейшего их использования под нужды транспорта;
- влияние качества земель на окружающую экологию;
- степень эффективности их использования по назначению.
Все полученные сведения передаются в специальные федеральные комиссии, которые принимают ответственное решение по дальнейшему использованию ресурса или изменениям в его использовании. Федеральные решения передаются в регионы, а региональные органы самоуправления проводят ознакомление с ними уполномоченных должностных лиц, ответственных за использование данных земельных массивов.
Таким образом, система управления государственной земельной собственностью составляет единую сеть, и включается в комплексное использование под нужды транспортных коммуникаций.
Методы государственной кадастровой оценки
Вся оценочная деятельность земель осуществляется органом ГКН путём проведения ревизии. Ревизионная переоценка в отдельных кадастровых кварталах должна проводиться не реже чем через 5 лет, но не чаще, чем один раз в 3,5 года. После проведения ревизии удельная кадастровая стоимость земли соответствующей категории может изменяться на основании проведённых расчётов.
На основании приказа Минэкономразвития РФ от 21.09.17 г. № 469 произошла отмена ранее используемых методик государственной кадастровой оценки. в настоящее время процедура регулируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными ПП РФ от 08.04.2000 г. под № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
Ответственными исполнителями являются независимые оценщики, которые призываются для проведения работ на местах – по распоряжению муниципалитетов. Они могут использовать методы оценки, соответствующие закону «Об оценочной деятельности».
Можно ли арендовать или перевести в собственность?
Некоторые ЗУ, относящиеся к данному виду, допускается получать в аренду путём выкупа арендных прав у муниципалитета на основании статьи 90 ЗК РФ. Это участки, на которых можно возвести капитальное нежилое строение, соответствующее целевому использованию – для услуг, предоставляемых пассажирам и сервисных центов.
Оформление данных земель в собственность, недопустимо ни при каких условиях. Если на них возводятся строения, использующиеся под целевые нужды транспорта, допускается обременение сервитутом.
То же касается проведения трубопроводов – на время работы ЗУ допустимо арендовать или оформить сервитут. Выкуп или приватизация таких земель и иные формы собственности не допускаются.
Земли транспорта – целевое назначение категории промышленных земель. Могут использоваться только по целевому назначению с соблюдением установленных норм и правил эксплуатации. Принадлежат государству, могут передаваться в управление муниципалитетам. В определённых случаях допускают аренду или обременение сервитутом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)
Статья 90. Земли транспорта
1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 215-ФЗ)
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения автомобильных дорог;
2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
3) установления полос отвода автомобильных дорог.
3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ)
4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
2) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 215-ФЗ)
3) выделения береговой полосы.
Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 257-ФЗ)
2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 21.07.2011 N 257-ФЗ)
3) утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2011 N 257-ФЗ.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
8. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 257-ФЗ)