Как рассчитать водный налог?

⭐️ Платить водный налог обязаны все организации и ИП, пользующиеся водными объектами, подлежащими лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Сроки сдачи декларации по водному налогу, пример заполнения декларации по водному налогу найдете в нашем материале.

Как рассчитать водный налог?

Декларация по водному налогу

  • Понятие водного налога, порядок его расчета и уплаты, сроки отчетности по налогу содержатся в главе 25.2 НК РФ.

    Сроки отчетности и уплаты налога

    Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.

    Декларация подается в те же сроки:

    IV квартал 2020 года — до 20 января включительно;

    I квартал 2021 года — до 20 апреля включительно;

    II квартал 2021 года — до 20 июля включительно;

    III квартал 2021 года — до 20 октября включительно;

    IV квартал 2021 года — до 20 января включительно.

    Если день сдачи декларации и уплаты налога приходится на выходной день, можно исполнить обязательства в следующий ближайший рабочий день.

    Декларацию надо сдавать, даже если облагаемый водный объект не используется или деятельность в принципе не ведется. Пока у организации есть лицензия на водопользование, она обязана подавать декларацию по водному налогу.

    Отчетность подается в ИФНС по месту использования водного объекта. Организации, у которых среднесписочная численность в 2020 году была больше 100 человек, сдают отчет электронно. Остальные могут выбирать между бумажной и электронной формой.

    Декларацию в налоговую в срок и без ошибок!
    Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

    Попробовать

    Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу

    Форма декларации по водному налогу утверждена приказом ФНС РФ от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@.

    Декларация включает титульный лист и два основных раздела. Второй раздел документа состоит из двух подразделов.

    Титульный лист заполняется в обычном порядке — никаких особенностей и сложностей в нем нет. Страница 2 титульного листа нужна на тот случай, если декларацию сдает налогоплательщик без статуса ИП, у которого нет ИНН.

    Раздел 1 включает информацию о конечной сумме налога. Здесь нужно указать суммы платежа отдельно по каждой территории. На каждый ОКТМО заполняется отдельный блок строк 020-030. Если по одному ОКТМО у вас два водных объекта, заполните один блок строк. Данные для строки 030 берите из суммы строк 160 всех подразделов 2.1.

    Подраздел 2.1 нужно оформить отдельно на каждый имеющийся водный объект, лицензию и ОКТМО, опираясь при этом на цели использования воды. Если действует несколько ставок водного налога, то расчет тоже должен быть на отдельных листах.

    По строкам 010 и 020 налогоплательщик записывает коды КБК и ОКТМО соответственно.

    Строка 030 содержит полное название водного объекта (например, артезианская скважина № 258-639).

    Реквизиты лицензии фиксируют в строке 040.

    Коды водопользования отмечают в строке 050 (Приложение 4 к приказу).

    По строке 080 указывают код цели забора воды из Приложения 5.

    Объемы забранной воды, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения отражаются в строках 060, 070, 100. Сумма строк 070 и 100 должна быть равна сумме, отмеченной в строке 060.

    Объем воды из строки 100 подразделяется на забранный в пределах лимитов (строка 101) и сверх лимитов (строка 102).

    Налоговые ставки и коэффициенты находят свое отражение в строках 110–150.

    Непосредственно сумму налога ответственное лицо фиксирует в строке 160 (формула расчета содержится в порядке заполнения декларации).

    Подраздел 2.2 заполняйте, если используете акваторию водного объекта (кроме лесосплава в плотах и кошелях), водный объект для гидроэнергетики или для сплава древесины.

    Строки 010–040 подраздела 2.2 идентичны строкам подраздела 2.1. Информацию в раздел 2.2 заносят отдельные категории налогоплательщиков, указанные в порядке заполнения.

    Реквизиты договора на пользование нужно указать в строке 050. В строке 060 показывают код водопользования по Приложению 4.

    В зависимости от поставленного кода заполняются строки 070–100. В некоторых случаях эти сроки прочеркиваются.

    По строке 070 ответственное за заполнение декларации лицо указывает налоговую базу — площадь предоставленного водного пространства из лицензии, договора или технической документации.

    Строки 080–100 — это количественные показатели. В них указывают выработанную электроэнергию, объем древесины или расстояние сплава леса.

    Строка 110 — это размер налоговой ставки.

    По строке 130 ответственное лицо записывает сумму налога по отдельному водному объекту и отдельно взятой лицензии.

    Пример. ООО «Крона» зарегистрировано в Волгограде. Для своей деятельности использует воды из реки Волги. Волгоград относится к Поволжскому экономическому району. От района и способа забора воды зависит налоговая ставка. В данном примере ставка равна 294 рубля за 1 тыс. куб. м воды (ст. 333.12 НК РФ). При заборе воды сверх лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ) указанная ставка умножается на пять (294 х 5 = 1470). Коэффициент равен 2,01. Согласно лицензии, лимит использования равен 26 тыс. куб. м. Всего за второй квартал забрано 30 тыс. куб. м воды.

    Сумма налога в пределах лимита = 26 × 294 × 2,01 = 15 364 рублей

    Сумма налога сверх лимита = 4 × 1 470 × 2,01 = 11 819 рублей

    Итого водный налог = 15 364 + 11 819 = 27 183 рублей.

    Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)

    • Сроки исчисления и уплаты водного налога
    • Куда уплачивают и как рассчитать водный налог
    • Пример расчета водного налога по забору воды
    • Итоги

    Сроки исчисления и уплаты водного налога

    Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.

    Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).

    Узнайте, как рассчитывать и платить водный налог, из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)» .

    Куда уплачивают и как рассчитать водный налог

    Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.

    Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

    • забору воды;
    • использованию акватории (исключая лесосплав);
    • использованию гидроэнергетических ресурсов;
    • лесосплаву.

    Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.

    Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

    Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.

    Полный перечень ставок водного налога есть в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к системе К+ и переходите в справочник.

    Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

    • при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
    • отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
    • заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.

    При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.

    Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.

    Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.

    Пример расчета водного налога по забору воды

    Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2021 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2021 года.

    Читайте также  Как проверить фирму по ИНН в налоговой?

    В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:

    360 000 — 320 000 = 40 000 куб. м.

    Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:

    1. По объему в пределах лимита налог составит:

    320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 = 255 360 руб.,

    320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;

    300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

    2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

    2. По объему сверх лимита налог составит:

    40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 × 5 = 159 600 руб.,

    40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;

    300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

    2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;

    5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.

    Таким образом, за 1-й квартал 2021 года организации в срок до 20.04.2021 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:

    255 360 + 159 600 = 414 960 руб.

    Итоги

    Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.

    Как рассчитать водный налог

    Рассчитывать водный налог нужно ежеквартально отдельно по каждому объекту налогообложения и водному объекту . Чтобы рассчитать сумму налога, важно правильно определить налоговую базу и ставку водного налога.

    Налоговая база

    Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:

    Об этом сказано в статье 333.10 Налогового кодекса РФ.

    В зависимости от вида использования воды налоговую базу определяют по разным правилам.

    Забор воды

    Если используете водный объект для забора воды, налоговая база соответствует объему забранной воды за квартал. Объем определите по данным измерительных приборов. Эти же показания отразите в журнале первичного учета использования воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.

    А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.

    Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.

    Такие правила содержит пункт 2 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

    Использование акватории водных объектов (кроме сплава древесины в плотах и кошелях)

    В этом случае налоговая база соответствует площади водного пространства, которое предоставили в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование. Если в лицензии нет площади, тогда посмотрите технические (проектные) документы.

    Это предусмотрено в пункте 3 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

    Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

    При использовании водного объекта для сплава древесины в плотах и кошелях налоговую базу рассчитайте по формуле:

    Такой порядок содержит пункт 5 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

    Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

    Если используете водный объект в гидроэнергетике без забора воды, налоговая база равна количеству электроэнергии, которую произвели за квартал.

    А если для этих целей осуществляете забор воды, налоговую базу определите как для объекта – забор воды .

    Это предусмотрено пунктом 4 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

    Налоговые ставки

    Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:

    • от объекта налогообложения;
    • от бассейнов рек, озер, морей;
    • от экономических районов.

    Перечень всех возможных ставок посмотрите в таблице .

    Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один – река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.

    Это указано в пункте 1 статьи 333.10 и подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

    Обратите внимание, что к ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. Например, в 2016 году ставки применяют с коэффициентом 1,32.

    Кроме этого, дополнительно ставки нужно увеличить в двух случаях.

    Первый – при заборе воды:

    • на коэффициент 1,1, если у вас нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта;
    • в пять раз за сверхлимитный забор.

    Второй – при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации на коэффициент 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.

    Такие правила предусмотрены пунктами 1.1, 2, 4 и 5 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

    Умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/721.

    Расчет налога

    Водный налог рассчитывайте ежеквартально отдельно по каждому виду водопользования. Сумму водного налога к уплате в бюджет по каждому объекту определите по формуле:

    Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ. Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ

    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ

    Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

    Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ

    (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)

    Статья 333.8. Налогоплательщики

    1. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса.

    (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

    2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

    (п. 2 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

    Статья 333.9. Объекты налогообложения

    1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе — виды водопользования):

    1) забор воды из водных объектов;

    2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

    3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

    (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

    2. Не признаются объектами налогообложения:

    1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

    2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

    Читайте также  Как узнать на каком налогообложении находится ИП?

    3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

    4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

    5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

    6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

    7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

    8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

    9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

    10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

    11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

    12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

    13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

    14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

    15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

    Статья 333.10. Налоговая база

    1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

    В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

    2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

    Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

    В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

    3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

    (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

    Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

    4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

    5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

    (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

    Статья 333.11. Налоговый период

    Налоговым периодом признается квартал.

    Статья 333.12. Налоговые ставки

    1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

    1) при заборе воды из:

    поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

    │ Экономический │ Бассейн реки, │ Налоговая ставка в │

    │ район │ озера │ рублях за 1 тыс. куб. м │

    Северный Волга 300 384

    Северная Двина 258 312

    Прочие реки и озера 306 378

    Северо-Западный Волга 294 390

    Западная Двина 288 366

    Прочие реки и озера 282 372

    Центральный Волга 288 360

    Западная Двина 306 354

    Прочие реки и озера 264 336

    Волго-Вятский Волга 282 336

    Северная Двина 252 312

    Прочие реки и озера 270 330

    Центрально- Днепр 258 318

    Черноземный Дон 336 402

    Прочие реки и озера 258 318

    Поволжский Волга 294 348

    Прочие реки и озера 264 342

    Северо-Кавказский Дон 390 486

    Прочие реки и озера 540 654

    Уральский Волга 294 444

    Прочие реки и озера 306 390

    Западно-Сибирский Обь 270 330

    Прочие реки и озера 276 342

    Восточно-Сибирский Амур 276 330

    Озеро Байкал 576 678

    Прочие реки и озера 282 342

    Дальневосточный Амур 264 336

    Прочие реки и озера 252 306

    Калининградская Неман 276 324

    Прочие реки и озера 288 336;

    территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

    Дары природы или собственность государства: в каких случаях нужно платить водный налог? Кто является налогоплательщиками и по какой ставке?

    Важным условием своевременного и правильного выполнения обязательств перед бюджетом является осведомленность граждан и предприятий с перечнем тех налогов и сборов, которые они обязаны платить.

    Чем большим количеством информации они владеют, тем больше вероятность своевременного и полного внесения денежных средств в бюджет.

    Одним из сборов, информации по которому у граждан и предпринимателей мало, является водный налог.

    Стоит рассмотреть, что он собой представляет, чем отличается от обычной платы за пользование водой, а также кто является плательщиком данного налога.

    Водный налог – это относительно новый сбор, поскольку он был введен в 2005 году вместо существовавшей на тот момент платы за пользование водными объектами.

    По своей форме он является прямым федеральным налогом и взимается с субъектов, которые в своей деятельности используют ресурсы из установленного законодательством перечня.

    К таким субъектам относятся:

    • предприятия;
    • индивидуальные предприниматели;
    • физические лица.

    Кто платит водный налог? Налогоплательщиками водного налога признаются, те субъекты должны использовать водные объекты в законодательно определенном порядке.

    Объектами налогообложения по водному налогу признаются следующие ситуации:

    • забор воды;
    • использование определенных объектов (например, рек или морей) в целях обеспечения функционирования гидроэлектростанции;
    • взятие воды из акватории водных объектов;
    • использование ее для лесосплава в кошелях и плотах.

    При этом могут быть использованы ресурсы морей, рек, озер, каналов, болот, подземных источников и ручьев. Деятельность каждого из указанных субъектов должна осуществляться на основе лицензии или специального договора.

    Без этих документов использование водных объектов считается незаконным. Даже после истечения срока действия лицензии или договора обязанность по уплате водного налога не снимается, если субъект продолжает использовать водные ресурсы.

    Во всех перечисленных выше случаях должен платиться водный налог – существовавшие до этого льготы отменены и для всех плательщиков действуют единые правила.

    Поскольку водный налог является федеральным или региональным, предоставление льгот или изменение размера ставок региональными властями не допускается.

    Однако указанный перечень имеет множество исключений. Например:

    • забор лечебных и термальных вод, а также воды для ликвидации пожаров, стихийных бедствий, аварий и для обеспечения работы технологического оборудования морских судов;
    • использование водной акватории для посадок и взлетов воздушных средств, для плавания на судах, а также с целью охоты или рыболовства;
    • размещение на акватории объекта сооружений, установок, коммуникаций и зданий, целью которых является обеспечение защиты природы и охрана окружающей среды от негативного воздействия опасных факторов;
    • использование объекта для государственных нужд (например, для обеспечения обороны и безопасности государства);
    • организация на водной акватории отдыха для инвалидов, детей и ветеранов;
    • набор воды для полива пастбищ, садов, огородов и других земельных участков, которые являются собственностью граждан или сельскохозяйственных объединений.
    Читайте также  Плоская шкала налогообложения и прогрессивная это

    Все эти ситуации определены в НК РФ как такие, что не подлежат обложению водным налогом – в этих случаях объекты могут эксплуатироваться гражданами и другими субъектами бесплатно.

    Налогооблагаемая база

    Особенностью водного налога является то, что для него не установлено единой ставки и базы. Законодательством определен перечень условий, от которых зависит размер этих показателей.

    В водном налоге налоговой базой при этом является:

    1. Одна единица объема (то есть 1000 куб. м) – установлена для забора воды из объектов. Этот показатель определяется на основании данных измерительных приборов или (при их отсутствии) исходя из установленных норм ресурсопотребления.
    2. Одна единица произведенной электроэнергии (1000 кВт) – для обеспечения при помощи водных объектов работы гидроэлектростанций.
    3. Одна единица используемой площади (то есть 1 кв. км) – установлена для взятия воды из акватории водных объектов. Эта площадь определяется по данным договора или лицензии, предоставленной на пользование этими объектами. В данных документах обязательно должна указываться площадь разрешенного использования.
    4. Одна единица объема леса (1000 куб. м леса за 100 км сплава) – при использовании воды для лесосплава в кошелях и плотах.

    В большинстве случаев для плательщиков устанавливаются законодательные лимиты для использования объектов – квартальные или годовые.

    Если квартальные лимиты отсутствуют, то они рассчитываются как четверть от установленного лимита на весь год.

    Определение налоговой ставки

    Перечень применяемых ставок еще более широк, чем при определении базы налогообложения. Выбор ставки зависит от нескольких критериев:

    • вид водопользования;
    • расположение объекта – наземное или подземное;
    • экономический район, в котором ведет деятельность плательщик;
    • вид объекта водного налога – река, озеро или море.

    Конкретный перечень всех ставок по каждому виду водного объекта содержится в ст.333.12 НК РФ.

    Кроме этого, установлен корректирующий коэффициент для каждой ставки – его размер в 2015 году составляет 1,15.

    С каждым годом размер такой индексации будет немного увеличиваться (1,32 в 2016, 1,52 в 2017, 1,75 в 2018, 2,01 в 2019, 2,31 в 2020 и т. д.). К концу 2025 года планируется достичь показателя корректирующего коэффициента в размере 4,65.

    Пример расчета

    Как рассчитать водный налог? Для того чтобы лучше понять особенности расчета водного налога, стоит рассмотреть это на конкретном примере.

    Допустим, компания «Ореол», расположенная в Северном экономическом районе, использует для собственных нужд воду из подземных источников реки Нева.

    За первый квартал 2015 года компания использовала следующие объемы:

    • в январе – 10 000 куб. м.;
    • в феврале – 11 000 куб. м.;
    • в марте – 12 000 куб. м.

    Данные об этом подтверждаются показаниями измерительных приборов. Общий объем использованной воды за квартал составляет:

    ОВ = 10 000 + 11 000 + 12 000 = 33 000 куб. м.

    В Налоговом кодексе о водном налоге для данного экономического района и этой реки установлена ставка в размере 348 руб., налоговой базой является 1000 куб. м. Рассчитаем сумму, подлежащую к уплате:

    ВН =33 * 348 = 11 484 руб.

    Однако это неокончательная сумма, поскольку ее необходимо скорректировать на коэффициент:

    ВН = 11 484 * 1,15 = 13 207 руб.

    Именно столько заплатит компания «Ореол» в первом квартале 2015 года за использование речных ресурсов.

    Допустим, в данном примере он составляет 30 000 куб. м. за квартал (или 120 000 куб. м. за год). В этом случае налог будет рассчитываться по-другому:

    ВН = (30 * 348 + 3 * 348 *5) * 1,15 = 18 009 руб.

    Поскольку лимит был превышен на 3000 куб. м., к сумме превышения применялась повышенная ставка – в 5 раз больше обычной. Поэтому итоговая сумма будет выше на 4802 руб.

    Расчет и уплата: заполняем декларацию правильно

    В соответствии с положениями о водном налоге НК РФ, обязанность по расчету размера налога, который подлежит уплате, возлагается на самого плательщика.

    На основании положений законодательства он должен самостоятельно:

    • рассчитать налоговую базу;
    • определить, какой размер ставки ему необходимо использовать;
    • рассчитать сумму, подлежащую к уплате.

    Полученные результаты плательщик вносит в декларацию по водному налогу.

    Налоговым периодом по водному налогу является, как для ее сдачи, так и срок уплаты водного налога является квартал.

    То есть документ необходимо предоставлять в отделение ФНС 4 раза в году и с такой же периодичностью отчислять деньги в бюджет.

    Законодательство установило граничный срок сдачи декларации и уплаты налога на 20-е число каждого следующего за окончанием квартала месяца. Налоговым периодом по водному налогу признаются такие месяцы:

    • апрель;
    • июль;
    • октябрь;
    • январь.

    К ее заполнению предъявляются определенные требования:

    1. Декларация может быть представлена как в письменном, так и в электронном виде (последняя форма обязательна для предприятий с численностью сотрудников более 25 человек).
    2. Если документ сдается в письменном виде, то он должен быть заполнен шариковой или перьевой ручкой, чернилами черного или синего цветов либо же распечатан на компьютере.
    3. Отображенная в декларации сумма налога должна указываться в рублях и в виде целого числа.
    4. В одной ячейке может быть только один знак – цифра, точка, запятая и т. п. В пустых клеточках ставится ноль или прочерк.
    5. Внесенные исправления должны заверяться подписью лица, который сдает документ, и печатью организации (если она является плательщиком).
    6. Наличие даты заполнения, подписи физлица, а также печати и подписи руководителя организации – это обязательные реквизиты декларации.
    7. В верхней части каждой страницы документа должен быть указан ИНН (для физического лица) или ИНН и КПП (для юридического лица).

    Сама декларация содержит данные об организации, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, которые являются плательщиками.

    Также в ней предоставляется расчет по каждой налоговой базе и итоговая сумма, подлежащая уплате.

    Если за отчетный период плательщик не использовал водный объект и базы для начисления нет, от сдачи декларации он все равно не освобождается.

    В этом случае он обязан сдать нулевую декларацию. Порядок сдачи этого документа ничем не отличается от других аналогичных: его можно отнести в ФНС лично, через своего законного представителя, отправить по почте или сдать в электронной форме.

    Ответственность за неуплату налога и непредставление декларации

    Отсутствие декларации или невнесение в бюджет суммы налога является нарушением законодательства, за которое предусмотрена определенная ответственность. Наказание за этот вид нарушения определяется в общем порядке, как и для других подобных проступков:

    1. В случае непредставления декларации плательщик должен будет заплатить штраф – от 1000 руб. до 30% от суммы, подлежащей к уплате в соответствии с этой декларацией (в общих случаях – 5% от этой суммы).
    2. За предоставление декларации в электронной форме с нарушениями установленного способа такой подачи документа полагается штраф в размере 200 руб.
    3. За налог, сумма которого была не уплачена частично или полностью, полагается штраф в размере до 20% от этой суммы – если действия были совершены неумышленно, и до 40% от суммы – в случае преднамеренного обмана.

    Характеристикой водного налога является одной из разновидностей платы за недра и обязанность по его уплате распространяется на всех субъектов, которые используют водные ресурсы в установленном законодательством порядке.

    Регулирование расчета и уплаты этого налога осуществляется при помощи двух основных документов – НК и ВК РФ.

    При этом размер ставок может значительно отличаться в зависимости от конкретного водоема.

  • Юлия Александрова/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с проведением и оформлением сделок по недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Юлия Александрова.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Amur-News.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: