Акт выбора земельного участка что это такое?

Категория земли: как определить и что можно построить

Больше половины территории России занимают земли лесного фонда, при этом для жилищного строительства больше всего подходят земли населенных пунктов. Вместе с юристами разбираемся в категориях земель и в том, что на таких территориях можно строить.

Содержание

Что такое «категория земли»

Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):

  1. Земли сельскохозяйственного назначения;
  2. Земли населенных пунктов;
  3. Земли промышленности;
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли запаса.

Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.

При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.

К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.

Читайте также

Виды категорий земель

Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.

Земли населенных пунктов

Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.

Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.

Земли сeльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния

К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.

На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.

Промышленные земли

Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.

Земли лесного фонда

Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.

Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии

Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).

Земли водного фонда

Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).

Земли государственного запаса

К землям госзапаса относятся территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не используются гражданами или юрлицами. Такие земли не относятся ни к oднoй из пepeчиcлeнныx выше кaтeгopий. Они составляют зeмeльный peзepв cтpaны. Земли запаса могут использоваться только после перевода их в другую категорию.

Читайте также

Как определить категорию земли

Чтобы узнать, к какой категории относится земельный участок, собственнику можно обратиться к бесплатному сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо открыть публичную кадастровую карту Росреестра. Затем ввести в поисковую строку кадастровый номер земельного участка. После чего получить данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн. Также можно заказать выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о категории земельного участка. Ее стоимость — 250 руб.

Целевое предназначение земельного участка определяется региональными властями. Чтобы присвоить земельному участку категорию, нужно подготовить соответствующее ходатайство, собрать необходимые документы (дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк, кaдacтpoвый нoмep oбъeктa), подать их в Росреестр и дождаться официального решения.

Перевод земли из одной категории в другую

Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

Комментарий юриста

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П

В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.

В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.

В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.

Читайте также  Садовый земельный участок это

При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.

В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.

Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).

Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.

Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.

В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.

В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов. Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок. Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.

В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.

Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права. Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.

Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.

Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.

Письмо Росреестра от 11.06.2020 N 13-5223-АБ/20 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 11 июня 2020 г. N 13-5223-АБ/20

ВИДА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Вопрос: Просим представить позицию по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности области, которые предназначены для строительства и (или) реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения области, легкорельсового транспорта, транспортно-пересадочных узлов регионального значения, либо уже занятых указанными объектами и сообщает

Ответ: В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее — Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение (толкование) федерального закона, должно осуществляться, равно как и принятие, подписание и обнародование актов законодательного органа, то есть с обязательным соблюдением требований статей 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов.

Вместе с тем по изложенным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее — Требования), вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее — Приложение);

акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);

Читайте также  Обязательна ли приватизация дачного участка?

вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);

проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Однако согласно пункту 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

На основании статей 36 и 37 Градостроительного кодекса использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрен общий порядок установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.

Регулирование на системной и комплексной основе вопросов, связанных с установлением, изменением видов разрешенного использования земельных участков предусматривается проектом федерального закона N 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года).

Вместе с тем федеральным законодательством предусмотрен ряд отдельных случаев определения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются:

в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» вид разрешенного использования земельных участков устанавливается в соответствии с документацией по планировке территории опережающего социально-экономического развития;

в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 43-ФЗ) для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 43-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются и изменяются проектом планировки территории, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы. Документация по планировке территории, а также решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленные на основании такой документации, являются основанием для внесения в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков;

в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса текстовая часть проекта межевания территории включает в себя вид (виды) разрешенного использования лесных участков (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ, образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

в соответствии с подпунктом 10 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Согласно подпункта 1 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка допускается в числе прочего и в случае образования земельного участка на основании проекта межевания территории.

Таким образом, в настоящее время по общим правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации определение вида разрешенного использования образуемого земельного участка, на который не распространяется действие градостроительного регламента, может осуществляться при принятии решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка.

Одновременно отмечаем, что содержание вида разрешенного использования «автомобильный транспорт» (код 7.2) в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, предусматривает в том числе размещение зданий (код 7.2.2) и стоянок автомобильного транспорта (7.2.3), которые не являются линейными объектами.

Таким образом, указание вида разрешенного использования «автомобильный транспорт» не является однозначным указанием на размещение на соответствующем земельном участке именно линейного объекта.

По информации Управления Росреестра по Московской области в трех случаях (земельные участки с кадастровыми номерами , , ) к заявлениям об изменении вида разрешенного использования земельных участков были приложены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема), утвержденные распоряжениями Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 11 сентября 2017 г. NN , , от 15 сентября 2017 г. N . Однако представление такого документа необходимо только в случае государственного кадастрового учета в связи с образованием земельных участков, но не в связи с изменением вида разрешенного использования существующего земельного участка. Кроме того, образование земельных участков для строительства или реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, в том числе при изъятии для государственных или муниципальных нужд, осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории (статьи 11.3 и 56.3 Земельного кодекса).

Дополнительно отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Акт выбора земельного участка (образец)

Кто не хочет в наше время выгодно приобрести в собственность землю для строительства? В государстве созданы благоприятные условия для развития частной собственности. Документы на земельный участок устанавливают наступление юридических прав, которые предоставляют возможность собственнику владеть или пользоваться объектом недвижимости, осуществлять различные сделки с землёй (куплю-продажу, дарение, и т. д.).

Важным документом при передаче любого объекта недвижимости является акт выбора земельного участка. Что собой представляет этот документ? Для чего он предназначен? Как он оформляется? В нашей статье читатели получат ответы на многие интересующие их вопросы.

Назначение

Акт выбора земельного участка относится к документам, устанавливающим точное местонахождение земельного участка, размещение объектов строительства или инженерных коммуникаций. В документе собраны точные данные о площади, регистрации в ГКН, целевом использовании объекта недвижимости, а также сведения о границах, смежных землепользователях. На каждый объект недвижимости составляется индивидуальный акт выбора земельного участка. Образец документа рассматривается в нашей статье.

Законодательный акт состоит из нескольких составных частей, взаимосвязанных между собой. До 01 мая 2015 года его можно было оформить в муниципальной, административной службе любого региона РФ. В настоящее время по некоторым причинам он выдаётся государственными органами или службами местного самоуправления. Почему сложилась такая ситуация?

Юридический статус

Согласно новому образцу ЗК РФ, который вступил в действие 01 мая 2015 года, предоставлять этот документ для получения собственности на землю больше не нужно. Из новой редакции ЗК РФ он изъят. Вместо согласования места под строительство заказчику по новому законодательству РФ требуется подготовить документы по планировке и организации территории объекта недвижимости.

Какая ситуация складывается на сегодняшний день

Без торгов участки продаваться больше не будут. Объекты строительства в настоящее время можно арендовать только на аукционе (согласно ФЗ РФ № 171 новой редакции ЗК РФ и другой законодательной документации). Для получения земли под строительство потребуются документы по планировке и организации территории. Акт предварительного выбора земельного участка оформляется тогда, когда решение о передаче земли было принято до 01 мая 2015 г. Только в таком случае у заказчика будет шанс действительно получить этот документ на руки.

Оформление акта выбора земельного участка будет проводиться до 01 мая 2018 года. Такие объекты около трёх лет не могут быть предоставлены другим гражданам. Земельные участки защищаются от торгов. Они не могут быть переданы в аренду или проданы через аукцион. Форма акта выбора земельного участка не изменилась.

Например, гражданин Андрей Воронин, который проживает в Самаре, решил купить участок для строительства гаража. Что для этого потребуется? В первую очередь нужно обратиться в службу местного самоуправления. Процедура выбора земли в настоящее время упрощена. Согласно нововведениям, сначала осуществляется планирование и организация территории, а затем передача объекта в собственность согласно его целевому назначению. В результате проведения работ оформляется схема расположения границ земельного участка и проект межевания территории. Основанием для приобретения объекта недвижимости под строительство служит решение о предоставлении объекта недвижимости в собственность и договор купли-продажи.

На каком основании выдаётся

Акт предварительного выбора земельного участка вступает в действие с момента подписания документа. Оформление его осуществляется по старому образцу согласно законодательству РФ. К основным документам, которые контролируют процедуру выбора и предоставления объектов недвижимости для строительства, относятся:

  • ЗК РФ нового образца.
  • ФЗ №137 от 2007 г.
  • ФЗ №221 от 2008 г.
  • Положение №667 от 2007 г.

Содержание

Документ состоит из нескольких частей. Законодательный акт содержит определённый перечень текстовых и графических документов. К ним относятся:

  • Проект отвода земельного участка. Этот документ отображает все существующие ограничения по его использованию (расположение по отношению к водоохранной зоне, газопроводу, линии электропередач и т. д.). На нём точно указывается размещение земельного участка в отношении других объектов недвижимости, инженерных коммуникаций.
  • Схема расположения границ земельного участка. На ней отображаются следующие данные отводимого объекта недвижимости: адрес, площадь, координаты точек поворота, целевое использование, границы, сведения по смежным землепользователям.
  • Состав комиссии, которая занималась обследованием объекта.

Вот что собой представляет акт выбора земельного участка. Образец даёт представление о прямом назначении документа.

Проект отвода земельного участка

Законодательный акт составляется на основании решения государственного органа или службы местного самоуправления, а также договора на проведение работ в тех случаях, когда объект передаётся в пользование, собственность или аренду, совершаются сделки с землёй. Проект отвода земельного участка включает необходимую текстовую и графическую информацию об объекте, которая отображает местоположение, конфигурацию, размещение объекта относительно охранной зоны.

Читайте также  Является ли земля недвижимым имуществом?

Схема расположения границ земельного участка

Любой объект недвижимости на территории РФ должен быть учтён и оформлен в соответствующей документации. Схема расположения границ земельного участка представляет собой документ, на котором отображено схематическое расположение объекта на Кадастровом плане. В нём приводится точная характеристика участка. В документе содержатся сведения о границах объекта, данные о его целевом использовании, информация о смежных землепользователях.

Состав комиссии

Подготовка акта выбора земельного участка — трудоёмкий процесс, который может сопровождаться различными неожиданностями и для заказчика, и для исполнителя. Вот почему выбор места под строительство проводится комиссией, которая занимается обследованием объекта недвижимости. В законодательном акте перечисляется состав членов комиссии, приводятся все должности, фамилии и другие реквизиты. Все члены комиссии принимают участие в подписании документа.

Кто занимается оформлением

Оформлялся документ до 01 мая 2015 года муниципальной административной службой после утверждения решения о предоставлении земли. Заказчик подавал заявление о предварительном урегулировании размещения территории для строительства. Между исполнителем и заказчиком заключался договор на проведение работ. Муниципальная административная служба назначала кадастрового инженера, который занимался сбором, утверждением, согласованием документов. В результате проведения работ выдавался акт выбора земельного участка (оформление каждого документа требует индивидуального подхода к любому объекту). В настоящее время предоставлением законодательного акта занимаются государственные органы и службы местного самоуправления РФ.

Сегодня работы по предоставлению акта выбора земельного участка занимают около 30 рабочих дней. Процедура платная. Стоимость документа в Москве и Московской области составляет около 30 тысяч рублей. Цены в других регионах РФ зависят от разных факторов: удалённости, транспортной доступности и т. д.

Как получить

Предоставление документа осуществляется в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства РФ. Он содержит важную информацию о технических характеристиках участка, необходимых для строительства любого объекта недвижимости. Получение акта выбора земельного участка до 01 мая 2015 года проводилось по этапам:

  • Заказчику требовалось подать заявление в муниципальную, административную службу о своём намерении, на основании чего заключался договор на проведение работ по предоставлению земельного участка.
  • Муниципальная, административная служба на основании документов землеустройства, а также сведений ГКН учитывала градостроительные, экологические и прочие требования, выбирала объект, проводила утверждение акта выбора земельного участка.
  • Заказчик оплачивал услуги государственных проектных организаций, осуществлял необходимые изыскания на территории объекта, получал технические требования на подключение к инженерным коммуникациям, оформлял документацию по предоставлению земли согласно законодательству РФ.
  • Проводилось согласование документа во всех инстанциях.

После выхода нового издания ЗК РФ процедура предоставления законодательного акта была несколько упрощена. Документ выдаётся только тем заказчикам, которые получили решение муниципальной административной службы до 01. 05. 2015 г.

Например, Виктор Пуговкин захотел купить землю для строительства дома и обратился в муниципальную административную службу, которая рассмотрела заявление гражданина. Решение по отводу земли государственным органом было принято до 01. 05. 2015 г. По семейным обстоятельствам Виктор Пуговкин не смог оплатить работы по отводу земли.

Однако он ещё может заказать и провести процедуру. Что ему для этого потребуется?

  • сделать копию решения о предоставлении объекта недвижимости в собственность;
  • оплатить услуги проектных организаций;
  • осуществить необходимые изыскания на земельном участке;
  • получить технические требования на подключение к инженерным коммуникациям;
  • оформить документацию согласно требованиям РФ;
  • согласовать документ во всех инстанциях.

Утверждение

Процедура с 01. 05. 2015 г. не проводится. Утверждение акта выбора земельного участка осуществлялось муниципальной административной службой бесплатно. Основным документом, по которому проводилось мероприятие, считался регламент. Акт выбора земельного участка предоставлялся согласно ФЗ РФ № 131 от 2003 г., который точно устанавливал сроки и порядок проведения работ. Услуга оказывалась лично, по телефону, почтой, онлайн. Результатом процедуры считалось подписание решения о передаче земли.

Изыскания

Исполнитель на основании всех собранных документов проводит топографические, геодезические и другие изыскания. Специалист осуществляет съёмку границ объекта недвижимости, закрепление точек поворота межевыми знаками, вычисление площади и координат. Изыскания проводятся в два этапа: в полевых и камеральных условиях. С этой целью используется современное оборудование и новое программное обеспечение.

Специалист по земельным вопросам уточняет кадастровый номер объекта, его целевое использование, собирает сведения обо всех смежных землепользователях, решает возникшие земельные споры между соседями. На этом полевые работы заканчиваются. Вся информация обрабатывается в камеральных условиях: проводятся все расчёты, вычисляются необходимые показатели, обрабатываются статистические данные.

Согласование

Важной процедурой считается согласование акта выбора земельного участка. Законодательный акт удостоверяется и подписывается членами комиссии, принимавшими участие в отводе объекта недвижимости. В нём указываются все необходимые реквизиты участников мероприятия. Согласование акта выбора земельного участка проводится в присутствии заказчика и исполнителя работ, который назначается государственными органами. При необходимости документ подписывается и другими инстанциями. Результатом процедуры считается оформление акта выбора земельного участка.

Заключение

Согласно законодательству РФ, акт выбора земельного участка будет выдаваться на руки гражданам до 2018 года. Для оформления документа следует обращаться в государственную службу. С целью получения необходимых сведений рекомендуем пользоваться услугами специалистов. Юридические консультации даются по телефону и онлайн. Государство заинтересовано в защите прав граждан РФ. Все нововведения были приняты для того, чтобы усовершенствовать процедуру предоставления земли и специфику градостроительного регулирования. Однако что ни делается, всё к лучшему. Только время покажет, пойдут ли на пользу новые реформы.

Акт согласования границ земельного участка

Формирование акта о согласовании границ участка земли происходит тогда, когда собственникам земельных наделов необходимо определить их точные размеры.

Для чего нужен документ

Все земельные участки, стоящие на кадастровом учете, должны иметь зафиксированные документально строго определенные границы. Это позволяет собственникам территорий и надзорным ведомствам иметь четкое представление об их размерах.

В дальнейшем такие данные позволяют избегать разногласий с владельцами соседних участков и государственными административными учреждениями.

Кроме того, на их основе производится правильное и безошибочное начисление налоговых платежей собственникам земли.

На кого возложена функция по уточнению границ земельных зон

Обязанность по контролю за крайними точками участков земли возложена на кадастровых инженеров. Это высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и имеющие соответствующие государственные свидетельства.

В перечень полномочий кадастровых инженеров включены:

  • право на ознакомление с документами, удостоверяющими личность собственников земли;
  • право на проверку правоустанавливающих бумаг;
  • возможность предоставлять собственникам земли межевой план и давать по нему необходимые разъяснения;
  • устанавливать границы земельных участков, подлежащих согласованию;
  • проводить собственно согласовывающие мероприятия.

Кто занят в согласовании

К участникам согласования причисляются все заинтересованные лица:

  • владельцы земельных территорий;
  • граждане обладающие правом наследования земли;
  • люди, имеющие законную возможность бессрочного пользования землей;
  • те, у кого земельные участки находятся в официально оформленной временной аренде.

В отношении каких земель согласование проводится не должно

В законодательстве однозначно указаны зоны, границы которые не подлежат разграничению. К ним относятся:

  • сельскохозяйственные угодья некоторых отдаленных районов РФ;
  • леса и особо охраняемые территории;
  • участки, границы которых уже обозначены размещенными на них линейными и иными искусственными или природными объектами.

Как происходит согласование

Процесс по согласованию крайних точек участков может осуществляться в одном из двух вариантов. Первый подразумевает, что заинтересованными сторонами являются сразу несколько человек. Второй предполагает индивидуальное согласование с одним соседом.

Каждой из сторон, имеющих прямое отношение к делу, за месяц до наступления события отправляется соответствующее оповещение. Вручение его должно производиться только под роспись.

Допускается и электронное извещение или публикация в средствах массовой информации. Правда эти два способа не гарантируют того, что информация дойдет по адресата.

В назначенный день кадастровый инженер проводит замеры участков и в нужных точках устанавливает специальные опознавательные столбы. На них обязательно должны быть указаны сведения о номере и дате установки. Надзор за состоянием этих столбов возлагается на собственников земли. В случае их повреждения или утраты на нарушителя может быть возложено административное наказание в виде штрафа.

Весь процесс фиксируется в специальном акте согласования. Сюда же вносится информация о том, согласны участники процесса с установленными границами или нет.

Что делать, если одна из сторон не согласна

Ситуации, когда один из владельцев земли не согласен с крайними точками своего участка встречаются не так уж и редко.

Закон предусматривает право на оспаривание в суде определения границ.

Правда для этого необходимо заручиться надежными подтверждающими документами. В результате судебных разбирательств возможно последующее дополнительное уточняющее межевание земель.

Особенности составления акта

Общеприменимого, стандартного бланка акта по согласованию границ земельного участка на сегодняшний день нет, так что писать его можно в произвольной форме. Единственное, что нужно учесть, чтобы последовательность его содержания отвечала определенным стандартам составления подобного рода документации. Это значит, что бланк условно надо поделить на три части:

  1. начало – это название и номер документа;
  2. основной раздел – сведения об участке, границы которого согласовываются;
  3. заключение — принятое решение (согласованы они или нет) и подписи сторон.

Акт допустимо писать вручную, или набирать на компьютере. Для распечатанного документа подходит обычный чистый лист бумаги любого удобного формата (преимущественно используется А4).

Документ надо делать в количестве экземпляров, равном участникам процедуры согласования – по одному для каждого заинтересованного лица.

Образец акта согласования границ земельного участка

  1. Сначала посередине документа пишется его наименование и ставится номер (по необходимости).
  2. Далее указывается кадастровый номер участка, границы которого согласовываются, его площадь, а также даются сведения о собственнике.
  3. После этого в специальную табличку вносится информация о согласовании:
    • указывается знак, обозначающий размежевание;
    • вписывается номер смежного участка и данные о его владельце;
    • вносится отметка, если согласование происходило с лицом, действующим по доверенности;
    • подпись собственника соседнего участка.

По мере надобности в таблицу можно внести и любые другие дополнительные сведения.

  • Далее в акте обязательно следует зафиксировать информацию о том, что разногласий по согласованию между владельцами соседних участков нет. Если же таковые были, это нужно также обозначить и одновременно написать, какое в связи с этим было принято решение (разбирательство в судебной инстанции, добровольное дополнительное межевание и т.п.).
  • В завершение документ подписывается всеми участниками процедуры согласования.
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: