Земли для обеспечения космической деятельности

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности

СТ 92 ЗК РФ

1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 Земельного кодекса РФ

Земельный кодекс РФ впервые выделил земли для обеспечения космической деятельности в отдельный вид земель специального назначения и посвятил им ст. 92. Таким образом, было реализовано требование ст. 18 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности», где предусмотрено, что выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством РФ. Перечень объектов космической инфраструктуры приведен в п. 2 комментируемой статьи и фактически совпадает с перечнем, данным в названном Законе.

Согласно п. 2 ст. 18 названного Закона объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью, находятся в хозяйственном ведении государственных организаций, осуществляющих их эксплуатацию. Соответственно, такие земельные участки по смыслу ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также являются федеральной собственностью. Вместе с тем подп. 9 п. 5 ст. 27 ЗК РФ относит земельные участки, занятые объектами космической инфраструктуры, к участкам, ограниченным в обороте, т.е. к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Это противоречие в законодательстве следует устранить.

Особое правовое регулирование установлено для земельных участков, используемых под районы падения отделяющихся частей ракет (далее — ОЧР) эпизодически. Такие участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Однако ущерб, причиняемый в результате такого падения, подлежит возмещению.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 мая 1995 г. «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся частей ракет при проведении пусков ракет с космодромов и полигонов.

Министерство обороны РФ заключает с органами исполнительной власти субъектов РФ договоры об использовании этих земельных участков, в которых предусматривается установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды, а также порядка приведения районов падения в состояние, пригодное для хозяйственного использования, возмещения причиненного ущерба и многие другие вопросы.

Так, например, Министерство обороны РФ и администрация Архангельской области заключили договор о порядке действий, касающихся вывоза ОЧР из районов падения, а также о графике их вывоза. Управлением Росприроднадзора по Архангельской области было проведено обследование района падения остатков частей ракеты «Олема» после пуска ракеты-носителя «Союз-5», ОЧР данной ракеты не было найдено.

В связи с этим управлением было выдано предписание федеральному государственному учреждению «Командование Космических войск» (далее — ФГУ), которым ФГУ предписывалось обеспечить поиск местонахождения, вывоз и утилизацию боковых блоков ракеты-носителя «Союз-5», размещенных в районе падения «Олема» при запуске ракеты-носителя «Союз-5» с космодрома Плесецк, не обнаруженных в результате послепускового обследования района падения «Олема»; произвести обследование, выполнить очистку территории района падения «Олема» от загрязнений нефтепродуктами, выполнить рекультивацию нарушенных земель.

По заявлению ФГУ в арбитражный суд данное предписание управления Росприроднадзора было признано недействительным. Суд признал, что это предписание, устанавливающее иной порядок вывоза и утилизации ОЧР из районов падения, чем предусмотрено указанным выше договором, заключенным в соответствии с названным выше Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г., вынесено с превышением полномочий .
———————————
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 апреля 2012 г. по делу N А05-5916/2011.

Что такое ЗОКД? Все о землях для обеспечения космической деятельности

Освоение космоса – одна из существенных задач, которую решает правительство РФ, развивая данную отрасль. Для полноценного обеспечения и решения задач космического масштаба требуются обширные земельные территории, на которых располагаются соответствующие объекты и проводятся специальные работы.

Такие земли относятся к особому виду разрешённого использования и регулируются соответствующими нормами российского законодательства.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Что такое ЗОКД?

Это земельные участки (ЗУ), занимающие большую территорию, способную обеспечить государство возможностью проведения работ, связанных с развитием космической отрасли, на которых могут располагаться:

  • космодромы;
  • движимые и недвижимые объекты, предназначенные для организации полётов в космос;
  • полигоны и тренировочные площадки;
  • ЗУ под складские помещения;
  • помещения для хранения оборудования, запасных частей и ракетных установок;
  • центры управления полётом;
  • иные помещения и площадки для обслуживания космической деятельности.

Дома и дворовые постройки, расположенные за пределом установленных норм определения границ таких территорий, несмотря на высокие звуковые частоты, распространяющиеся по округе в период взлёта космических ракет, в эту категорию земель не входят. Но, находясь в зоне риска из-за приближенности к границам ЗОКД, они имеют права на соответствующие льготы, предоставляемые им из фонда Министерства Обороны РФ.

Понятие и общая характеристика

ЗОКД – это вид разрешённого использования, предусмотренный для земель, предназначенных для обеспечения космической деятельности РФ. Для использования массива под деятельность, соответствующую целевому назначению, участки должны обладать следующими характеристиками:

  • не относиться к землям населённых пунктов;
  • не относиться к землям сельскохозяйственного назначения;
  • не располагаться в черте поселения.

Свойства земель должны соответствовать требованиям, предъявляемым к использованию территории под ЗОКД. Они должны максимально подходить к целям использования и способствовать возможности проведения работ, связанных с запуском спутников, космических, межконтинентальных и баллистических ракет, и сопутствующей этому деятельности.

Требования к плодородию почв самые низкие, но специфика ландшафта должна допускать возможность разбивки космодрома, что требует ровной, плоской земной поверхности на протяжении десятков километров.

В данном случае, при выборе территорий с подходящими характеристиками, предусматривается также:

  • не чинение препятствий запуском ракет самолётным трассам;
  • обязательное наличие проходящих пунктов радиосвязи;
  • подходящие климатические условия.

Что входит в эту категорию?

ЗОКД входят в состав категории земель промышленности и специального назначения. Являются видом разрешённого использования для субъектов, вступивших в установленные законодательством земельные отношения. Выделяются из состава земель специального назначения по признаку деятельности, которая соответствует целям применения в космической отрасли Военного ведомства. Условно подразделяется на основную зону и дополнительную.

Непосредственно ЗОКД

Это обширные территории: от десятков километров в радиусе, на которых расположены космодромы, а также установлены объекты недвижимости, сооружения и установки, требующиеся для запуска ракет и подготовки запуска. Каждое сооружение, исполняющее функции обслуживания при запуске и сборке ракет может приравниваться к промышленному предприятию средних размеров. На данной территории строго соблюдаются нормы безопасности жизнедеятельности, поэтому она закрыта от посторонних лиц.

В число земель, использующихся при организации космодрома, могут входить изъятые у собственников и иных правообладателей участки, согласно гражданскому и земельному законодательству. Производство элементов космических и баллистических ракет, а также средства управления полётом обычно осуществляется на предприятиях, расположенных на землях промышленности, откуда они транспортируются на космодром, где происходит сборка объекта.

Прилегающие зоны

Вокруг космодромов предусматривается организация зон отчуждения, куда падают элементы объекта при его взлёте. Но просчитать траекторию падения полностью невозможно, так как она не поддаётся точному анализу. Поэтому на пути полёта допускается падение обломков, в том числе – в местах проживания граждан. Эти земли уже не относятся непосредственно к ЗОКД, но и не отделяются от них, регулируясь одними и теми же нормами законодательства.

Читайте также  Как продать землю сельхозназначения?

Правовой режим и положение

Специфика их правового режима регулируются статьями 87 ЗК РФ, 92 ЗК РФ и законами:

Режим использования обозначенной территории строго регламентирован, так как любое несанкционированное действие может повлиять на успех запуска ракеты, что как минимум нанесёт многомиллионные убытки национальному бюджету.

Риски, которые невозможно предусмотреть, входят в зону ответственности Военного ведомства. Каждое падение обломков отделяющихся частей ракет относится к страховому случаю. Каждый случай рассматривается как нанесение материального вреда, за что Военное ведомство предоставляет компенсацию.

Из-за влияния на экологию, зоны, прилегающие к границам ЗОКД, должны подлежать систематическому обезвреживанию от остатков токсичных отходов, а лица, проживающие в местах их падения – получать дополнительные льготы по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности, что так же заложено в бюджетные средства для использования земель, предназначенных для космической деятельности.

Кто является собственником?

Основным собственником таких земель является государство, которое может передавать их в ограниченное или бессрочное пользование:

  • Субъектам Федерации.
  • Военному ведомству.

В свою очередь, на основании Решений Правительства РФ, региональные власти, уже получившие земли в пользование, могут самостоятельно передавать части земель под нужды космической деятельности Ведомству, под отчёт перед государственными властями, с внесением сведений в Государственный кадастр недвижимости.

Прилегающие земли, предусматривающие падение обломков, принадлежат региональным властям, или гражданам на правах аренды, собственности и безвозмездного пользования.

Разрешённое и запрещённое использование

К разрешённому использованию относится размещение на территории земельного массива следующих объектов:

  1. Тренировочных центров с соответствующим оборудованием, предназначенных для подготовки космонавтов к полётам в космос.
  2. Полигонов, предназначенных для посадки космических объектов.
  3. Комплексов и сооружений, использующихся для хранения, ремонта космической техники, запасных частей.
  4. Пунктов приёма, сортировки, анализа и хранения сведений необходимых для обозначенных работ.
  5. Центров по управлению полётами.
  6. Комплексных сооружений для размещения измерительной аппаратуры, по управлению полётами.
  7. Площадок для расположения космических объектов, стартово-пусковых установок.
  8. Космодромов.

На территории ЗОКД могут организовываться лишь необходимые бытовые условия для обслуживания персонала. Это столовые, буфеты, туалетные и душевые комнаты. А также – бытовые комнаты и комнаты отдыха.

В силу специфики работ, связанных с организацией и запуском космических объектов, никакие иные виды работ, не входящих в сферу разрешённых действий, не допускаются. Поэтому такие территории являются закрытыми, а за проходящими в пределах зоны ЗОКД работами надзирают уполномоченные органы и должностные лица.

Использование прилегающих зон под дачи, жилые дома и сельскохозяйственные работы, категорически недопустимо из-за высокой степени риска для жизнедеятельности. Исключение составляют такие виды целевого использования земель, как свалки. По решению комиссий, они могут располагаться в прилегающей зоне, если это не влечёт ущерба основной деятельности.

Управление обеспечением и мониторинг

Все сведения о землях, выделенных под космическую деятельность, регистрируются и вносятся в информационный банк ГКН, откуда их могут извлечь как Роспотребнадзор для проведения защитных мероприятий, так и Ведомство для контроля над эффективным использованием территории. Основа управления – мониторинг. Его проводит ГКН согласно статье 67 ЗК РФ. В функции мониторинга входит получение результатов по запросам эффективного использования земель в соответствующем кадастровом квартале, в частности:

  • исследование качества почв;
  • допустимость их последующего использования для нужд космической деятельности;
  • влияние работ на окружающую среду;
  • регистрация кадастровых кварталов;
  • ревизии ЗОКД;
  • сбор данных о землях в информационный банк ГКН.

Полученные данные анализируются и передаются в специальные федеральные комиссии, в РосКосмос и в Военное ведомство. Для принятия дальнейших стратегий по землепользованию привлекается Правительство РФ, уполномоченные Министерства и Ведомства, выдающие свои распоряжения. Эти сведения и выданные на их основе предписания и распоряжения также поступают в региональные отделения ГКН и рассылаются в земельные отделы муниципалитетов для исполнения.

Можно ли арендовать и перевести в собственность?

Земли передаются уполномоченным ведомствам в пользование. Единственный собственник таковых – Российская Федерация. Приватизация таких земель недопустима. В ограниченном режиме может использоваться право аренды, если арендатором является участник юридических правоотношений, предоставляющий услуги для развития или организации космической деятельности.

Например, если в пределах космодрома формируется юридическое лицо, выступающее поставщиком услуг по монтажу космических объектов, поставке горюче-смазочных материалов и иного обслуживания, требующего нахождение юридического лица в пределах зоны ЗОКД.

Выкуп таких земель не разрешён из-за специфики работ. Кроме этого, такой вид права не несёт преимуществ, так как ЗУ может использоваться только в узком диапазоне, не допускающем вариантов. Земли, на которых происходит падение фрагментов ракет, могут переходить в собственность третьих лиц без ограничений.

Под обеспечение космической деятельности выделяются земли, расположенные за пределами населённых пунктов, не обладающие высоким плодородием. Их ландшафт должен соответствовать требованиям, допускающим установленные виды работ. Они находятся в собственности государства, выделяются Ведомствам, допускают передачу в аренду.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности

1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 92 ЗК РФ

1 — 2. Согласно ст. 92 ЗК землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности. Земли, занятые объектами космической инфраструктуры, отнесены к ограниченно оборотоспособным (подп. 9 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ), что представляется неверным, поскольку к таким объектам относятся космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов и другие объекты. Указанные земли должны быть изъяты из оборота и находиться в федеральной собственности.

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у правообладателей земельных участков не изымаются. Если ракеты запускаются с космодромов и полигонов Минобороны России, то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 536 (в ред. от 2 июля 2003 г.) Минобороны России обязано возмещать правообладателям земельных участков «прямой материальный и экологический ущерб», причиненный таким падением. Использование районов падения должно осуществляться в соответствии с договорами, заключаемыми Минобороны России с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти районы. В договорах нужно предусматривать:
———————————
СЗ РФ. 1995. N 23. Ст. 2235; 1998. N 14. Ст. 1587; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2815.

— установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, а также порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды;

— обеспечение безопасности населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период проведения пусков ракет;

— установление порядка возмещения ущерба и возвращения районов падения в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для их использования;

— проведение работ по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет;

— определение объемов и сроков экологических обследований районов падения;

— компенсационные выплаты субъектам РФ за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).

Из данных положений следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ должны выделять Минобороны России преимущественно те земли, которые не заселены и не застроены. Площади таких земель должны быть очень большими.

Читайте также  Земельный участок предоставленный гражданину или приобретенный им

Земли для обеспечения космической деятельности.

Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение земель промышленности и иного специального назначения. Каковы их особенности?

2. Назовите особенности использования земель промышленности.

3. Каковы особенности правового режима земель энергетики?

4. Назовите особенности правового режима земель транспорта. Какие виды транспорта вы знаете?

5. Сформулируйте определение земель связи, радиовещания, телевидения, информатики. В чем особенности их использования?

6. В чем особенности правового режима земель для обеспечения космической деятельности?

8. Для чего необходимо установление охранных зон, и каково их отличие от территориальных зон?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная

1. Анисимов, А. П. Земельное право России : учебник для бакалавров / Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А; под ред. А. П. Анисимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 415 с. — ISBN 978-5-9916-2571-5.

2. Боголюбов, С. А. Земельное право : учебник для бакалавров / С. А. Боголюбов. — 5е, перераб. и доп. — М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2013. — 376 с. — ISBN 978-5-9916-2182-3, ISBN 978-59692-1385-2

3. Болтанова, Е. С Земельное право: учебник / Е. С. Болтанова. — М. : Инфра-М, РИОР, 2013. — 553 с. — ISBN: 978-5-369-01202-4, 978-5-369-00393-0.

4. Ерофеев Б. В. Земельное право России : учебник для вузов / Б. В. Ерофеев ; [науч. ред. Л. Б. Братковская]. — 12-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 679 с. — ISBN: 978-5-99161668-3, 978-5-9916-2674-3.

5. Крассов, О. И. Земельное право: учебник / О. И. Крассов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2013. — 608 с. — ISBN: 9785917682297

1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 28 сент. 2001 г. : ред. от 28 дек. 2013 г.]. — М.: Эксмо, 2013. — 128 с. — (Актуальное законодательство). — ISBN 978-5-699-68825-8.

2. Российская Федерация. Законы. Кодекс внутреннего водного транспорта

Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон : принят Гос. Думой 7 фев. 2001 г.: ред. от 3фев. 2014 г.]. — Режим доступа: www.http://base.consultant.ru, свободный.

3. Российская Федерация. Законы. Воздушный кодекс Российской Федерации

[Электронный ресурс] : [федер. закон : принят Гос. Думой 19 фев. 1997 г.: ред. от 5 дек. 2013 г.]. — Режим доступа: www.http://base.consultant.ru, свободный.

4. Российская Федерация. Законы. «Об использовании атомной энергии»

[Электронный ресурс] : федер.

5. Российская Федерация. Законы. О введении в действие Земельного кодекса

Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 28 сент. 2001 г. : одобр. Советом Федерации 10 окт. 2001 г.]. — Режим доступа: www.http://base.consultant.ru, свободный.

6. Российская Федерация. Законы. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 24 дек. 2002 г. : одобр. Советом Федерации 27 дек. 2002 г.]. — Режим доступа: www.http://base.consultant.ru, свободный.

7. Российская Федерация. Законы. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 16 окт. 2007 г. : одобр. Советом Федерации 26 окт. 2007 г.]. — Режим доступа: www.http://base.consultant.ru, свободный.

8. Российская Федерация. Законы. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 18 окт. 2007 г. : одобр. Советом Федерации 26 окт. 2007 г.]. — Режим доступа: www.http://base.consultant.ru, свободный.

9. Российская Федерация. Президент (1991-1999; Б.Н. Ельцин). Указ Президента РФ от 27 июня 1998 г. N 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» (с изм. и доп. от 29 июня 2013 г.).

10. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» (с изм. и доп. от 2 июля 2003 г.).

11. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306 «О Правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения» (с изм.

12. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 71 «Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации».

13. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 176 «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2008 г.)

14. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети».

15. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» (с изм. и доп. от 4 апреля 2011 г.).

16. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». (с изм. и доп. от 26 августа 2013 г.).

17. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса». (с изм. и доп. от 11 марта 2011 г.).

18. Боголюбов, С. А. Земельное право в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие / С. А. Боголюбов, Е.А. Галиновская [и др.] ; под ред. С. А. Боголюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014. — 208 с. — ISBN 978-5-329-11688-1.

Земли для обеспечения космической деятельности

Землями данной субкатегории специального назначения признаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество РФ в области исследования и использования космического пространства. Космическая деятельность находится в федеральном ведении.

Согласно ст. 18 Закона РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» космическая инфраструктура РФ включает в себя: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности. Земли, занятые объектами космической инфраструктуры, являются ограниченными в обороте (ст. 27 ЗК РФ).

Читайте также  Перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у их правообладателей не изымаются, а порядок возмещения ущерба этим лицам определяется постановлением Правительства РФ от 31.05.1995 № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет», которым предписано Министерству обороны РФ возмещать правообладателям земельных участков прямой материальный и экологический ущерб, возникающий в результате падения отделяющихся частей ракет, по представлению заключений совместных комиссий Минобороны России, МЧС России, федерального органа по охране окружающей среды и органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Земли обороны и безопасности

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ и федеральными законами.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории; безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Мри необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у их правообладателей не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

Согласно п. 10 и 11 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

Исполнительные органы государственной власти, указанные ст. 29 ЗК РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного лссохозяйственного и иного использования.

В условиях чрезвычайного или военного положения, предусмотренного федеральными конституционными законами от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», земельные участки для нужд обороны и безопасности могут быть реквизированы у их правообладателей (ст. 51 ЗК РФ).

Особый режим использования земель устанавливается в пограничных зонах. Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ в порядке, установленном федеральным законодательством, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются федеральным законодательством.

Другой разновидностью земель данной субкатегории являются земли, занимаемые закрытыми административно-территориальными образованиями. Закрытое административно-территориальное образование (далее — ЗАТО) — это имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО предусматривает установление ограничений на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.

Земли ЗАТО в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли промышленности, обороны и иные земли. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам. Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного ЗАТО принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ЗАТО.

Земли ЗАТО, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования. В ЗАТО в соответствии с законодательством РФ по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель. Органы государственной власти субъектов РФ принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления ЗАТО для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.

В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиту населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Как следует из п. 3 постановления Правительства РФ от 17.02.2000 № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов», запретная зона включает территорию, непосредственно примыкающую к территории военного склада. Ширина запретной зоны от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается: для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей — до 400 м; для военных складов вооружения и военного имущества — до 100 м.

Обязательным требованием при установлении запретной зоны является обустройство 50-метровой противопожарной полосы, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного склада, в пределах которой осуществляются вырубка деревьев и кустарника и вспашка по всей ширине. На территории запретной зоны запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельного оружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного склада.

Федеральным законом от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» регламентируется установление зоны защитных мероприятий вокруг объектов по хранению или уничтожению химического оружия, в пределах которых осуществляется специальный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций; площадь указанной зоны зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня загрязнения окружающей среды и утверждается Правительством РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: