Земли историко культурного назначения

Земли историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения — это земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе земли, объявленные музеями-заповедниками.

Земельные территории государства включают в себя не только участки, которые используются частными гражданами для выполнения сельскохозяйственных работ, постройки жилья или коммерческой недвижимости, а также участки земли, которые находятся в распоряжении особо важных сфер государственного масштаба (промышленности, коммуникаций, транспорта, энергетики и др.). Существенная часть федеральных земельных активов находится в пользовании ведомств, которые распоряжаются культурными объектами.

Понятие и состав земель историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения – это территориальный класс, который состоит из земельных участков, включающих объекты культурного наследия и достопримечательности в качестве полноценных комплексов или отдельных понятий.

Специальным законодательством утверждается состав исторических и культурных объектов, которые выступают важным наследием различных народов, проживающих на территории страны, а также рассматриваются в качестве свидетельства об особенностях эпох, развития давних цивилизаций. Специалисты изучают культурные предметы и композиции как источники подлинной информации о процессе зарождения и особенностях развития культурного процесса.

Культурные объекты представлены в форме предметов и недвижимости, которая связана с художественными произведениями и комплексами различных сфер:

  • декоративно-прикладное искусство;
  • живопись;
  • наука;
  • скульптура;
  • техника.

Иной класс составляют объекты исторического наследия, которые были созданы или возникли самовольно в результате всевозможных исторических событий и происшествий – достопримечательности, памятники истории, художественные ансамбли. Важной характеристикой таких объектов является ценность для различных сфер:

  • история;
  • архитектура;
  • градостроительство;
  • искусство;
  • наука;
  • техника;
  • эстетика;
  • этнология;
  • антропология;
  • социальная культура и др.

Земельный кодекс России уточняет специфику использования и распоряжения землями историко-культурной сферы. Это участки, которые локализируются в пределах земель расположения объектов и предметов народного культурного наследия. Важным условием для такой градации территория является наличие конкретного объекта в государственном реестре.

Правовой режим земель историко-культурного назначения

Режим земель историко-культурного назначения регулируется государственными органами различных уровней, на территории которых размещаются конкретные культурные и исторические комплексы. Земельные участки находятся в распоряжении государства и органов местного самоуправления муниципального масштаба. Особенности распоряжения территорий культурного и исторического предназначения ограничивают:

  • использование территорий культурного и исторического назначения, а также археологических памятников, захоронений любых видов и достопримечательностей не в соответствии с установленным законодательством целевым назначением;
  • заключение договоров об аренде соответствующих территорий в пользу частных лиц для выполнения частного строительства или ведения любой деятельности, которая полностью или частично противоречит целевому предназначению участков;
  • эксплуатацию и дальнейшую разработку природных, водных и лесных объектов, а также использование подземных ресурсов и полезных ископаемых на территории культурных объектов и комплексов, если соответствующие работы могут нанести ущерб или разрушить земли историко-культурного назначения и соответствующие композиции;
  • предоставление в пользование или в собственность частных лиц на любых основаниях (заключение договора, аукцион, купля-продажа и др.), действия которых нарушают установленный порядок эксплуатации участков;
  • проведение строительных и проектировочных работ, за исключением мероприятий с целью реконструкции, сохранения и возобновления исторических памятников и культурных ансамблей, а также окружающих их участков.

Помимо ограничений в использовании, территории культурного и исторического значения подлежат особой охране. Законодательством предусматривается возможность принудительного изъятия таких участков для воплощения целей общественной и государственной важности, а также ограничений в обороте. Если же объекты относятся к разряду особенно ценных, то они включаются в соответствующие списки всемирного значения.

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, его формирование, включение объектов культурного наследия в реестр и исключение из него

Единый государственный реестр представлен в форме специальной информационной системы, в которой содержатся все точные сведения об государственных объектах, комплексах и предметах культурного и исторического характера. Данный перечень создается в порядке включения в него различных объектов, при условии вынесения предварительного решения о предстоящем включении.

Также законодательством предусмотрена обратная процедура, которая предполагает возможность исключения культурных композиций при наличии решения об исключении.

Включение объектов в список государственного реестра предусматривает наличие соответствующего решения, а также проведение экспертных исследований, которые проводятся для выяснения точных данных об объекте, а именно:

  • наименование;
  • время создания, а также основные даты изменений и реконструкций;
  • место расположения;
  • категориальная принадлежность;
  • вид.

Государственная охрана объектов культурного наследия

Государственная охрана объектов культурного наследия в целях сохранения и восстановления культурно-исторических композиций предусматривает проведение мер (юридических, организационных, технических, строительных, финансовых и др.), которые направлены на выполнение следующих задач:

  • поиск новых предметов и достопримечательностей;
  • организацию учета и внесения объектов в государственный реестр;
  • детальное изучение открытых объектов;
  • принятие мер по предотвращению дальнейших разрушений.

Охрана объектов культурного наследия входит в компетенцию ответственных государственных и муниципальных учреждений:

  • управление государственной охраны объектов культурного наследия;
  • служба по государственной охране объектов культурного наследия;
  • государственная инспекция по охране объектов культурного наследия.

Полномочия федеральных органов заключаются в проведении контролирующих и экспертных проверок, а также принятии мер для максимального сохранения, рационального и бережного использования и комплексной охраны всего культурного наследия. Компетенция государственных и муниципальных органов регулируется законодательством о народных объектах культурного наследия.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муслимат Айдабековна Аливердиева, Камилла Рамизовна Муртазалиева

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования осуществления хозяйственной деятельности, создания охранных зон на землях историко-культурного назначения, а также затрагиваются проблемы ответственности за нарушение использования таких земель по целевому назначению. Авторы обращают внимание на то, что предусмотренная законодательством невозможность изменения целевого назначения данных земель является гарантией обеспечения особого правового режима рассматриваемой категории земель.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Муслимат Айдабековна Аливердиева, Камилла Рамизовна Муртазалиева

Some features of the legal regime of historical and cultural land

The article deals with the issues of legal regulation of economic activities, the creation of protective zones on lands of historical and cultural purpose, as well as the problems of responsibility for violation of the use of such lands for their intended purpose. The authors draw attention to the fact that the impossibility of changing the purpose of these lands provided for by the legislation is a guarantee of ensuring a special legal regime for this category of land.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

УДК 34; 504:330 ББК 67

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Муслимат Айдабековна АЛИВЕРДИЕВА, старший преподаватель кафедры гражданского процесса Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: aliverdieva.muslimat@mail.ru

Камилла Рамизовна МУРТАЗАЛИЕВА, студентка 4-го курса Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: murtazalieva.kamilla@bk.ru

Научная специальность: 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право;

экологическое право; аграрное право

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования осуществления хозяйственной деятельности, создания охранных зон на землях историко-культурного назначения, а также затрагиваются проблемы ответственности за нарушение использования таких земель по целевому назначению. Авторы обращают внимание на то, что предусмотренная законодательством невозможность изменения целевого назначения данных земель является гарантией обеспечения особого правового режима рассматриваемой категории земель.

Ключевые слова: правовой режим, историко-культурные земли, охранные зоны, объекты культурного наследия, ответственность.

Annotation. The article deals with the issues of legal regulation of economic activities, the creation of protective zones on lands of historical and cultural purpose, as well as the problems of responsibility for violation of the use of such lands for their intended purpose. The authors draw attention to the fact that the impossibility of changing the purpose of these lands provided for by the legislation is a guarantee of ensuring a special legal regime for this category of land.

Keywords: legal regime, historical and cultural lands, protected zones, cultural heritage objects, responsibility.

г^емли историко-культурного назначения «»^относятся к категории земель особо охра-Ч«^няемых территорий, правовой режим которых установлен Земельным кодексом Российской Федерации. Особая ценность данных земель обусловлена нахождением на них объектов культурного наследия народов Российской Федерации; достопримечательностей (например, районов, где расположены древние ремесла); мест военного и гражданского захоронений.

Немаловажное значение имеет положение законодательства, указывающее на невозмож-

ность изменения целевого использования земель историко-культурного назначения (ст. 99 ЗК РФ), что, несомненно, выступает гарантией обеспечения особого правового режима рассматриваемой категории земель. Однако запрет на изменение целевого назначения может привести и к запрету на изменение данной категории земель, что противоречит положениям ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», предоставляющих такую возможность.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

Помимо ЗК РФ правовой режим рассматриваемых земель определен ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в котором обозначен состав историко-культурных объектов, представляющих собой важное наследие различных народов, проживающих на территории страны и свидетельствующих об особенностях эпох и развития древних цивилизаций.

Зачастую земли этой категории, особенно в случае образования новых участков или расширения существующих, подлежат соответствующему исследованию и сохранению, что исключает возможность осуществления хозяйственной деятельности на них.

Тем не менее на земельных участках, на которых расположены объекты культурного наследия, допускается хозяйственная деятельность (земляные, мелиоративные, строительные работы), но с условием согласования с уполномоченными органами проектов осуществления данных работ и проведением историко-культурной экспертизы. Между тем хозяйственная деятельность разрешается только в том случае, если на земельном участке не будут выявлены объекты, включенные в реестр объектов культурного наследия, а также при условии соблюдения заказчиком требований о сохранности данных объектов. Кроме того, может быть ограничено или запрещено движение транспортных средств при наличии угрозы порчи объектов культурного наследия.

Читайте также  Смежные земельные участки это

Следует отметить, что на землях историко-культурного назначения, не расположенных на территориях населенных пунктов, в соответствии с градостроительными документами вводится дифференцированный правовой режим землепользования, запрещаются действия, несовместимые с поставленной целью (п. 3 ст. 99 ЗК РФ).

Необходимо обратить внимание на то, что особый правовой режим устанавливается не только на тех земельных участках, на которых непосредственно расположен охраняемый историко-культурный объект, но и на прилегающих. Так, в целях охраны данных земель в течение двух лет со дня включения таких объектов в реестр объектов культурного наследия создаются охранные зоны, в частности, зона охраны культурных объектов; зона регулирования хозяйственной деятельности и застройки; зона охраняемого природного ландшафта.

В зоне охраны культурных объектов ограничивается хозяйственная деятельность, устанавливается запрет на строительство, за исключением принятия особых мер, направленных на восстановление и сохранение исторической и природной среды объектов культурного наследия. При установлении зоны регулирования хозяйственной деятельности и застройки ограничиваются строительство и хозяйственная деятельность, устанавливаются требования к восстановлению существующих зданий и сооружений. Зона охраняемого природного ландшафта устанавливается в целях сохранения природного ландшафта объектов культурного наследия (леса, долины рек, водоемы).

Создание данных зон и их состав определяются проектом о создании зон охраны объектов культурного наследия. Законом предусматривается создание единой охранной зоны для обеспечения сохранности нескольких исторических объектов. После исключения данных объектов из единого государственного реестра объектов культурного наследия охранные зоны прекращают существовать.

Для обеспечения сохранности объектов культурного наследия создание охранных зон недостаточно, требуется и разработка градостроительных регламентов, документов территориального планирования, правильное внесение в реестр.

Как справедливо отмечается в литературе, к выявленным объектам культурного наследия требование о создании охранных зон не предъявляется. Это значит, что не будут подлежать охране те историко-культурные объекты, которые не занесены в реестр либо находятся на стадии внесения1. Такое положение дел, безусловно, может привести к негативным последствиям. В связи с этим представляется целесообразным восполнить данный пробел правового регулирования.

Действенной мерой обеспечения охраны таких земель является также предусмотренная ответственность за нарушение их целевого использования.

В статье 54 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» установлена ответственность в виде изъятия такого объекта или участка у собственника с выплатой стоимости после продажи данных объектов с публичных торгов. Эта норма применяется в отношении собственника объекта культурного наследия либо собственника зе-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

мельного участка, на котором расположен объект археологического наследия2.

Помимо этого, также предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (ст. 243 УК РФ) и административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (ст. 7.13 КоАП РФ) и за незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения (ст. 7.16 КоАП РФ).

Примечательно, что судебная практика по привлечению лиц к уголовной ответственности отсутствует.

Таким образом, особый правовой режим земель историко-культурного назначения устанавливается в целях обеспечения сохранности и восстановления объектов историко-культурного наследия посредством создания охранных зон и привлечения к юридической ответственности за нарушение требований законодательства в данной сфере.

1 Аверина Л.В., Мямина И.С. Проблемы установления зон охраны объектов культурного наследия и пути их

решения // Имущественные отношения в РФ. 2018. № 4. С. 50.

2 Умеренко Ю.А. Проблемы обеспечения правового режима земель историко-культурного назначения // Совр. право. 2016. № 1. С. 78.

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 31.07.2020) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_33773/

2. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37318/

3. Аверина Л.В., Мямина И.С. Проблемы установления зон охраны объектов культурного наследия и пути их решения // Имущественные отношения в РФ. 2018. № 4. С. 50—63.

4. Умеренко Ю.А. Проблемы обеспечения правового режима земель историко-культурного назначения // Совр. право. 2016. № 1. С. 72—81.

Земли историко-культурного назначения

К землями историко-культурного назначения согласно ст. 99 ЗК РФ относятся земли:

1. объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2. достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3. военных и гражданских захоронений.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изъятие земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Согласно ст.9 ФЗ РФ «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 г. № 7-ФЗ#S к землям историко-культурного назначения могут быть отнесены земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, в порядке, устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особенности правового режима земель историко-культурного назначения регулируются ФЗ РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при этом, не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленные статьями 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

ФЗ РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно — национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко — культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» .

Разграничение собственности на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, осуществляется федеральным законом, регулирующим отнесение объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности (ст. 2).

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно — прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Читайте также  Что является строением на земельном участке?

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники —отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово — паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов (ст. 3).

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко — культурного значения:

o объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко — архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

o объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко — архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

o объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко — архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования (ст. 4).

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко — культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и ФЗ РФ«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 5).

Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально — технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия (ст. 6).

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия. Условия такого доступа устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (ст. 7).

Общественные и религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством РФ (ст. 8).

ОСОБО ЦЕННЫЕ ЗЕМЛИ

Согласно ст. 100 ЗК РФ к особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению. Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.

Земли историко-культурного назначения

К землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия подразделяются на памятники, ансамбли и достопримечательные места.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (ст. 34 Закона об объектах культурного наследия).

Это означает, что в пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия. В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.

Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, а сам исполнитель обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, об обнаруженном объекте.

В случае если собственник земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к его сохранению или совершает действия, угрожающие его сохранности и влекущие утрату им своего значения, уполномоченный орган публичной власти обращается в суд с иском об изъятии у собственника земельного участка.

При принятии судом такого решения соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный участок или организует его продажу с публичных торгов, а собственнику возмещается его стоимость (ст. 54 Закона об объектах культурного наследия).

Земельные участки, на которых расположены объекты культурного наследия, могут находиться в составе различных категорий и субкатегорий земель. Например, в случае нахождения такого участка в границах населенных пунктов он может быть включен в территориальную зону особо охраняемых территорий, однако действие градостроительных регламентов на такие земельные участки не распространяется (ч. 4 ст. 36 ГрК РФ), а их правовой режим определяется исключительно законодательством о культурном наследии. Не исключено и нахождение объекта культурного наследия в границах национального парка. В этом случае при зонировании его территории выделяется функциональная зона охраны историко- культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения (ст. 15 Закона об особо охраняемых природных территориях). Следовательно, земельный участок, на котором находится объект культурного наследия, принадлежит к субкатегории земель историко-культурного назначения в случае его расположения за границами населенных пунктов и не в составе иных субкатегорий земель особо охраняемых территорий и объектов.

Статья 99. Земли историко-культурного назначения

1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

2. Земли историко-культурного назначения используются строго

в соответствии с их целевым назначением.

Изъятие земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

Читайте также  Как проверить участок перед покупкой?

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Комментарий к статье 99

1. К землям историко-культурного назначения Земельным кодексом РФ отнесены земли, на которых или в пределах которых располагаются:

1.1) объекты культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объекты археологического наследия;

1.2) достопримечательные места, в том числе места бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

1.3) военные и гражданские захоронения.

Земли историко-культурного назначения как подвид земель особо охраняемых территорий были впервые закреплены в Земельном кодексе РСФСР 1991 г. как закономерный итог развития законодательства об охране памятников истории и культуры . В течение последних 10 лет очень активно ведется разработка законодательства об охране памятников истории и культуры, но новый федеральный закон в этой области так и не принят. Основной задачей в настоящее время является достижение баланса между позицией, основанной на полном запрете хозяйственного использования и какой-либо перестройки памятников (что в условиях многолетней нехватки бюджетных средств на их сохранение и восстановление порой ведет к полному разрушению памятников) и иной точкой зрения, согласно которой большая часть памятников должна быть приватизирована и разрешено их хозяйственное использование. Аналогично меняется подход к оценке правового режима земель историко-культурного назначения. Если в 1995 г. проф. В.В. Петров высказывал мнение о том, что эти земли не располагают самостоятельными землепользованиями, выделяются как особо охраняемые в составе земель других землепользователей, то В.Г. Емельяновой в 1998 г. было высказано иное мнение, что только для отдельных памятников истории и культуры земельные участки могут выделяться без изъятия у землепользователей . Последняя точка зрения возобладала в современном российском законодательстве.

См.: Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. (в редакции от 18 января 1985 г.) «Об охране и использовании памятников истории и культуры» // ВВС РСФСР. 1978. N 51. Ст. 1387; 1985. N 4. Ст. 118.

Подробнее см.: Земельное право. ИНФРА-М-НОРМА, 1998. С. 345.

2. На землях историко-культурного назначения могут располагаться, как правило, следующие виды памятников:

2.1) памятники истории — здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные в том числе с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, Гражданской и Великой Отечественной войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины;

2.2) памятники археологии — городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, лабиринты, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;

2.3) памятники градостроительства и архитектуры — архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;

2.4) памятники искусства — произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 . К историко-культурным музеям-заповедникам и музейным комплексам, являющимся самостоятельными землепользователями, отнесены Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник; Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы»; Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и многие другие. Вопросы уточнения состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения с 1 мая 1997 г. переданы Президентом Российской Федерации в ведение Правительства Российской Федерации.

СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 734, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 5 мая 1997 г. N 452.

Памятники истории и культуры, вне зависимости от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственной охране и государственному учету.

Объявление того или иного объекта памятником истории, архитектуры или культуры иного, кроме федерального, уровня производится по решению исполнительного органа субъекта Федерации. На памятник истории и культуры выписывается паспорт. Организация, на землях которой находится памятник, подписывает охранное обязательство, по которому она обязана принимать меры к охране памятника и нести ответственность за его порчу, уничтожение, разрушение .

См.: Петров В.В. Указ. соч. С. 296.

Земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации .

См.: ст. 9 Федерального закона «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 234.

2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, в особом режиме, устанавливаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством об охране памятников истории и культуры памятники используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического и эстетического воспитания и т.п. Использование памятников истории и культуры в хозяйственных и иных целях допускается, если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко-художественной ценности (ст. 21 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»). Аналогичные требования предъявляются и к земельным участкам, на которых расположены памятники.

В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством РФ (ст. 33 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»). Так, например, для музеев-заповедников устанавливаются три зоны охраны: охранная, регулируемой застройки и охраняемого ландшафта .

См.: Приказ Минкультуры РФ от 15.04.1993 N 233 (в ред. от 20.11.1995 N 784) «О продлении срока действия временного Положения о государственном историко-культурном музее-заповеднике». П. 4 // Информационно-справочная система законодательства КонсультантПлюс.

Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускаются.

При отнесении новых земельных участков к землям историко-культурного назначения, если при этом они будут изыматься из состава земель сельскохозяйственного назначения, не будут возмещаться потери сельскохозяйственного производства .

См. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 28 января 1993 г. N 77 в редакции Постановлений Правительства РФ от 27.12.94 N 1428, 27.11.95 N 1176, 01.07.96 N 778, 15.05.99 N 534 // САПП РФ. 1993. N 6. Ст. 483; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 190; СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4808; СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3383; СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2625.

Порядок использования земель историко-культурного назначения, определения их границ, изъятия из хозяйственного использования, особенности распоряжения, другие формы охраны земель историко-культурного назначения, равно как и исключения из общего режима использования, определяются в ряде случаев и иными федеральными законами.

В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников. В пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РФ (ст. 35 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»).

3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: