Вклинивание земельного участка это

2.5. Перераспределение земель и (или) земельных участков

Детальное регулирование вопросов, связанных с перераспределением земель и (или) земельных участков, на уровне ЗК РФ появилось с принятием закона № 171-ФЗ [1] , которым в ЗК РФ была введена гл. 5.4, посвящённая институту перераспределения, а также были внесены иные изменения, главным образом в гл. 1.1 ЗК РФ в части образования земельных участков.

В соответствии с действующим законодательством все возможные случаи перераспределения можно подразделить на три самостоятельные группы:

1) перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности;
2) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в 2019 г. была прямо закреплена в т. ч. возможность перераспределения между государственными земельными участками и предоставленными гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и государственными земельными участками, которые не предоставлены указанным лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута [2] );
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между собственниками, и значительное законодательное регулирование такого перераспределения отсутствует.

Наибольший же интерес для девелоперов представляет третий случай перераспределения, на котором мы остановимся подробнее.

При таком перераспределении буквально, в т. ч. с учётом содержания ст. 39.1 ЗК РФ, нельзя говорить о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (гл. 5.1 ЗК РФ), поскольку, говоря простыми словами, происходит не предоставление участка, находящегося в публичной собственности, а увеличение площади участка, находящегося в частной собственности, за счёт земель или участков, находящихся в публичной собственности. Ввиду этого к перераспределению не должны применяться порядок предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (на торгах / без проведения торгов), основания отказа в предоставлении таких участков и т. д.

Вместе с тем перераспределение участков необходимо рассматривать как одно из возможных оснований возникновения (приобретения) права собственности на участок [3] (наряду с предоставлением земельных участков, находящихся в публичной собственности, заключением договоров и т. д.).

При этом необходимой предпосылкой для перераспределения является смежность перераспределяемых земель и (или) участков.

При перераспределении нескольких участков образуются несколько других смежных участков [4] , и существование исходных участков прекращается, а при перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается, и образуется новый участок.

Образование новых участков при перераспределении влечёт применение целого ряда важных общих норм гл. 1.1 ЗК РФ:

  • целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых образуются земельные участки;
  • при перераспределении должны быть соблюдены требования к образуемым и изменённым земельным участкам (ст. 11.9 ЗК РФ), в т. ч. в части предельных размеров земельных участков, требования о том, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований, населённых пунктов, территориальных зон, а также запрета на образование участков, которое приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию земель недостаткам.

Важно учитывать, что перечень случаев, в которых допустимо перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в публичной собственности, сформулирован законодателем исчерпывающим образом [5] . К таким случаям относятся:

1) перераспределение в границах застроенной территории, в отношении которой заключён договор о КРТ, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым ПМТ;
2) перераспределение в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым ПМТ для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) перераспределение в случае, когда земельные участки находятся в собственности граждан и предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
4) перераспределение в целях образования участков для размещения объектов капитального строительства, в связи с размещением которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в т. ч. в целях такого изъятия.

С учётом формулировок нормы именно второе из приведённых оснований представляет интерес для девелоперов.

Такое перераспределение (приведение в соответствие с ПМТ с устранением вклинивания, вкрапливания и т. п.) возможно только при одновременном соблюдении ряда условий [6] :

  • оно возможно только при наличии утверждённого ПМТ [7] . При этом фактические границы перераспределяемых участков должны не соответствовать ПМТ, и такое перераспределение должно устранять данное несоответствие;
  • до его проведения должно присутствовать вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица участков. При этом законодательство не содержит определений указанных понятий, и точный вывод о наличии указанных недостатков землепользования может быть сделан на основании заключения кадастрового инженера и/или выводов судебной экспертизы [8] ;
  • увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, может быть не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков в соответствующей территориальной зоне.

Перераспределение земель и (или) участков, находящихся в публичной собственности, и участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Необходимо учитывать, что основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении сформулированы законодателем исчерпывающим образом в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ (перечень состоит из 13 позиций). В качестве примера можно привести следующие основания:

  • заявление о перераспределении подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ (т. е. в отсутствие оснований для перераспределения);
  • из земель возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ [9] ;
  • земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, является предметом аукциона, либо в отношении него принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истёк, либо подано заявление о предварительном согласовании предоставления или о предоставлении земельного участка, и по нему не принято решение.

Схема 10. Порядок заключения соглашения о перераспределении

Если заявитель, которому направлен отказ в заключении соглашения о перераспределении, полагает, что основания для отказа в заключении соглашения отсутствуют, он может обратиться в суд с требованием о признании соответствующего отказа незаконным.

Также важно отметить, что из системного толкования п.п. 8, 9 и 14 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что на четвёртом этапе (после получения согласия уполномоченного органа на заключение соглашения о перераспределении и проведения кадастрового учёта образуемых участков) отказ уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении возможен только в том случае, если площадь участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого участка, указанную в ПМТ [10] , в соответствии с которым он образован, более чем на десять процентов.

Однако на практике уполномоченные органы отказывают в заключении соглашений о перераспределении (на 4-м этапе) не только при указанном превышении площади участка, но и по основаниям, по которым допускается отказ в даче «предварительного» согласия на заключение соглашения (на 2-м этапе) [11] . В целом такой подход не соответствует законодательству (т. к. выявление соответствующих препятствий к перераспределению должно быть произведено уполномоченным органом на более ранних этапах заключения соглашения), и, на наш взгляд, имеются основания для признания таких отказов незаконными. При планировании осуществления перераспределения важно помнить о том, что увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном уполномоченными органами [12] .

Письмо Минэкономразвития № Д23и-1564 Об определении понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков

О документах, используемых при подготовке межевого плана
об определении понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков

Ответ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно пунктам 2, 22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее — Требования), межевой план составляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории).

Читайте также  Отчуждаемый земельный участок это

Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости (часть 3 статьи 14 Закона о кадастре).

Сведения в кадастровую выписку о земельном участке заносятся в полном соответствии со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости, кроме случаев внесения записей в строку «Особые отметки» (примечание к форме кадастровой выписки о земельном участке, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2012 г. N 831, далее — приказ N 831).

Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения (часть 5 статьи 14 Закона о кадастре).

Сведения в кадастровый план территории заносятся в полном соответствии со сведениями, отраженными в государственном кадастре недвижимости, кроме случаев указания сведений о правах на земельные участки (примечание к форме кадастрового плана территории, утвержденной приказом N 831).

Решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета принимаются органом кадастрового учета в случаях, предусмотренных статьей 27 Закона о кадастре.

Учитывая, что кадастровая выписка о земельном участке, кадастровый план территории содержат сведения о земельном участке (территории), актуальные на дату выдачи, по мнению Департамента недвижимости, если сведения о конкретном земельном участке (территории) не изменялись, получать новую кадастровую выписку о земельном участке (кадастровый план территории) не требуется.

Использование при подготовке межевого плана только кадастрового плана территории предусмотрено Законом о кадастре, Требованиями.

При этом если выявлены иные основания для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, то в указанных выше случаях орган кадастрового учета может в качестве рекомендаций указать кадастровому инженеру на необходимость использования при доработке межевого плана кадастровой выписки о земельном участке или кадастрового плана территории, содержащих актуальные сведения государственного кадастра недвижимости.

Неиспользование при подготовке межевого плана кадастровой выписки о земельном участке, кадастрового плана территории либо использование кадастровой выписки, кадастрового плана территории, содержащих сведения об иных земельных участках, территориях, является нарушением требований Закона о кадастре.

В дополнение сообщаем, что наличие пересечений границ смежных земельных участков или границ земельных участков с границами муниципального образования и (или) населенного пункта является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренным статьями 26, 27 Закона о кадастре соответственно.

В отношении установленного пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования о недопущении вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы необходимо отметить, что действующее законодательство не раскрывает указанных понятий.

Что Такое Вклинивание Земельного Участка

Вклинивание вкрапливание чересполосица земельный кодекс

Так, если участок, в отношении которого установлен сервитут, передан впостоянное (бессрочное) пользование или предоставлен в пожизненное наследуемое владение. годовая плата за сервитут будет равна размеру подлежащего уплате земельного налога .

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные в соответствии с разрешенным использованием.

Вклинивание земельного участка

Раздел земельного участка среди сособственников – представляет из себя наиболее востребованную задачу, решаемую в ходе проведения судебной землеустроительной экспертизы, по результатам которой из единого земельного участка выделяется два и/или больше самостоятельных.

Санкт-Петербурга (КИО) разработал проект закона Санкт-Петербурга«О мерах по реализации Федерального закона от 23.06.2021 № 171-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Проект).

Что Такое Вклинивание Земельного Участка

Нерациональный размер землевладения и землепользования — это несоответствие структуры и состава их угодий специализации, производственному назначению, зоне расположения хозяйства и природоохранным требованиям;

В землеустроительной практике известно, что критерием для установления недостатков землевладения и землепользования и основанием для их устранения служат не внешние признаки (очертание земельного массива), а отрицательное влияние на их хозяйственную деятельность и использование земли.

Вклинивание земельного участка

Это делается, чтобы привести границы в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, исключить вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосицу. Также допускается перераспределение земель и федеральной собственности и частных, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.

4) земельные образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Раздел с измененным земельным участком

Часть земельного участка прилагающего к зданию, находится в долевой собственности. Наша фирма подала иск в суд о реальном разделе земельного участка, в котором просит выделить 36/100 долей в праве собственности на земельный участок в натуре.

Выдел земельного участка возможен с соблюдением требований ст. 11.5 ЗК РФ, предусматривающей, что земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При этом образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

Что Такое Вклинивание Земельного Участка

многоземелье и малоземелье (минимальный размер ЗУ в Омской области 0,04 га., максимальный размер-не менее чем 10% от общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления или приобретения таких ЗУ. В Омской области в соответствии с законом №731- 20% от общей площади. В соответствии с ФЗ «О ЛПХ» мах размер-0,5 га, в Омской обл. мах размер ЛПХ равен пятикратному увеличению от размера по ФЗ, т.е. 2,5 га)

Недостатки землевладений и землепользований – это неудобства и отклонения в площади, структуре и размещении земельных массивов или участков сельскохозяйственных предприятий и их границ, отрицательно влияющих на использование земли, экономику и организацию производства.

Выключки черезполосица и вкрапливания земельного участка

Таким образом, если спорный (на предмет прирезки) земельный участок может использоваться самостоятельно, без нарушений установленных требований, то закон №171-ФЗ не дает оснований для его узаконения гражданами или юридическими лицами. Правда, это не касается пп. 1, 4 п. 1 ст. 39.28; но там идет речь о перераспределении в пользу администрации.

Недостатки землевладений и землепользований — это неудобства в конфигурации, площади, структуре, размещении и границах земельных массивов или участков, закрепленных за сельскохозяйственными производствами и гражданами, которые негативно влияют на использование земли, экономику и организацию производства.

Википедия вклинивание земельного участка это

Земельный кодекс РФ (Статья 12) определяет, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель[3].

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются, распоряжаться такими участками они также не могут. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Черезполосится вклинивания земельного участка

перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

увеличение ежегодных расходов производства и снижение его эффективности; Вкрапления – расположение в середине земельного массива и границах определенного землевладения участка земли другого землевладельца, что увеличивает транспортные расходы, требует встречных переездов, а иногда приводит к обезличиванию в использовании земли; Изломанность границ и вклинивания создают неудобства

Википедия вклинивание земельного участка это

Кроме того, к недостаткам землевладения и землепользования относятся Топографическая чересполосица, представляющая собой размещение в границах данного землевладения участков земель, разделенных преградами (за рекой, болотом, железной дорогой, автомагистралью) и имеющих трудную доступность, а также Эрозионно опасное расположение границ, несогласованное с рельефом местности, условиями стока воды и приводящее к возникновению эрозии почв.

Кроме того, недостатками землевладения и землепользования являются топографическая чересполосица, то есть размещение в пределах определенного землевладения участков земель, которые разделены преградами (за речкой, болотом, железной дорогой, автомагистралью) и являются труднодоступными, а так же эрозионно опасное расположение границ, не согласованное с рельефом местности, условиями стока воды, которое приводит к возникновению эрозии почвы.

Читайте также  Аренда или собственность земельного участка что лучше?

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

Как видно, требования пунктов 4, 5, 6 ст. 11.9 ЗК РФ носят в той или иной мере оценочный характер. Нарушение этих требований не всегда очевидно и на практике редко является основанием для отказа в разделе или выделе земельных участков.

Сами требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в ст. 11.9 ЗК РФ. Так, п.п. 1, 2 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Неделимый земельный участок

  1. Неизменность целевого назначения. Разделу подлежит только тот объект, при разделе которого каждый вновь образуемый не утратит своего целевого предназначения, например участок для ИЖС таковым и останется.
  2. Беспрепятственный доступ. Каждый вновь созданный участок должен иметь доступ для пешеходов и транспортных средств.
  3. Отсутствие обременений. Любые обременения делают невозможным раздел ЗУ до тех пор, пока они не будут сняты.
  4. Соблюдение нормативов. Каждый из вторичных участков должен соответствовать минимальным нормативным размерам определенной категории земель.

Итак, участок в соответствии с законодательством признан неделимым. Что делать в таких ситуациях, если совместное использование земельного надела по ряду причин стало невозможным? Есть несколько альтернативных способов раздела.

Что Такое Вклинивание Земельного Участка

изломанность границ и вклинивание, создающие неудобства для внутрихозяйственной организации территории, вызывающие дробление участков, ухудшение их конфигурации; это затрудняет использование техники, приводит к недопашкам, недосеву, выво­ду земель из оборота;

чересполосица, то есть расчлененность хозяйства на обособ­ленные участки, разделенные землями других владельцев, что приводит к увеличению расстояний транспортировки, необходимости проезда через чужие земли, снижению управляемости произ­водством, увеличению издержек и снижению его эффективности;

Понятие и виды недостатков землевладений и землепользований, способы их устранения

Недостатки землепользовании — это неудобства и отклонения в размерах, площади, структуре и размещении земельных массивов или уча­стков сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, их границ, специализации и в размерах производства, отрицательно влияющие на использование земли и эффективность хозяйственной деятельности, экономику и организацию производства..

2.5. Топографическая чересполосица — когда расположенные отдель­ные части, небольшие участки пашни и других угодий за живым урочищем (ле­сом, рекой, балкой и др.), а также за искусственными соору­жениями (железные дороги, автодороги, каналы и др.). при этом отсечены границей землепользования от большого массива.

Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Нельзя забывать о том, что земельный участок в первую очередь рассматривается государством как объект государственного кадастрового учета, поэтому его следует рассматривать, как отвечающий задачам, поставленным государством, с учетом реализации административных реформ. Именно этим объясняется невозможность образования земельных участков, при которых будет иметь место вкрапливание или вклинивание или другая невозможность постройки и использования недвижимости с разрешенной для этого целью.

Для этих земель характерным является высокий уровень антропогенного воздействия и интенсивности использования. С ними связан целый ряд проблем, которые нуждаются в быстром и адекватном решении, а иначе они способны привести к значительному ухудшению качества жизни людей на этих территориях.

Вклинивание земельных участков

Захват соседом земельного участка с вклиниванием в наш примерно на 16 соток, администрация района все знает так как мы обращались в суд, но проиграли (арендатор бывший полицейский). Земельный комитет Администрации района о правильности межевания проверку не провел.

Если недостаток не был зарегистрирован в установленном порядке на другой земельный участок, то право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации.
2. Если Вы зарегистрированы в жилье по договору найма (поднайма), социального найма или части жилого дома или квартиры, дача ВСЕХ зарегистрированных в квартире или не подлежащих разделу на момент разрушения, то они не имеют права и обязанности по отношению к своим детям. Поэтому если вы будите иметь право на долю в приватизации, то их вы не являетесь. Если ваша регистрация в квартире не зарегистрирована в квартире, то Вам необходимо обратиться в тот же суд с иском о разделе совместно нажитого имущества. в случае, если Вы будете согласны в судебном порядке определить порядок пользования квартирой Вы имеете право на взыскание квартплаты (по виду вашей квартиры по наследству). Возможно, что он и Ваш сын оформит свое право собственности на вашего дома и в суде и так как получите долю. Если вы хотите получить на кого из супругов Вы вступили в наследство, то Вы вправе продать свою долю в общую совместную собственность с соблюдением права пользования квартирой с согласия и проживания с Вами.
Вот Ваши вопросы можно подать заявление в полицию и прокуратуру по месту жительства ответчика. Самое письмо с помощью юристов не надо.
Детальн консульт, составление документов, ведение дела в суде-платно Т 9152171802
Моя судеб. практика.
Юристы сайта первыми Вам не звонят!

2.8. Понятие и виды недостатков землевладений и землепользований, способы их устранения.

Недостатки землепользовании — это неудобства и отклонения в размерах, площади, структуре и размещении земельных массивов или уча­стков сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, их границ, специализации и в размерах производства, отрицательно влияющие на использование земли и эффективность хозяйственной деятельности, экономику и организацию производства..

Недостатки землепользований классифицируются следующим образом:

1. Недостатки экономического характера:

1.1. Нерациональнаяразмер землевлад и землепользования — несоответствие струкьтуры и соста­ва и их угодий специализации, произв назначению, зоне расположения хозяйства и природоохрагнным требованиям.

2. Недостатки пространственного характера:

2.1. Дальноземелье — большая удаленность земель от центральной усадьбы и других хозяй­ственных центров.

2.2. Чересполосица — расчлененность землепользования и землевладения на не­сколько обособленных земельных участков, отделенных один от другого землями других хозяйств, другого землепользователя.

2.3. Вкрапливание — расположение внутри границ и земельных массивов, землепользований, участков земли другого земле­пользования и землевладения.

2.4. Вклинивание — расположение отдельных частей землеполь­зования, уходящих вглубь другого землепользования и созда­ющих неудобства в организации территории обоих хозяйств.

2.5. Топографическая чересполосица — когда расположенные отдель­ные части, небольшие участки пашни и других угодий за живым урочищем (ле­сом, рекой, балкой и др.), а также за искусственными соору­жениями (железные дороги, автодороги, каналы и др.). при этом отсечены границей землепользования от большого массива.

2.6. Эрозионно опасное расположение границ — это располо­жение, не согласованное с рельефом, не обеспечивающее возможности борьбы с эрозией почв и создающее опасность ее возникновения.

2.7. Изломанность границ — расположение, ухудшающее конфи­гурацию земельных угодий внутри данного хозяйства, а так­же других хозяйств.

Устранение недостатков заключается в прекращении или сокращении их влияния, а не ликвидация участка.

Способы устранения недостатков:

1. Перенесение границ землепользований заинтересованных хо­зяйств.

2. Обмен между хозяйствами равновеликими и равноценными зе­мельными участками.

3. Обмен неравновеликими и неравноценными земельными участ­ками (с денежной компенсацией).

4. Передача земель одного хозяйства другому с денежной ком­пенсацией по соглашению сторон.

5. Реорганизация землепользований и землевладений.

6. Совершенствование (уточнение) специализации сельскохозяйствен­ного предприятия.

Устранение недостатков землепользовании проводится, как пра­вило, одновременно по группе территориально взаимосвязанных хо­зяйств.

2.9.Выдел земельной доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Не допускается выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве предельного минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых земель сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.(ст 4, п1)

Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения уведомляются в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Читайте также  Аренда земли облагается НДС или нет

Общее собрание участников долевой собственности проводится по предложению сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, или по предложению участника долевой собственности на этот земельный участок. Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться к сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, с предложением о созыве общего собрания участников долевой собственности на земельный участок.

Общее собрание участников долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности на этот земельный участок, составляющие не менее чем 20 процентов их общего числа или владеющие более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности на этот земельный участок, присутствующие на таком собрании и владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком собрании участники долевой собственности на этот земельный участок. Принятое решение оформляется протоколом.

Приложением к протоколу общего собрания участников долевой собственности является список присутствующих на нем участников долевой собственности на этот земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на землю. Указанный протокол оформляется в трех экземплярах, один из которых хранится у председателя общего собрания участников долевой собственности, второй — у лица, по предложению которого проводилось это собрание, третий — в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности.

Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.

В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.

Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю.

В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Данные возражения должны быть обоснованными.

Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации.

В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.

Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на указанный земельный участок в случае, если участник или участники долевой собственности неизвестны, либо в случае, если участник или участники долевой собственности известны, о прекращении права собственности участника или участников долевой собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на указанный земельный участок.

Требования к образуемым или изменяемым земельным участкам

Образование земельного участка представляет собой создание нового объекта недвижимого имущества в результате:

  • преобразования существующих земельных участков путем их раздела, объединения, перераспределения или выдела из них нового земельного участка;

Земельный кодекс РФ устанавливает следующие способы преобразования земельных участков (п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ):

  1. раздел земельного участка. В этом случае из одного земельного участка образуются несколько. При этом по общему правилу исходный участок прекращает существовать. Однако в некоторых случаях он сохраняется в измененных границах. Например, при разделе публичного земельного участка (п. п. 1,6 ст. 11.4Земельного кодекса РФ);
  2. объединение смежных участков. В результате образуется один участок, а исходные прекращают свое существование (п. 1 ст. 11.6Земельного кодекса РФ). К смежным участкам относятся участки, которые имеют общие части границ;
  3. перераспределение участков. В этом случае из нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных участков. Исходные участки прекращают свое существование (п. 1 ст. 11.7Земельного кодекса РФ);
  4. выдел участка. Этот способ образования участка предусмотрен для выделаземельной доли(долей) из участка, который находится в долевой собственности. В результате образуется один или несколько участков. При этом исходный участок сохраняется в измененном виде (п. 1 ст. 11.5Земельного кодекса РФ).
  • образования нового земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При образовании земельных участков необходимо учитывать следующее:

  • целевое назначение;и разрешенное использование нового участка по общему правилу будет таким же, как у исходного земельного участка или участков (п. 3 ст. 11.2Земельного кодекса РФ);
  • образование нового участка допускается при наличии в письменной форме согласия арендаторов, залогодержателей, землепользователей и землевладельцев исходного участка (если таковые имеются). Если участок образуется по решению суда, такое согласие не потребуется (п. 4 ст. 11.2Земельного кодекса РФ).

Новые (измененные) участки должны соответствовать установленным законом требованиям (ст. 11.9 Земельного кодекса РФ), а именно:

  1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков определяются градостроительными регламентами (если для земельных участков в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности такие градостроительные регламенты установлены).
  2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
  3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
  4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
  5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
  6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
  7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

При образовании (изменении) земельных участков также необходимо учитывать, что к таким участкам в обязательном порядке должен быть обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе и посредством установления сервитута. Отсутствие доступа к образуемому или изменяемому земельному участку будет являться основанием для приостановления кадастрового учета такого участка (п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: