Чересполосица земельного участка это

Чем руководствоваться при защите своих прав, если законодательно не закреплены определения?

Перераспределение земельных участков — один из редких в настоящее время способов образования земельных участков. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ). Перераспределяться могут только земельные участки, поставленные на кадастровый учет. Процедура перераспределения существенно различается в зависимости от того, между какими участками осуществляется перераспределение.

1 вариант. Участки находятся в частной собственности. В таком случае на основании п. 2. ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении земельных участков у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков. Таким образом, вам необходимо прийти к соответствующему соглашению со своими соседями.

2 вариант. Перераспределение между участками, находящимися в частной собственности, с участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Судя по логике запроса, у вас как раз этот вариант.

В пп. 2, п. 1. ст. 39.28 ЗК РФ среди прочего указано, что перераспределение допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

При отсутствии утвержденного проекта межевания территории перераспределение осуществляется на основании утвержденной схемы расположения земельного участка. Уполномоченный орган может отказать в перераспределении только в следующих случаях:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 статьи 39.28 ЗК РФ;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц;

4) перераспределение осуществляется с участками, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте;

5) перераспределение осуществляется с участками, зарезервированными для государственных или муниципальных нужд;

6) перераспределение осуществляется с участками, являющимися предметами аукциона;

7) перераспределение осуществляется с участками, в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Максимальные размеры устанавливаются муниципальным органом. Например, решением Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 22.11.2006 N 100/10 «О предельных (минимальных и максимальных) размерах земельных участков для предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство и строительство гаражей» установлены максимальные границы в размере 36 кв.м.;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Таким образом, необходимо точно понимать основание, по которому был получен отказ, и подобрать документы, доказывающие обратное.

Действующее законодательство на самом деле не раскрывает понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. Ссылка на иные источники возможна, но лицом, обладающим специальным образованием. В таком случае лучше ходатайствовать о возврате в первую инстанцию с целью назначения судебной экспертизы.

Кроме этого, рекомендую вам рассмотреть другой способ защиты права, а именно подать заявление об исправлении кадастровой ошибки. Предметом ваших требований будет следующее:

признать недействительными результаты межевания;

признать кадастровой ошибкой содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости сведения в части описания координат поворотных точек границ и площади земельного участка;

исправить кадастровую ошибку и внести изменения в сведения, содержащиеся в ГКН в части описания координат поворотных точек границ и площади земельного участка в соответствии с фактическим пользованием земельного участка и признать правильными указанные координаты.

В рамках указанного дела потребуется также судебная экспертиза.

В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с лицами, оьладающими смежными земельными участками. В ст. 28 указанного закона определено, что ошибками в ГКН является в том числе воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН. Полагаем, что такая ошибка была допущена в Межевом плане. Например, межевой план составлялся кадастровым инженером без осуществления выезда на местность или без согласования со всеми лицами.

Чересполосица

Чересполосица (также узкополосица, многополосица, длиннополосица) — расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками. Чересполосица возникала в России при регулярных переделах общинной земли.

Содержание

Недостатки чересполосицы

Чересполосица — поземельное владение, при котором земли одного владельца находятся не в одном отрубе или меже, а разбросаны по разным местам среди других владений и не представляют хозяйственного целого. Раздробленность, часто доходящая до ничтожных величин, обесценивает такие участки, оказывает вредное влияние на хозяйство, препятствует применению усовершенствованных систем полеводства, даёт повод к возбуждению постоянных судебных споров и аграрных беспорядков, расшатывает юридические основания владения, влечёт за собой обострение отношений между частными владельцами и крестьянами. С агрономической точки зрения, вред чересполосицы выражается в обязательности для соседей одной системы полевого хозяйства: если одни из них, например, держатся трёхполья, то для других невозможен переход к более совершенным системам. Недостатки чересполосного владения чувствуются как частными владельцами, так и крестьянами-общинниками. В конце XIX века причитающийся последним надел нередко состоял из 30-40 разбросанных полос или шнуров, а иногда, например в Ярославской губернии, достигал до 120. Это влекло за собой утрату значительных количеств земель на межевые борозды. Участившиеся, несмотря на издание закона 1886 г., семейные разделы имели своим последствием дальнейшее дробление чересполосных участков. Вследствие чересполосного владения частными и крестьянскими землями, установилось право пастьбы скота на смежных паровых землях и на лугах (на последних — до 9 мая и даже до июня и позже). Это причиняло недобор трав, которыми, при отсутствии травосеяния, так бедно было российское сельское хозяйство, и, таким образом, создавались крупные препятствия к улучшению полеводства и скотоводства. Допущение пастьбы скота на лугах превращало их нередко в кочковатые пространства.

Причины образования чересполосицы

Причины образования чересполосного владения самые разнообразные и коренятся в условиях государственно-общественных, почвенных и хозяйственно-культурных, а также в наследственном праве, дающем повод к разделам и дроблению земельных владений. С древних времен принимались разные меры для придания определенности границам земельных владений, что представляло крупные затруднения, так как, помимо отсутствия прочных доказательств, этому препятствовал недостаток знаний и технических приемов измерения (до Петра Великого геометрического измерения не было). В царствование Иоанна IV был составлен для межевщиков писцовый наказ, действовавший, с дополнениями, до конца XVII в. Первоначально межевание служило для государственных и общественных целей, а с Михаила Федоровича оно принимает вид правительственного учреждения. В писцовых наказах упоминается владение черездесятинное, черезземельное, через полосу, полосное. В писцовом наказе 1681 г. принято за правило межевать землю каждого землевладельца порознь, не оставляя двух или нескольких человек в общем владении. В писцовых наказах 1683 и 1684 гг. (последний — самый важный) допущено отступление: помещикам, которые владели землями через десятину без всяких ссор, дозволено было, по их желанию, оставаться не размежеванными, с отмежеванием лишь их участка от посторонних помещиков и вотчинников. Само правительство упрочивало, таким образом, чересполосное владение. Количество чересполосных земель увеличивалось вследствие культурно-хозяйственных условий того времени и трехпольной системы хозяйства, вследствие оставления за казной сенокосов, лугов, лесов посреди частных владений. При Петре Великом многие угодья были причислены к оброчным казенным статьям; впоследствии, по межевым инструкциям 1754 и 1766 гг., их приказано было отдать частным владельцам. При развитии поземельной собственности и последовавшем при Петре Великом уничтожении поместного владения, а также благодаря продажам и переходам по наследству, участки дробились, и вместе с тем увеличивалась чересполосица.

Читайте также  Как проверить право собственности на земельный участок?

Чересполосица не составляет, впрочем, характерного явления специально русской жизни. Она распространена во Франции и Германии, была распространена и в Англии, до предпринятого лордами-землевладельцами округления или огораживания общинных земель (clearing of estates, enclosure). В западноевропейских государствах законодательство и сами заинтересованные лица принимают меры к устранению чересполосицы и сопряженных с нею вредных последствий.

Борьба с чересполосицей в XIX веке в России

Неопределенность поземельных границ побуждала и российское правительство принимать меры к устранению чересполосицы. Инструкцией 13 мая 1754 г. было приказано размежевывать таких землевладельцев, которые владеют через десятину, для предупреждения на будущее время ссор и драк. Основное юридическое начало этой инструкции заключалось в ревизии и редукции земель, т. е. в поверке прав владельцев и в розыске примерных, излишних против крепостей земель. Это затрудняло применение инструкции, и она оставалась без действия до манифеста 19 сентября 1765 г., когда было введено генеральное межевание. Владельцам общих и чересполосных дач разрешено было оставаться в общем владении, если они не хотят полюбовно разверстаться между собой. Для урегулирования земельных отношений внутри генеральных меж были установлены виды специального межевания: в 1766 г. — коштное, в 1806 г. — специальное. По закону 20 октября 1806 г., могли размежеваться через уездных землемеров те владельцы общих и чересполосных дач генерально обмежеванных, которые получили план с межевой книгой и внесли пошлину. Специальное межевание затруднялось несогласием частных владельцев: обязательно было только размежевание между казенными селами и помещиками земель, состоящих у них в чересполосном владении. По закону 8 января 1836 г. должно было быть произведено специальное межевание общих и чересполосных дач, с доставлением каждому отдельного плана. Эта попытка прекратить чересполосицу не удалась, несмотря на предоставленные размежевывающимся льготы. Медленность в совершении сделок по устранению чересполосного владения вызвала издание указа 21 июня 1839 г. о полюбовном размежевании и учреждении комиссии посредников. 30 декабря 1853 г. был издан закон о судебно-межевом разбирательстве. 29 декабря 1875 г. были изданы правила «Об обязательном разверстании и обмене чересполосных земель между владельцами и крестьянами», относящиеся специально к Привислянскому краю. Наряду с изменениями процессуальными законодатель вносил перемены и в материальное право, с целью уничтожения чересполочицы. Так, например, мена недвижимых имуществ воспрещена по указу сената 1786 г., на основании закона Петра Великого, но в 1808 г. из этого правила допущено исключение для уничтожения чересполосного владения казенных селений с помещичьими, а в 1836 г. разрешено помещикам меняться землями для уничтожения чересполосного владения. Заповедные имения должны быть в одном отрубе, а не чересполосно. Чересполосное владение было распространено, главным образом, в губерниях великороссийских и северных. Крупным препятствием к уменьшению чересполосного владения, по замечанию князя Васильчикова, было крепостное право, когда сам помещик сажал крестьян на тягло. С уничтожением крепостного права законодательство о межевании чересполосицы, несмотря на происшедшие крупные изменения в строе нашего поземельного владения, оставалось неизмененным. К концу XIX века различались чересполосицы: 1) частновладельческих земель, 2) крестьянских и частновладельческих и 3) крестьянских общинных земель. Важное значение имеет и другая классификация чересполосных земель, по их хозяйственному значению. Если среди крестьянских наделов находится пашня или луг, раздробленные кусками меньше десятины, то для владельцев они хозяйственного значения не имели и ставили их в тяжелую зависимость друг от друга.

Уничтожение чересполосицы

Столыпинская аграрная реформа 1906 года предприняла шаги к уменьшению чересполосицы путём создания хуторов и отрубов. Однако Декрет о земле 1917 года, разделивший помещьичьи, удельные и монастырские земли между крестьянами, фактически увеличил чересполосицу, так как крестьяне стремились делить земли справедливо с учётом их качества. Окончательное уничтожение чересполосицы произошло лишь в результате коллективизации.

2.5. Перераспределение земель и (или) земельных участков

Детальное регулирование вопросов, связанных с перераспределением земель и (или) земельных участков, на уровне ЗК РФ появилось с принятием закона № 171-ФЗ [1] , которым в ЗК РФ была введена гл. 5.4, посвящённая институту перераспределения, а также были внесены иные изменения, главным образом в гл. 1.1 ЗК РФ в части образования земельных участков.

В соответствии с действующим законодательством все возможные случаи перераспределения можно подразделить на три самостоятельные группы:

1) перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности;
2) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в 2019 г. была прямо закреплена в т. ч. возможность перераспределения между государственными земельными участками и предоставленными гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и государственными земельными участками, которые не предоставлены указанным лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута [2] );
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между собственниками, и значительное законодательное регулирование такого перераспределения отсутствует.

Наибольший же интерес для девелоперов представляет третий случай перераспределения, на котором мы остановимся подробнее.

При таком перераспределении буквально, в т. ч. с учётом содержания ст. 39.1 ЗК РФ, нельзя говорить о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (гл. 5.1 ЗК РФ), поскольку, говоря простыми словами, происходит не предоставление участка, находящегося в публичной собственности, а увеличение площади участка, находящегося в частной собственности, за счёт земель или участков, находящихся в публичной собственности. Ввиду этого к перераспределению не должны применяться порядок предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (на торгах / без проведения торгов), основания отказа в предоставлении таких участков и т. д.

Вместе с тем перераспределение участков необходимо рассматривать как одно из возможных оснований возникновения (приобретения) права собственности на участок [3] (наряду с предоставлением земельных участков, находящихся в публичной собственности, заключением договоров и т. д.).

При этом необходимой предпосылкой для перераспределения является смежность перераспределяемых земель и (или) участков.

При перераспределении нескольких участков образуются несколько других смежных участков [4] , и существование исходных участков прекращается, а при перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается, и образуется новый участок.

Образование новых участков при перераспределении влечёт применение целого ряда важных общих норм гл. 1.1 ЗК РФ:

  • целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых образуются земельные участки;
  • при перераспределении должны быть соблюдены требования к образуемым и изменённым земельным участкам (ст. 11.9 ЗК РФ), в т. ч. в части предельных размеров земельных участков, требования о том, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований, населённых пунктов, территориальных зон, а также запрета на образование участков, которое приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию земель недостаткам.

Важно учитывать, что перечень случаев, в которых допустимо перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в публичной собственности, сформулирован законодателем исчерпывающим образом [5] . К таким случаям относятся:

1) перераспределение в границах застроенной территории, в отношении которой заключён договор о КРТ, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым ПМТ;
2) перераспределение в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым ПМТ для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) перераспределение в случае, когда земельные участки находятся в собственности граждан и предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
4) перераспределение в целях образования участков для размещения объектов капитального строительства, в связи с размещением которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в т. ч. в целях такого изъятия.

С учётом формулировок нормы именно второе из приведённых оснований представляет интерес для девелоперов.

Такое перераспределение (приведение в соответствие с ПМТ с устранением вклинивания, вкрапливания и т. п.) возможно только при одновременном соблюдении ряда условий [6] :

  • оно возможно только при наличии утверждённого ПМТ [7] . При этом фактические границы перераспределяемых участков должны не соответствовать ПМТ, и такое перераспределение должно устранять данное несоответствие;
  • до его проведения должно присутствовать вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица участков. При этом законодательство не содержит определений указанных понятий, и точный вывод о наличии указанных недостатков землепользования может быть сделан на основании заключения кадастрового инженера и/или выводов судебной экспертизы [8] ;
  • увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, может быть не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков в соответствующей территориальной зоне.
Читайте также  Как отказаться от дачного земельного участка?

Перераспределение земель и (или) участков, находящихся в публичной собственности, и участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Необходимо учитывать, что основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении сформулированы законодателем исчерпывающим образом в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ (перечень состоит из 13 позиций). В качестве примера можно привести следующие основания:

  • заявление о перераспределении подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ (т. е. в отсутствие оснований для перераспределения);
  • из земель возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ [9] ;
  • земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, является предметом аукциона, либо в отношении него принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истёк, либо подано заявление о предварительном согласовании предоставления или о предоставлении земельного участка, и по нему не принято решение.

Схема 10. Порядок заключения соглашения о перераспределении

Если заявитель, которому направлен отказ в заключении соглашения о перераспределении, полагает, что основания для отказа в заключении соглашения отсутствуют, он может обратиться в суд с требованием о признании соответствующего отказа незаконным.

Также важно отметить, что из системного толкования п.п. 8, 9 и 14 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что на четвёртом этапе (после получения согласия уполномоченного органа на заключение соглашения о перераспределении и проведения кадастрового учёта образуемых участков) отказ уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении возможен только в том случае, если площадь участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого участка, указанную в ПМТ [10] , в соответствии с которым он образован, более чем на десять процентов.

Однако на практике уполномоченные органы отказывают в заключении соглашений о перераспределении (на 4-м этапе) не только при указанном превышении площади участка, но и по основаниям, по которым допускается отказ в даче «предварительного» согласия на заключение соглашения (на 2-м этапе) [11] . В целом такой подход не соответствует законодательству (т. к. выявление соответствующих препятствий к перераспределению должно быть произведено уполномоченным органом на более ранних этапах заключения соглашения), и, на наш взгляд, имеются основания для признания таких отказов незаконными. При планировании осуществления перераспределения важно помнить о том, что увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном уполномоченными органами [12] .

Значение ЧЕРЕСПОЛОСИЦА ЗЕМЕЛЬНАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

? такое поземельное владение, при котором земли одного владельца находятся не в одном отрубе или меже, а разбросаны по разным местам среди других владений и не представляют хозяйственного целого. Раздробленность, часто доходящая до ничтожных величин, обесценивает такие участки, оказывает вредное влияние на хозяйство, препятствует применению усовершенствованных систем полеводства, дает повод к возбуждению постоянных судебных споров и аграрных беспорядков, расшатывает юридические основания владения, влечет за собой обострение отношений между частными владельцами и крестьянами. При существовании чересполосного владения невыполнима задача, намеченная 1 ст. наших межевых законов, в силу коей цель государственного межевания заключается в том, чтобы утвердить спокойствие владельцев и установить границы поземельного владения. С агрономической точки зрения, вред Ч. выражается в обязательности для соседей одной системы полевого хозяйства: если одни из них, например, держатся трехполья, то для других невозможен переход к более совершенным системам. Недостатки чересполосного владения чувствуются как частными владельцами, так и крестьянами-общинниками. Причитающийся последним надел нередко состоит из 30-40 разбросанных полос или шнуров, а иногда, например в Ярославской губернии, достигает до 120. Это влечет за собой утрату значительных количеств земель на межевые борозды. Участившиеся, несмотря на издание закона 1886 г., семейные разделы имеют своим последствием дальнейшее дробление чересполосных участков. Вследствие чересполосного владения частными и крестьянскими землями, установилось право пастьбы скота на смежных паровых землях и на лугах (на последних ? до 9 мая и даже до июня и позже). Это причиняет недобор трав, которыми, при отсутствии травосеяния, так бедно наше сельское хозяйство, и, таким образом, создаются крупные препятствия к улучшению полеводства и скотоводства. Допущение пастьбы скота на лугах. превращает их нередко в кочковатые пространства.

Причины образования чересполосного владения самые разнообразные и коренятся в условиях государственно-общественных, почвенных и хозяйственно-культурных, а также в наследственном праве, дающем повод к разделам и дроблению земельных владений. С древних времен принимались разные меры для придания определенности границам земельных владений, что представляло крупные затруднения, так как, помимо отсутствия прочных доказательств, этому препятствовал недостаток знаний и технических приемов измерения (до Петра Великого геометрического измерения не было). В царствование Иоанна IV был составлен для межевщиков писцовый наказ, действовавший, с дополнениями, до конца XVII в. Первоначально межевание служило для государственных и общественных целей, а с Михаила Федоровича оно принимает вид правительственного учреждения. В писцовых наказах упоминается владение черездесятинное, черезземельное, через полосу, полосное. В писцовом наказе 1681 г. принято за правило межевать землю каждого землевладельца порознь, не оставляя двух или нескольких человек в общем владении. В писцовых наказах 1683 и 1684 гг. (последний ? самый важный) допущено отступление: помещикам, которые владели землями через десятину без всяких ссор, дозволено было, по их желанию, оставаться не размежеванными, с отмежеванием лишь их участка от посторонних помещиков и вотчинников. Само правительство упрочивало, таким образом, чересполосное владение. Количество чересполосных земель увеличивалось вследствие культурно-хозяйственных условий того времени и трехпольной системы хозяйства, вследствие оставления за казной сенокосов, лугов, лесов посреди частных владений. При Петре Великом многие угодья были причислены к оброчным казенным статьям; впоследствии, по межевым инструкциям 1754 и 1766 гг., их приказано было отдать частным владельцам. При развитии поземельной собственности и последовавшем при Петре Великом уничтожении поместного владения, а также благодаря продажам и переходам по наследству, участки дробились, и вместе с тем увеличивалась Ч. Она не составляет, впрочем, характерного явления специально русской жизни. Ч. распространена во Франции и Германии, была распространена и в Англии, до предпринятого лордами-землевладельцами округления или огораживания общинных земель (clearing of estates, enclosure). В западноевропейских государствах законодательство и сами заинтересованные лица принимают меры к устранению Ч. и сопряженных с нею вредных последствий.

Неопределенность поземельных границ побуждала и наше правительство принимать меры к устранению Ч. Инструкцией 13 мая 1754 г. приказано размежевывать таких землевладельцев, которые владеют через десятину, для предупреждения на будущее время ссор и драк. Основное юридическое начало этой инструкции заключалось в ревизии и редукции земель, т. е. в поверке прав владельцев и в розыске примерных, излишних против крепостей земель. Это затрудняло применение инструкции, и она оставалась без действия до манифеста 19 сентября 1765 г., когда было введено генеральное межевание. Владельцам общих и чересполосных дач разрешено было оставаться в общем владении, если они не хотят полюбовно разверстаться между собой. Для урегулирования земельных отношений внутри генеральных меж были установлены виды специального межевания: в 1766 г. ? коштное, в 1806 г. ? специальное. По закону 20 октября 1806 г., могли размежеваться через уездных землемеров те владельцы общих и чересполосных дач генерально обмежеванных, которые получили план с межевой книгой и внесли пошлину. Специальное межевание затруднялось несогласием частных владельцев: обязательно было только размежевание между казенными селами и помещиками земель, состоящих у них в чересполосном владении. По закону 8 января 1836 г. должно было быть произведено специальное межевание общих и чересполосных дач, с доставлением каждому отдельного плана. Эта попытка прекратить Ч. не удалась, несмотря на предоставленные размежевывающимся льготы. Медленность в совершении сделок по устранению чересполосного владения вызвала издание указа 21 июня 1839 г. о полюбовном размежевании и учреждении комиссии посредников. 30 декабря 1853 г. был издан закон о судебно-межевом разбирательстве, действующий, с некоторыми добавлениями, и по настоящее время. 29 декабря 1875 г. изданы правила «Об обязательном разверстании и обмене чересполосных земель между владельцами и крестьянами», относящиеся специально к Привислянскому краю. Наряду с изменениями процессуальными законодатель вносил перемены и в материальное право, с целью уничтожения Ч. Так, например, мена недвижимых имуществ воспрещена по указу сената 1786 г., на основании закона Петра Великого, но в 1808 г. из этого правила допущено исключение для уничтожения чересполосного владения казенных селений с помещичьими, а в 1836 г. разрешено помещикам меняться землями для уничтожения чересполосного владения. Заповедные имения должны быть в одном отрубе, а не чересполосно. Чересполосное владение распространено, главным образом, в губерниях великороссийских и северных. Крупным препятствием к уменьшению чересполосного владения, по замечанию князя Васильчикова, было крепостное право, когда сам помещик сажал крестьян на тягло. С уничтожением крепостного права законодательство о межевании Ч., несмотря на происшедшие крупные изменения в строе нашего поземельного владения, осталось неизмененным. В настоящее время различаются Ч.: 1) частновладельческих земель, 2) крестьянских и частновладельческих и 3) крестьянских общинных земель. Важное значение имеет и другая классификация чересполосных земель, по их хозяйственному значению. Если среди крестьянских наделов находится пашня или луг, раздробленные кусками меньше десятины, то для владельцев они хозяйственного значения не имеют и ставят их в тяжелую зависимость друг от друга. Несмотря на отрицательные стороны чересполосного владения с экономической, агрономической и юридической стороны, до сих пор не собрано точных статистических данных о размерах этого явления; есть только общие и несистематические указания в земских статистических и некоторых официальных изданиях.

Читайте также  Право ограниченного пользования чужим земельным участком это

Литература. Малиновский, «Исторический взгляд на межевание в России до 1765 г.»; П. Иванов, «Опыт исторического исследования о межевании земель в России 1846 г.»; К. А. Неволин, «Об успехах государственного межевания до императрицы Екатерины II» (в полном собрании сочинений); К. П. Победоносцев, «О чересполосном владении» («Юридический Вестник», 1867-68, книга 3, и в «Курсе гражданского права»); А. Я. Антонович, «Экономико-юридические основания разверстания чересполосных земель» («Сельское Хозяйство и Лесоводство», 1878, май); его же, «Чересполосное владение, его происхождение и хозяйственное значение» («Сельское Хозяйство и Лесоводство», CXXVII, стр. 301-319); А. Матель, «Судебно-межевое разбирательство по уставу гражданского судопроизводства».

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Чересполосица

Чересполосица (также узкополосица, многополосица, длиннополосица) — термин, используемый в русской историографии для обозначения расположения земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками. Чересполосица возникала в России при регулярных переделах общинной земли.

Содержание

  • 1 Причины образования чересполосицы
  • 2 Борьба с чересполосицей в XIX веке в России
  • 3 Недостатки чересполосицы
  • 4 Уничтожение чересполосицы
  • 5 См. также
  • 6 Литература

Причины образования чересполосицы [ | ]

Причины образования чересполосного владения самые разнообразные и коренятся в условиях государственно-общественных, почвенных и хозяйственно-культурных, а также в наследственном праве, дающем повод к разделам и дроблению земельных владений. С древних времен принимались разные меры для придания определенности границам земельных владений, что представляло крупные затруднения, так как, помимо отсутствия прочных доказательств, этому препятствовал недостаток знаний и технических приемов измерения. В царствование Ивана IV был составлен для межевщиков писцовый наказ, действовавший, с дополнениями, до конца XVII века. Первоначально межевание служило для государственных и общественных целей, а с Михаила Федоровича оно принимает вид правительственного учреждения. В писцовых наказах упоминается владение черездесятинное, черезземельное, через полосу, полосное. В писцовом наказе 1681 года принято за правило межевать землю каждого землевладельца порознь, не оставляя двух или нескольких человек в общем владении. В писцовых наказах 1683 и 1684 годов (последний — самый важный) допущено отступление: помещикам, которые владели землями через десятину без всяких ссор, дозволено было, по их желанию, оставаться не размежеванными, с отмежеванием лишь их участка от посторонних помещиков и вотчинников. Само правительство упрочивало, таким образом, чересполосное владение. Количество чересполосных земель увеличивалось вследствие культурно-хозяйственных условий того времени и трехпольной системы хозяйства, вследствие оставления за казной сенокосов, лугов, лесов посреди частных владений. При Петре I многие угодья были причислены к оброчным казенным статьям; впоследствии, по межевым инструкциям 1754 и 1766 годов, их приказано было отдать частным владельцам. При развитии поземельной собственности и последовавшем при Петре I уничтожении поместного владения, а также благодаря продажам и переходам по наследству, участки дробились, и вместе с тем увеличивалась чересполосица.

Борьба с чересполосицей в XIX веке в России [ | ]

Неопределенность поземельных границ побуждала и российское правительство принимать меры к устранению чересполосицы. Инструкцией 13 мая 1754 года было приказано размежевывать таких землевладельцев, которые владеют через десятину, для предупреждения на будущее время ссор и драк. Основное юридическое начало этой инструкции заключалось в ревизии и редукции земель, то есть в поверке прав владельцев и в розыске примерных, излишних против крепостей земель. Это затрудняло применение инструкции, и она оставалась без действия до манифеста 19 сентября 1765 года, когда было введено генеральное межевание.

Владельцам общих и чересполосных дач разрешено было оставаться в общем владении, если они не хотят полюбовно разверстаться между собой. Для урегулирования земельных отношений внутри генеральных меж были установлены виды специального межевания: в 1766 году — коштное, в 1806 году — специальное. По закону 20 октября 1806 года, могли размежеваться через уездных землемеров те владельцы общих и чересполосных дач генерально обмежеванных, которые получили план с межевой книгой и внесли пошлину. Специальное межевание затруднялось несогласием частных владельцев: обязательно было только размежевание между казенными селами и помещиками земель, состоящих у них в чересполосном владении. По закону 8 января 1836 года должно было быть произведено специальное межевание общих и чересполосных дач, с доставлением каждому отдельного плана. Эта попытка прекратить чересполосицу не удалась, несмотря на предоставленные размежевывающимся льготы.

Медленность в совершении сделок по устранению чересполосного владения вызвала издание указа 21 июня 1839 года о полюбовном размежевании и учреждении комиссии посредников. 30 декабря 1853 года был издан закон о судебно-межевом разбирательстве. 29 декабря 1875 года были изданы правила «Об обязательном разверстании и обмене чересполосных земель между владельцами и крестьянами», относящиеся специально к Привислинскому краю.

Наряду с изменениями процессуальными законодатель вносил перемены и в материальное право, с целью уничтожения чересполосицы. Так, например, мена недвижимых имуществ воспрещена по указу сената 1786 года, на основании закона Петра I, но в 1808 году из этого правила допущено исключение для уничтожения чересполосного владения казенных селений с помещичьими, а в 1836 году разрешено помещикам меняться землями для уничтожения чересполосного владения. Заповедные имения должны быть в одном отрубе, а не чересполосно. Чересполосное владение было распространено, главным образом, в губерниях великороссийских и северных. Крупным препятствием к уменьшению чересполосного владения, по замечанию князя Васильчикова, было крепостное право, когда сам помещик сажал крестьян на тягло. С уничтожением крепостного права законодательство о межевании чересполосицы, несмотря на происшедшие крупные изменения в строе нашего поземельного владения, оставалось неизмененным.

К концу XIX века различались чересполосицы:

  1. частновладельческих земель
  2. крестьянских и частновладельческих
  3. крестьянских общинных земель.

Важное значение имеет и другая классификация чересполосных земель, по их хозяйственному значению. Если среди крестьянских наделов находится пашня или луг, раздробленные кусками меньше десятины, то для владельцев они хозяйственного значения не имели и ставили их в тяжелую зависимость друг от друга.

Недостатки чересполосицы [ | ]

Раздробленность, часто доходящая до ничтожных величин, обесценивает такие участки, оказывает вредное влияние на хозяйство, препятствует применению усовершенствованных систем полеводства, даёт повод к возбуждению постоянных судебных споров и аграрных беспорядков, расшатывает юридические основания владения, влечёт за собой обострение отношений между частными владельцами и крестьянами.

С агрономической точки зрения, вред чересполосицы выражается в обязательности для соседей одной системы полевого хозяйства: если одни из них, например, держатся трёхполья, то для других невозможен переход к более совершенным системам. Недостатки чересполосного владения чувствуются как частными владельцами, так и крестьянами-общинниками. В конце XIX века причитающийся последним надел нередко состоял из 30-40 разбросанных полос или шнуров, а иногда, например в Ярославской губернии, достигал до 120. Это влекло за собой утрату значительных количеств земель на межевые борозды. Участившиеся, несмотря на издание закона 1886 года, семейные разделы имели своим последствием дальнейшее дробление чересполосных участков.

Вследствие чересполосного владения частными и крестьянскими землями, установилось право пастьбы скота на смежных паровых землях и на лугах (на последних — до 9 мая и даже до июня и позже). Это причиняло недобор трав, которыми, при отсутствии травосеяния, так бедно было российское сельское хозяйство, и, таким образом, создавались крупные препятствия к улучшению полеводства и скотоводства. Допущение пастьбы скота на лугах превращало их нередко в кочковатые пространства.

Уничтожение чересполосицы [ | ]

Столыпинская аграрная реформа 1906 года предприняла шаги к уменьшению чересполосицы путём создания хуторов и отрубов. Однако Декрет о земле 1917 года, разделивший помещичьи, удельные и монастырские земли между крестьянами, фактически увеличил чересполосицу, так как крестьяне стремились делить земли справедливо с учётом их качества. Окончательное уничтожение чересполосицы произошло лишь в результате коллективизации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: