Как снизить налог на землю?

Это нужно знать каждому дачнику: гайд по налогам и льготам 2020 года

Дача — самое лучшее место для самоизоляции во время пандемии коронавируса, а период карантина прекрасно подойдет для приведения в порядок документов на дом и участок. Кроме того, близятся майские праздники, когда традиционно стартует открытие дачного сезона (в этом году его, правда, возможно придется перенести. — Прим. ред.).

Рассказываем, о каких налогах и льготах на загородную недвижимость должен знать каждый дачник в 2020 году.

Два налоговых столпа

Сегодня основными для российские дачников являются два налога: земельный налог (на участок) и налог на имущество физических лиц (на дом и другие капитальные строения). При этом под налоговую базу подпадают только постройки, являющиеся объектами недвижимости — имеют капитальный фундамент и сведения о которых есть в Росреестре или которые были представлены в налоговые органы из БТИ.

Обязанность по уплате налога на имущество накладывается с момента возникновения права собственности (госрегистрации) и не зависит от гражданства собственника. Исключением является налог на имущество, перешедшее по наследству. В таком случае налог будет рассчитываться с момента открытия наследства, пояснила налоговый консультант компании «Инком-Недвижимость» Айна Зайцева.

Земельным налогом облагаются участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве бессрочного пользования. «Данные виды налогов рассчитываются налоговой инспекцией по месту нахождения имущества (или земельного участка) по окончании календарного года и направляются собственнику в виде налогового уведомления. Самостоятельно рассчитывать налоги не нужно», — отметила Зайцева.

Налог на имущество и земельный налог принадлежат к местным налогам, поэтому ставки по ним устанавливаются местными органами власти. В случае если местным и региональным законодательством ставки по налогу на имущество не определены, он рассчитывается исходя из максимальных ставок, установленных на федеральном уровне, пояснил адвокат, управляющий партнер юридической фирмы Tax Compliance Михаил Бегунов. По его словам, для жилых домов, объектов незавершенного строительства, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, гаражей, хозяйственных строений с площадью не более 50 кв. м налог рассчитывается по ставке, не превышающей 0,1% от кадастровой стоимости, 0,5% — для иных объектов, 2% — для объектов, кадастровая стоимость по которым превышает 300 млн руб.

В 2019 году заработал ФЗ-217 «О ведении садоводства и огородничества для собственных нужд»: упразднилось понятие «дачное товарищество», остались только садоводческие и огороднические товарищества. Закон закрепил два вида взносов: членские и целевые. До этого же существовало пять видов взносов: вступительные, членские, целевые, паевые и дополнительные.

Изменился также порядок приема взносов. Раньше в большинстве садовых товариществ взносы можно было оплачивать наличными, сдавая в бухгалтерию. Начиная с прошлого года садовые товарищества должны открыть счет в банке и вести все расчеты (принимать взносы, рассчитываться с поставщиками тепла, электроэнергии, воды, газа и так далее) только безналичным способом. Кроме того, с 2020 года ставка налога на земли общего назначения в СНТ (дороги, детские и разворотные площадки) будут облагаться земельным налогом по сниженной ставке (-0,3% вместо 1,5% от кадастровой стоимости), уточнил Бегунов.

Плата по кадастру

1 января 2020 года завершился поэтапный переход субъектов России к определению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Ранее налог на имущество исчислялся из инвентаризационной стоимости имущества. Теперь размер налоговых платежей физических лиц напрямую зависит от размера кадастровой стоимости объекта недвижимости. «Для того чтобы избежать негативных последствий, лучше всего в течение всего календарного года держать на контроле возможные изменения сведений о кадастровой стоимости своих объектов недвижимости», — советует эксперт Федеральной кадастровой палаты Татьяна фон Адеркас.

В этом году будет проводиться очередная государственная кадастровая оценка земель сельхозназначения в 29 субъектах и земель населенных пунктов в 27 субъектах. С предварительными результатами государственной кадастровой оценки можно ознакомиться на соответствующих сайтах государственных бюджетных учреждений субъектов или на сайте Росреестра. Подать замечания в случае обоснованного несогласия с предварительными результатами можно на сайтах государственных бюджетных учреждений соответствующего субъекта.

Наиболее полную информацию о том, когда, как и кем проводилась процедура государственной кадастровой оценки, можно узнать в фонде данных государственной кадастровой оценки на сайте Росреестра.

Кадастровая стоимость участка завышена: что делать

В настоящее время закон предусматривает два основания для пересмотра кадастровой стоимости: недостоверность сведений об объекте недвижимости и установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости, напомнила Татьяна фон Адеркас из Кадастровой палаты.

Кадастровая стоимость — это результат расчетов, примененных к объекту недвижимости, с учетом тех характеристик, которые указаны в Едином реестре. Недостоверность сведений об объекте базируется на возможных ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости. Для подачи заявления по второму основанию сначала нужно обратиться к оценщику и рассчитать рыночную стоимость объекта. Возможно, она будет ниже, чем установленная кадастровая. Обратиться по этим основаниям можно через суд или через специальные комиссии.

При расчете кадастровой стоимости эксперты советуют обращать внимание на несколько вещей. Так, например, если у земельного участка отсутствуют границы (не проведено межевание), установить точное местоположение объекта будет невозможно. Это может повлечь за собой не вполне объективное определение оценщиком кадастровой стоимости.

Неоднозначный вид разрешенного использования земельного участка также может послужить причиной некорректного расчета кадастровой стоимости. Например, при проведении массовой оценки земельный участок с видом разрешенного использования для жилого строительства среди миллионов объектов недвижимости, участвующих в расчетах, может быть отнесен к группе земельных участков, предназначенных для многоэтажного жилищного строительства. Разница в полученных результатах существенна.

Дачники могут получить ряд налоговых льгот и вычетов. Не облагается налогом на имущество хозяйственное строение или сооружение, площадь которого не превышает 50 кв. м. Например, если на участке есть баня 40 кв. м, то платить налог за нее не нужно. Если построек две, то за вторую также не надо платить. Также налогом не облагаются строения, которые не имеют капитального фундамента — теплицы, сборно-разборные хозблоки, бытовки, навесы и временные строения.

С 2018 года для многодетных семей предоставляется вычет в размере 7 кв. м на каждого несовершеннолетнего ребенка, отметила Айна Зайцева из «Инком-Недвижимости». По земельному налогу вычет предоставляется инвалидам первой и второй групп, инвалидам с детства, детям-инвалидам, ветеранам и инвалидам боевых действий, пенсионерам, а также многодетным семьям. От налога на имущество (на один объект недвижимости) освобождены инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, Герои Советского Союза и России, военнослужащие и пенсионеры.

В прошлом году вступил в силу закон, который освобождает от налога на прибыль взносы владельцев садовых или огородных участков, если те не состоят в соответствующих товариществах. Российским дачникам не придется платить налоги: во-первых, если они приобретают, создают или содержат имущество общего пользования; во-вторых, за текущий и капитальный ремонт недостроенных зданий, которые находятся в общем пользовании на территории садоводства или огородничества; в-третьих, платить не нужно за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.

Дачники также могут получить льготу, освобождающую от уплаты НДФЛ при получении дохода от реализации продукции, выращенной на собственном сельхозучастке площадью не более 0,5 га, отметил юрист Tax Compliance. «Для получения такой льготы нужно предоставить справку, выданную правлением товарищества собственников недвижимости, о том, что продаваемая продукция выращена на садовом или огородном участке, принадлежащем налогоплательщику или членам его семьи. Однако стоит помнить, если налоговым органом будет выявлено получение на систематической основе прибыли от пользования имуществом, деятельность физического лица будет приравнена к предпринимательской, а полученный доход от деятельности подлежит обложению НДС», — резюмировал Бегунов.

Для получения льгот необходимо написать заявление в любой налоговый орган, подать его через МФЦ либо воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика. Заявление необходимо представить не позднее 31 декабря. Большинство налоговых вопросов можно решить, воспользовавшись «Личным кабинетом налогоплательщиков». На сайте Федеральной налоговой службы размещен налоговый калькулятор.

Земельный налог в 2021-м: идём на снижение

Податей существует великое множество, и земельный налог в этом списке занимает далеко не первое место. Особенно в сравнении с такими корифеями, как налог на прибыль или НДС. Однако в эпоху тотальных ограничений, санкций и прочих безрадостных для бизнеса «затягиваний поясов» приходится искать всё новые и новые варианты минимизации затрат.

Как снизить налог на землю? Опыт показывает: есть несколько реальных механизмов, позволяющих сделать это вполне легально.

Способ первый: «Разделяй и . экономь!»

Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.

Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.

Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:

  • чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
  • досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.

Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.

Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.

Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.

Читайте также  Какие земли подлежат ограничению в использовании?

Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.

Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и . экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.

Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.

Способ второй: различие в методиках расчёта

Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.

Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.

В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.

Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.

Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.

Способ третий: ещё один «сын ошибок» ГКО

Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.

Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.

Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.

Способ четвёртый: как объять необъятное

И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.

К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.

Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.

Способ пятый: только для смелых

Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.

Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.

Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).

Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.

Как уменьшить земельный налог физлицу или организации?

Собственник обязан ежегодно выплачивать налог за земельные наделы. Однако в 2018 году порядок расчета сильно изменился. Владельцы крупных участков в 2021 году должны внести значительные суммы в местные бюджеты. Рассмотрим, как уменьшить земельный налог на участок в собственности.

Общая информация о налоге на землю

Каждый собственник обязан вносить ежегодный платеж по земельному налогу на каждый надел, который принадлежит владельцу:

  • на праве собственности;
  • на праве пожизненного наследуемого владения;
  • по договору аренды (если условия договора предусматривает необходимость оплаты налога).

Величина земельного сбора в последнее время значительно увеличивается. Причиной является изменение в порядке расчетов.

Если ранее за основу принималось балансовая стоимость участка, то в 2019 году этот норматив заменен на кадастровую стоимость. Особенностью кадастровой стоимости является приближенность к рыночной. Поэтому сумма является значительной. При том, что балансовая стоимость имела символическое значение.

Различия между рыночной и кадастровой стоимостью в том, что при кадастровой оценке специалист не посещает участок лично, поэтому не видит его состояние. Однако наличие надворных построек, проведение коммуникаций, наличие стихийных свалок около надела, заброшенные соседние участки оказывают значительное влияние на рыночную стоимость.

В связи с этим, кадастровая цена может как совпадать, так и превышать рыночную. Однако именно она принимается за основу расчета налога.

Важно! Срок уплаты земельного налога установлен до 01 декабря текущего года

Порядок расчета земельного налога для собственника

Налоговая ставка для земельного налога в 2021 году:

  • для участков ЛПХ и земель сельхозназначения – 0,3% от кадастровой цены объекта;
  • для других наделов – 0,1%.

Определить кадастровую цену участка несложно. Для этого достаточно зайти на сайт Росреестра.

На сайте располагается интерактивная карта, которая содержит информацию обо всех зарегистрированных земельный наделах страны. Для получения данных необходимо навести курсор на участок собственника.

Информация, которую содержит сайт:

  • площадь участка;
  • кадастровую стоимость;
  • дату расчета цены.

При невозможности получения информации онлайн, собственник может обратиться в Росреестр лично. Данные о цене отражаются в кадастровой выписке.

Расчет величины платежа можно провести самостоятельно. Формула расчета:

Сумма платежа = кадастровая цена участка * налоговая ставка.

Читайте также:

Причины для снижения налога

Основные способы снижения суммы платежа:

  • использование налоговых льгот;
  • снижение кадастровой стоимости.

Использовать налоговые льготы могут только категории граждан, установленные Налоговым законодательством.

Остальные налогоплательщики могут рассчитывать только на снижение кадастровой стоимости. Однако таким правом можно воспользоваться исключительно в следующих случаях:

  • ошибка, допущенная уполномоченным органом;
  • реальная стоимость не соответствует кадастровой.
Читайте также  Земли транспорта предназначены и могут использоваться

Льготы

Налоговый кодекс устанавливает ряд льгот для отдельных категорий налогоплательщиков земельного налога. Освобождение от платежа предоставляется преимущественно юридическому лицу:

  • учреждения ГУФСИН;
  • религиозные организации;
  • учреждения народного промысла;
  • общества инвалидов;
  • судостроительные предприятия и другие.

Льготы, предназначенные физическому лицу, распространяются на:

  • коренные народы Дальнего Востока;
  • коренных жителей Крайнего Севера;
  • малочисленные народы Сибири.

Основной льготой для широкого круга физических лиц можно считать предоставление возможности уменьшения кадастровой стоимости на 10 000 р. перед расчетом платежа. В этом случае формула расчета будет выглядеть следующим образом:

Сумма платежа = (Кадастровая стоимость – 10 000) * Налоговая ставка

  • инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды детства;
  • ветераны;
  • пенсионеры;
  • лица, подвергнувшиеся воздействию техногенных катастроф.

Читайте также:

Ошибка уполномоченного органа

Стоимость может не соответствовать в связи с ошибками, допущенными уполномоченным органом. Основные причины:

  • допущение ошибок при расчете кадастровой цены объекта;
  • ошибка, допущенная специалистом-оценщиком;
  • ошибка, допущенная в сведениях об объекте, и другие.

Если собственник допускает возможность ошибки, то необходимо:

  • подать запрос о сведениях, на основании которых рассчитана стоимость;
  • получить ответ Росреестра в течение 7 дней;
  • ответ можно обжаловать в судебном порядке.

Несоответствие стоимости

Если федеральные льготы распространяются на ограниченный круг лиц, то организовать проверку на несоответствие кадастровой стоимости может любой собственник.

Для этого необходимо:

  1. Провести рыночную оценку у независимой оценочной компании. Организация должна иметь лицензию на проведение работ, по оценке земельных участков. Затраты на оценку возлагаются на собственника.
  2. Сравнение затрат на проведение работ по переоценке. Начинать процесс по переоценке целесообразно, если стоимость участка завышена значительно. 1 000 – 2 000 рублей не являются причиной для начала конфликта.
  3. Направление отчета оценщика в комиссию по кадастровым спорам. Этот этап обязателен для юридических лиц. Физические лица и ИП могут напрямую обращаться в суд.
  4. Обращение в суд.

Порядок обращения в суд

Защита прав собственника осуществляется в порядке гражданского судопроизводства. Юридическое лицо обязано соблюсти досудебный порядок урегулирования в Комиссии Росреестра.

Алгоритм действий собственника:

  1. Сбор документов.
  2. Подготовка искового заявления.
  3. Направление документов в суд.
  4. Судебное разбирательство.
  5. Действия после удовлетворения требований.

Сбор документов

Перечень документации для обращения в суд:

  • правоустанавливающая документация на земельный участок;
  • отчет оценщика;
  • гражданский паспорт или уставные документы предприятия;
  • ответ из Комиссии по спорам из Росреестра;
  • квитанция об оплате пошлины.

Важно! Стоимость отчета оценщика в 2021 году составит от 30 000 рублей

Величина госпошлины зависит от правового статуса собственника:

  • физические лица оплатят 300 рублей;
  • истцы, являющиеся юридическими лицами, должны оплатить 2 000 рублей.

Подготовка искового заявления

Заявление оформляется в письменном виде. Иск должен содержать требование об уменьшении кадастровой стоимости.

Заявитель должен обосновать причины подачи заявления. Порядок расчета должен основываться на отчете оценщика.

Направление документов в суд

Ранее вопрос урегулировался в арбитражном суде. В 2021 году вопрос решается в районном или городском суде.

Документы могут быть поданы:

  • лично собственником;
  • почтой;
  • через представителя.

Судебное разбирательство

Пересмотр кадастровой цены земельного надела может быть осуществлен только 1 раз в 3 года. Поэтому, если рыночная стоимость значительно упала в последнее время, суд может отказать в снижении налога.

Суд может принять доводы заявителя или отказать. В случае отказа назначается повторная экспертиза.

Исследование проводится за счет заявителя. В случае удовлетворения требований истца, инициатор может взыскать расходы с уполномоченного органа.

Действия после удовлетворения требований

Если суд удовлетворил требования заявителя, то кадастровая стоимость снижается. В результате по заявлению собственника налог пересчитывается.

Однако он уменьшается только за тот год, в котором производилось судебное разбирательство. Предыдущие годы не подлежат пересчету.

Конфликтные ситуации с органами власти и государственными организациями нецелесообразно урегулировать самостоятельно. Чтобы решить вопрос в пользу заявителя, истцу нужно привлечь грамотного юриста. Однако собственник должен быть уверен в собственной правоте. В противном случае на него ляжет не только обязанность по выплате сбора, а дополнительно оплата оценщика и услуг юриста. Поэтому перед началом судебного процесса необходимо получить консультацию специалиста.

Земельный налог для организаций в 2021 году

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданы по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки, , допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Узнать свою ставку вы можете на сайте ФНС России.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, которые входят в состав зон сельскохзяйственного использования населенных пунктов. При этом земли должны фактически использоваться для сельхозпроизводства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для жилищного строительства, кроме используемых в предпринимательской деятельности;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и земель общего назначения, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • для участков, которые ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Дополнительно местные власти могут вводить свои льготы — они будут действовать только на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). Узнать о них можно на сайте ФНС России.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.

Читайте также  Как проверить участок перед покупкой?

Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:

  • коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю получено до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 16-го числа и позже, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика или участка заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ . Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Когда сдавать отчетность по земельному налогу

По итогам 2020 года сдавать декларацию по земельному налогу организациям уже не надо. В будущем это тоже не понадобится.

Вместо этого налоговая будет присылать организациям сообщение с суммой земельного налога, который рассчитала по собственным данным. Его пришлют в течение полугода после того, как налогоплательщик должен был уплатить налог, поэтому с расчетом налоговой можно только сверяться, а считать придется самостоятельно.

Проверьте, совпадает ли уплаченная вами сумма с расчетом налоговой. Если да, то поводов для беспокойства нет. Если же есть расхождения, то тут несколько вариантов:

  • вы переплатили налог — вы можете зачесть или вернуть излишне уплаченную сумму;
  • вы недоплатили налог — надо погасить недоимку и заплатить пени;
  • налоговая ошиблась в расчетах — в течение 10 рабочих дней надо дать пояснения, подтверждающие правильность вашего расчета.

Если сообщение от налоговой не пришло до 1 сентября, это может означать, что у нее нет данных о ваших земельных участках. В таком случае организация обязана сообщить инспекции обо всех объектах налогообложения по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@ . Она подается до 31 декабря года, в котором должно было поступить сообщение от налоговой. За игнорирование этой обязанности грозит штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:

  • налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Изменение кадастровой стоимости по земельному налогу применяется «задним числом»

Письмо Министерства финансов РФ №03-05-04-02/49854 от 26.08.2016

Минфин России сообщил, как действовать в случае уменьшения кадастровой стоимости при расчете земельного налога за текущий и прошедшие периоды.

Земельный налог

Организации, уплачивающие земельный налог, самостоятельно определяют налоговую базу исходя из кадастровой стоимости земельных участков (принадлежащих им на праве собственности или праве бессрочного пользования) по состоянию на 1 января каждого года (налогового периода) на основании сведений государственного кадастра недвижимости (п. п. 1, 3 ст. 391 НК РФ).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 66 ЗК РФ). Такие нормативные правовые акты (НПА) органов исполнительной власти субъектов РФ в целях определения налоговой базы по земельному налогу действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса РФ (постановление КС РФ от 02.07.2013 № 17-П, письмо Минфина России от 21.07.2016 № 03-05-04-02/42811). А именно:

НПА вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу — календарного года;

НПА, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Следовательно, если НПА об утверждении кадастровой стоимости земли издан в связи с устранением выявленной ошибки (например, кадастровая стоимость земли необоснованно завышена), новая кадастровая стоимость в целях определения налоговой базы по земельному налогу может применяться за прошедшие налоговые периоды.

В этом случае налогоплательщик вправе пересчитать земельный налог (в сторону уменьшения) и подать уточненные декларации за те годы, когда для расчета налоговой базы была применена неправильная (завышенная) кадастровая стоимость земли (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

Пример. Определение налоговой базы по земельному налогу.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 по первоначальной (ошибочной) оценке составила 500 000 рублей. После пересмотра ошибочных результатов определения кадастровой стоимости 01.03.2016 издан НПА органа исполнительной власти субъекта РФ, устанавливающий кадастровую стоимость земельного участка в сумме 400 000 рублей.

Налоговая база по земельному налогу, определяемая на 01.01.2015 и 01.01.2016, составит 400 000 рублей.

Бухгалтерский учет

Если организация пересчитает (уменьшит) земельный налог в соответствии с новой кадастровой стоимостью участка и подаст уточненные декларации за прошлые годы, то изменение ранее начисленных сумм земельного налога не будет являться исправлением ошибки в бухгалтерском учете. Это связано с тем, что неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или в бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности ошибками не признаются (п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н).

Поэтому сумму уменьшения земельного налога можно включить в состав прочих доходов в качестве прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном периоде (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н). После пересчета и подачи уточненной декларации бухгалтер сделает проводку:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» КРЕДИТ 91 субсчет 91-1

— отражена разница между суммами земельного налога по ошибочной и по исправленной кадастровой стоимости участка.

Налог на прибыль организаций

Сумма земельного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на дату начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). В результате ошибочного расчета земельного налога (исходя из большей кадастровой стоимости) налоговая база по налогу на прибыль и сумма налога на прибыль были занижены.

Однако уменьшение кадастровой стоимости участка в результате действий органа исполнительной власти субъекта РФ не является ошибкой организации. Поэтому сумму уменьшения земельного налога для целей налогообложения прибыли организация может включить в состав внереализационных доходов текущего отчетного (налогового) периода (п. 10 ст. 250, подп. 6 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Ранее такой подход мог привести к спору с налоговой инспекцией, хотя в случае обращения в суд шансы на выигрыш у налогоплательщика были крайне высоки. Ведь еще в 2012 году Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.01.2012 № 10077/11 по делу № А11-4707/2010 указал, что исчисление земельного налога, учитываемого в составе расходов, в излишнем размере не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль.

После этого были выпущены разъяснения контролирующих органов с учетом точки зрения Президиум ВАС РФ (письмо Минфина России от 23.01.2014 № 03-03-10/2274, направленное письмом ФНС России от 12.02.2014 № ГД-4-3/2216@).

А в 2016 году эту позицию поддержал и Верховный Суд РФ (определение от 08.11.2016 № 308-КГ16-8442 по делу № А25-269/2015). Суд отметил: учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога не может квалифицироваться как ошибочный. Корректировка налога в последующие годы должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы налога в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу статьи 250 Налогового кодекса РФ не является исчерпывающим.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: