Земли лечебно оздоровительных местностей и курортов

Новая редакция Статьи 96 ЗК РФ с Комментариями и последними поправками на 2021 год.

Земли лечебно оздоровительных местностей и курортов

Статья 96 ЗК РФ. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Новая редакция Ст. 96 ЗК РФ

1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Комментарий к Статье 96 ЗК РФ

Целевым использованием земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов является лечение и отдых граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

До 1 января 2014 года земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в состав земель особо охраняемых природных территорий, но в действующей редакции ЗК такого указания нет. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов не перечислены в п. 2 ст. 94 ЗК, который содержит перечень земель особо охраняемых природных территорий.

В целях охраны земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов предусматривается создание округов санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях — округа санитарной охраны.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Согласно п. 10 данного Положения на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны может быть выделено до трех зон с различным правовым режимом осуществления хозяйственной деятельности. На практике по вопросу отнесения земельных участков к определенной зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны возникает масса споров ввиду разных возможностей для осуществления деятельности в их границах.
———————————
См., например: Постановление ФАС СКО от 17.09.2013 по делу N А63-15532/2012; Постановление ФАС УО от 27.12.2010 N Ф09-10402/10-С6 по делу N А07-2305/2010; Постановление ФАС СКО от 07.05.2010 по делу N А63-16711/2009.

В рамках реализации международных обязательств РФ по сохранению уникального природного объекта озера Байкал был принят Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», которым предусмотрено создание Байкальской природной территории, состоящей из трех экологических зон: центральной, буферной и зоны атмосферного влияния. В каждой из экологических зон устанавливается особый режим осуществления хозяйственной деятельности, однако реального значения, к сожалению, установление этих зон не возымело .
———————————
См.: Никаноров А.М., Матвеев А.А., Резник С.А., Аракелян В.С., Лукьянова Н.Н. Многолетняя динамика загрязнения озера Байкал полициклическими ароматическими углеводородами в районе сброса сточных вод Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) // Доклады Академии наук. 2012. Т. 443. N 1.

Другой комментарий к Ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации

Статья 31 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов урегулирован в комментируемой статье и в Федеральном законе «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В указанном Законе закреплены критерии определения лечебно-оздоровительной местности и курорта. Лечебно-оздоровительная местность — территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Курорт — это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

К компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти относится признание территории курортом регионального значения или лечебно-оздоровительной местностью. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ.

Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается Правительством РФ либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1426 утверждено Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения. Для признания территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения требуется наличие следующих условий. На территории: должны находиться одно или несколько уникальных природных лечебных ресурсов, иметься необходимые запасы минеральных вод, лечебных грязей и достаточные ресурсы других природных лечебных факторов и др.

Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ).

Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива. Предоставление природных лечебных ресурсов для иных целей, как правило, не допускается.

Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.

Особое значение для охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов имеет организация их санитарной (горно-санитарной) охраны. Такая охрана осуществляется путем установления округов санитарной (горносанитарной) охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение и промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.

Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов

8. Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека (ч. 1 ст. 96 ЗК РФ).

Читайте также  Условно разрешенный вид использования земельного участка это

Отличие лечебно-оздоровительных местностей от курортов заключается в том, что местность — это пригодная для лечения, профилактики заболеваний, отдыха населения территория, а курорт — это уже освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях территория. Курорты, лечебно-оздоровительные местности могут быть федерального, регионального и местного значения.

Земельные участки лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут находиться в любых формах собственности: государственной, муниципальной, частной. В то же время природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер и др.) являются государственной собственностью и предоставляются юридическими и физическими лицами для лечения, профилактики заболевания, а также в целях отдыха.

Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов ведется с соблюдением правил, установленных законодательством для соответствующих работ на указанных особо охраняемых территориях.

Охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов, если их природно-лечебные факторы не относятся к недрам. Если же в указанных местностях и курортах в комплексе природных, лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (лечебные грязи, минеральные воды и т.п.) или данному региону свойственна повышенная сейсмичность, в нем происходят оползневые, селевые и другие процессы, то устанавливаются округа горно-санитарной охраны

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, когда в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота [1] [2] .

Месторождения лечебных грязей и источники минеральных вод часто расположены в пределах крупных городов-курортов и в связи с этим испытывают негативное воздействие всего спектра экологических факторов антропогенного происхождения, что отрицательно сказывается на их состоянии. Наиболее серьезным фактором является загрязнение воздушного бассейна и водных ресурсов. В некоторых регионах отсутствует должный контроль за соблюдением правил курортного строительства, за развитием инфраструктуры и проведением природоохранных мероприятий на особо охраняемых территориях. Значительный ущерб месторождениям наносится несанкционированной застройкой II и III зон горно-санитарной охраны. В связи с этим остается актуальной планомерная работа по выявлению и устранению этих нарушений.

Статья 96 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Комментируемая статья раскрывает понятие лечебно-оздоровительных местностей, но не дает определения понятия «курорт». Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, признаются курортами. Правовой режим названных территорий, помимо Кодекса, регулирует ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью и предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного разлива.

2-3. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной и горно-санитарной охраны. Действует Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортах федерального значения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г. N 1425[332].

Округа санитарной охраны устанавливаются на местностях, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. Округ горно-санитарной охраны устанавливается в тех местах, где имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных).

В составе округа выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещается проживание и осуществления всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудования лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.

На указанной территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительство сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.

Для защиты лечебного пляжа допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации.

Правовой режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санитарно-курортного строительства.

Во второй зоне запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов. Не разрешается строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ, размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; строительство транзитных автомобильных дорог; размещение коллективных стоянок автотранспорта без действующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод; строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации, складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов и т.п.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощения. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияние на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Читайте также

Манифест о распространении права собственности владельцев земли на все произведения земли, на поверхности и в недрах ее содержащиеся [Июня 28 дня 1782 года]

Манифест о распространении права собственности владельцев земли на все произведения земли, на поверхности и в недрах ее содержащиеся [Июня 28 дня 1782 года] 1 е.Право собственности каждаго в имении его разпространяем и повелеваем разуметь не на одной поверьхности земли, им

Статья 268. Незаконное присвоение продуктам лечебно профилактических свойств

Статья 268. Незаконное присвоение продуктам лечебнопрофилактических свойств Незаконное присвоение производителями, продавцами лечебно-профилактических свойств продуктам посредством этикетирования, рекламы либо ссылка на такие свойства без наличия заключения

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики,

Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса Статья 101. Земли лесного фонда 1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины,

Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания

Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других

Статья 223. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников

Статья 223. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по

Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей

Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним

Читайте также  Конфигурация земельного участка это

Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания

Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других

Статья 223. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников

Статья 223. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по

Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей

Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним

Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики,

Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов 1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие

Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА Статья 101. Земли лесного фонда 1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины,

Глава XVI Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

Глава XVI Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Статья 87 Состав земель промышленности, энергетики,

Статья 96 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 96 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов 1. Комментируемая статья раскрывает понятие лечебно-оздоровительных местностей, но не дает определения понятия «курорт». Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают

Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса Статья 101 Земли лесного фонда 1-2. Согласно ст.5 ЛК РФ лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не

Право, теория и понятие права

Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболе­ваний, для отдыха населения называется лечебнооздоровитель­ной местностью.
Курорт это освоенная и используемая в лечебно-профила­ктических целях особо охраняемая природная территория, нахо­дящаяся в ведении органов государственной власти.
Курортный регион (район) представляет собой территорию с ком­пактно расположенными на ней курортами, объединенную общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты создаются в ле­чебно-профилактических целях.

Они могут иметь федеральное, ре­гиональное и местное значение.
Отнесение территорий (акваторий) к лечебнооздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавли­ваемом Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95.
В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может способствовать ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для ор­ганизации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей ор­ганизуются округа санитарной (горносаншпарной) охраны. Такие округа представляют собой особо охраняемую природную террито­рию с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение при­родных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевремен­ного истощения.
Порядок организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны и особенности режима их функционирования опреде­ляют Правительство РФ и органы государственной власти субъ­ектов РФ.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Понятие и состав земель

На законодательном уровне рассмотрение земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется отдельно от остальных земель подобной категории. Согласно Земельному кодексу РФ данные участки относятся к территориям, на которых устанавливается санитарная охрана со стороны государства. Основное предназначение земель данной категории – лечение и отдых граждан.

Точное понятие оздоровительных земель и земель курортов определено в нормативно-правовых актах федерального уровня. Согласно соответствующему закону такими землями признаются определенные объекты недвижимости, на которых допускается расположение:

  • лечебно-профилактических, оздоровительных и курортных организаций, предназначенных для обеспечения возможности граждан отдохнуть;
  • прочих зданий, эксплуатирующихся организациями и учреждениями;
  • объектов инфраструктуры, необходимых для оздоровления и отдыха граждан.

Ввиду того, что, как правило, подобные учреждения и организации располагаются на уникальных по своим свойствам местах, к примеру, вблизи от природного источника или скопления минералов, оказывающих благотворное воздействие на организм, данные земли находятся в собственности государства, субъектов государства или отдельных муниципальных образований.

В Земельном кодексе России выделяется следующий состав лечебно-оздоровительных земель:

  • земли, которые обладают какими-либо природными ресурсами, оказывающими лечебное воздействие на организм человека;
  • земли, обладающие благоприятным для человека климатом;
  • земли, совокупность природных условий которых благотворно влияет на процесс выздоровления человека.

Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей, природные лечебные ресурсы данных земель

В качестве основных назначений земель лечебно-оздоровительных местностей выделяются следующие:

  • оздоровительное;
  • рекреационное;
  • природоохранное.

Правовой режим данных объектов недвижимости регулируется соответствующими нормативно-правовыми актам федерального уровня, в частности, федеральным законом.

На законодательном уровне отдельно выделяется понятие «природные лечебные ресурсы», под которыми подразумеваются:

  • лечебные грязи;
  • минеральные воды;
  • рапа лиманов и озер;
  • лечебный климат;
  • прочие природные лечебные ресурсы и совокупность определенных условий, которые оказывают благоприятное воздействие на организм человека и способствуют его оздоровлению.

Такие лечебные ресурсы России могут быть использованы не только по своему целевому назначению — для лечения человека, но и для профилактики различных заболеваний, для обеспечения комфортного отдыха.

Санитарная охрана территории Российской Федерации

На государственном уровне ежегодно принимается множество программ, цель которых – обеспечение порядка и сохранение существующих благоприятных и экологических условий, использующихся для организации лечения и профилактики различных заболеваний у человека. В качестве одного из таких способов сохранения природные богатства России применяется санитарная охрана территории Российской Федерации, в рамках которой были установлены специальные санитарные зоны.

Границы, а также правовой режим этих исключительных зон устанавливается и регулируется на уровне земельного законодательства исполнительными органами власти и Правительством РФ.

Чтобы упросить процедуру контроля за сохранением порядка на таких зонах, они делятся на три вида:

  • 1 -ая зона санитарной охраны предполагает запрет на любое проживание и ведение хозяйственной деятельности в пределах ее границ. Единственные работы, которые допускается проводить на данной территории, — исследовать природные лечебные ресурсы. Данные действие допускаются только при условии использования в работе экологически чистых технологий, которые не причинят вреда природе. Данный режим должен быть обеспечен самим пользователями.
  • 2-ая зона санитарной охраны не допускает строительства в пределах своей территории разнообразных зданий и сооружений, за исключением объектов недвижимости, предусмотренных непосредственно для создания и развития сферы лечения и курортного отдыха. В пределах второй зоны запрещено проводить любые работы, пагубно воздействующие на окружающую среду. Любая хозяйственная деятельность, проводимая на данных территориях, должна иметь в своей основе задачу по защите месторождений грязи и минеральных вод, разнообразных парковых зон и помещений, составляющих санаторий.
  • 3-тья зона, в которой может осуществляться и горно-санитарная охрана, также подразумевает некоторые ограничения на размещение организаций сельскохозяйственного и промышленного назначения. Кроме того, в пределах такой зоны не допускается ведение деятельности, которая сопровождается загрязнением окружающей среды, а также и природных лечебных ресурсов. При выполнении любого вида деятельности необходимо следить за тем, чтобы она не истощала природные лечебные ресурсы. Режим назначенной зоны должен быть обеспечен гражданами, проживающими на данных территориях.

Осуществление правового регулирования по обеспечению охраны озера Байкал

Правовое регулирование, необходимое для обеспечения охраны озера Байкал, осуществляется через Земельный кодекс РФ, а также соответствующий нормативно-правовой акт, который содержит в себе все требования законодательства по охране этого природного объекта, – Федеральный закон РФ № 94 «Об охране озера Байкал».

Так, согласно данному документу, в целях охраны экологической системы озера и прилегающих к нему округов, в назначенных границах данной зоны разработан определенный режим ведения хозяйственной и любой другой предпринимательской деятельности. За соблюдением законов следит служба по охране природы и озера Байкал.

Читайте также  Чересполосица земельного участка это

В рамках введения подобных ограничений на федеральном уровне, для ведения деятельности на данной территории, прилегающей к озеру Байкал и на самом озере, требуется соблюдение определенных принципов, которые регулирует служба по охране природы и озера Байкал:

  • при разработке и согласовании программы приоритет отдается тому виду деятельности, который не приводит к нарушению уникальность экологической зоны озера, а также природных ландшафтов этой водоохраной зоны.
  • в ходе промышленной деятельности осуществляется программа учета комплекса воздействия данных мероприятий на экологическую систему Байкала, признанную уникальной;
  • в рамках деятельности должно согласовываться сбалансированное решение существующих социально-экономических задач и задач, направленных на охрану уникальной системы озера. Особое внимание уделяется принципам устойчивого развития;
  • обязательно требуется прохождение государственной экологической экспертизы и получение заключения данной экспертизы;

На законодательном уровне утверждается определенный перечень видов деятельности, которые полностью запрещены или частично ограничены в пределах особо охраняемой территории Байкала.

За соблюдением данной программы следит служба по охране природы и озера Байкал.

В первую очередь, в данном округе утверждается запрет на ведение любой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на само озеро и на прилегающую к нему территорию:

  • химическое загрязнение всего озера или одной его отдельной части;
  • физическое изменение всего состояния озера в целом или его определенной части. Под физическими изменениями предполагается изменение температуры, показателей уровня воды;
  • биологическое изменение озера, связанное, в частности, с разведением водных биологических объектов, не свойственных данной экологической системе.

Также по программе в пределах Байкальской территории запрещено строительство каких-либо хозяйственных объектов, а также реконструкция действующих объектов без получения соответствующего разрешения уполномоченных государственных органов на совершение данных действий.

Общий перечень видов деятельности, которые запрещены в данной экологической зоне, разработан и установлен соответствующим Постановлением Правительства РФ.

Земельный
эксперт

Классификация земель

Округа санитарной охраны

В зависимости от того, какое значение имеет местность, зона признается курортной уполномоченным ведомством. Для определения ценности земельной зоны проводится ряд тестов курортологической и гидрогеологической направленности. Федеральное, региональное или местное значение земли могут получить при наличии конкретного законодательного акта.

Для сохранения благоприятных лечебных условий, а также соблюдения должной экологической обстановки природной зоны, на землях устанавливаются санитарные округа или зоны. В России для федеральных курортов зоны определяет Правительство РФ, для регионов – руководство субъектов, а для местных земель – муниципалитет. Выделяется три зоны, каждая из которых имеет определенный природоохранный режим.

При высокой вероятности нанесения вреда массиву назначается первая зона, а во второй и третьей зонах располагаются участки, в отношении которых установлен режим ограниченного пользования.

Изъятие земельных участков в границах санитарных зон

Если земельные участки располагаются в пределах санитарных зон, то они не подлежат отчуждению или выкупу кроме случаев, когда предусмотрено полное изъятие таких земель из оборота.

Обычно такой порядок устанавливается в отношении территорий первой санитарной зоны. В таком случае собственник надела получает компенсацию за отчужденный участок в размере рыночной стоимости участка.

Что касается земель первой и второй зон, то такие территории можно эксплуатировать, но в порядке, определенном земельным законодательством относительно зон, требующих установки особого охранного режима.

9. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. Ими признаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются для профилактики и лечения заболеваний человека (п. 1 ст. 96 ЗК РФ). Они могут быть признаны лечебно-оздоровительными местностями федерального, регионального или местного значения.

Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории с природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, признаются курортами.

Правовой режим названных территорий регулируется ФЗ от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» *1.

*1. СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713.

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.

Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного разлива. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством РФ. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения работ на особо охраняемых природных территориях.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1423 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения *1.

*1. См.: Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. — М., БЕК, 1997, с. 665-671.

Округа санитарной охраны устанавливаются на местностях, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, где имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны — граница лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).

В составе округа выделяется до трех зон. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии с законодательством (ст. 55 ЗК РФ).

Режим первой зоны устанавливается для месторождения минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории этой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки. Для лечебных пляжей, а также акваторий, предназначенных для купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров — по его противоположному берегу.

Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождению лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

Границы второй зоны устанавливаются с учетом геоструктурных, гидрогеологических, геоморфологических и ряда других факторов.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей, месторождений лечебных грязей, других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

Юлия Александрова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с проведением и оформлением сделок по недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Юлия Александрова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Amur-News.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: