Земли водного фонда

Земли водного фонда

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.п.), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.

У всех земель, согласно действующему законодательству, имеется свой определенный статус. Так, порядок эксплуатации земельных участков, относящихся к водному фонду, осуществляется не только по Земельному кодексу, но Водному кодексу России.

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Статья 102. Земли водного фонда

СТ 102 ЗК РФ

1. К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.

Комментарий к Статье 102 Земельного кодекса РФ

Базовым актом водного законодательства является ВК РФ, согласно п. 2 ст. 5 которого к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Согласно п. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км, у которых береговая полоса составляет 5 м.

Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ и ЗК РФ. Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ.

Поскольку порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и водным законодательством (п. 4 комментируемой статьи), важно взаимодействие этих отраслей российского законодательства. Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты согласно ст. 3 ВК РФ основываются на относящихся к земельным отношениям принципах.

Водным кодексом РФ устанавливается, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ВК РФ. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому либо юридическому лицу, находятся согласно п. 2 ст. 8 ВК РФ соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического либо юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Остальные водные объекты, как поверхностные, так и подземные, находятся в собственности РФ (федеральной собственности).

Читайте также  Существенные условия договора купли продажи земельного участка

Понятия пруда и обводненного карьера являются важными для определения порядка использования и охраны земель и их режима: эти водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. В отношении их могут совершаться продажа, залог и другие сделки, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, эти водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (п. п. 3 и 4 ст. 8 ВК РФ).

Не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращения права собственности РФ на этот водный объект. В муниципальной собственности находятся пруды, обводненные карьеры, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 27 ВК РФ).

В ст. 39 ВК РФ предусматриваются права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ. Собственники водных объектов, водопользователи могут использовать водные объекты самостоятельно, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений согласно п. 1 ст. 39 ВК РФ.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК (см. также Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»).

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, другими федеральными законами. В силу договора, а также на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.

В ст. ст. 45, 60, 65 ВК регулируются водные отношения, имеющие отношение к охране земель, в том числе водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, их ширина и режим использования и охраны.

В частности, определяется, что водоохранными зонами (в настоящее время они в ЗК РФ не предусматриваются) являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах земель водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно п. 14 ст. 65 ВК РФ на территории поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных; запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.

В границах земель водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов. В прибрежных защитных полосах наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных. В соответствии с земельным законодательством осуществляется закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками.

Зоны и округа санитарной охраны устанавливаются ВК РФ в целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Состав административного правонарушения, включающий их самовольное занятие, выделен в отдельный состав КоАП РФ, предусматривающий повышенную административную ответственность, предопределенную необходимостью усиленной охраны указанных земельных участков.

Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим. Его нарушение влечет административную ответственность по п. 2 ст. 8.12 КоАП РФ. Первый пояс — зона строгого режима — организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему земельных участков, а также головных сооружений водопроводов.

Эта территория ограждается, охраняется, обозначается в натуре на местности соответствующими знаками — столбами с надписью (за уничтожение этих специальных знаков административная ответственность может наступить в соответствии со ст. 7.2 КоАП РФ). Здесь запрещается проживание и временное нахождение лиц, непосредственно не связанных с работой на водопроводных станциях и сооружениях.

Второй пояс — зона ограничений — включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Здесь запрещается использование территории, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение источника водоснабжения; допускаются только с особого разрешения органов санитарного надзора: строительство; уничтожение насаждений; проведение железнодорожных и автотранспортных путей; использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд; мероприятия по физкультуре, купание и т.д.

Третий пояс — зона наблюдений — охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. Органы санитарного надзора проводят здесь учет инфекционных заболеваний и осуществляют систематические эпидемиологические обследования.

В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и в ст. ст. 10, 39, 42, 46, 62 ВК РФ предусматриваются правила использования гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений, обязательные для землеобладателей.

Использование и охрана земель водного фонда затрагиваются также в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, в Кодексе торгового мореплавания РФ, Федеральных законах «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об охране озера Байкал», в законодательстве об Арктической зоне РФ.

Споры в указанной сфере не являются единичными. О., П., К. и другие граждане предъявили иск к администрации Мытищинского района и ООО «Киприан» о признании недействительными постановления главы администрации, которым в собственность ООО для размещения яхт-клуба был выделен земельный участок возле д. Пирогово, а также договора купли-продажи указанного земельного участка, заключенного ответчиками. Истцы указали на то, что продажа указанного земельного участка, расположенного в прибрежной санитарной зоне водохранилища, противоречит ЗК РФ, ВК РФ и нарушает их права на благоприятную окружающую среду и отдых.

Спорный земельный участок расположен в природоохранной зоне и на землях водного фонда, что подтверждается планом земельного участка. Вопрос о предоставлении земельного участка ООО «Киприан» в собственность был решен главой администрации района без согласования с органами управления по использованию и охране водного фонда, охраны окружающей среды. Решением суда заявленные требования удовлетворены, постановление главы администрации района, договор купли-продажи земельного участка, запись в ЕГРП, свидетельство о государственной регистрации права признаны недействительными.

Поскольку порядок предоставления земельного участка, установленный законом, был нарушен, суд, руководствуясь ст. 13 ГК РФ, признал недействительными постановление главы района, а также и сделку, которая как заключенная с нарушением требований закона стала ничтожной. Регистрация права собственности юридического лица по сделке была произведена с нарушением требований ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Регистрационная палата объяснила, что, проводя государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности на данный участок земли, не имела сведений о вхождении площади спорного земельного участка в земли водного фонда. План земельного участка, удостоверенный уполномоченным органом района, не содержал сведений о наличии смежных границ (землепользователей) с водным объектом и был обозначен в плане как земельный участок, отнесенный к землям промышленности без ограничений в пользовании.

Земли водного фонда

Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.

Под землями водного фонда в РФ подразумевают территории, на которых расположены водные объекты и их водоохранные зоны, отводные полосы, зоны водозабора, гидротехнические сооружения и иные участки, объекты и сооружения, причисляющиеся к водному хозяйству.

Водные объекты Объекты водного хозяйства
Поверхностные
Моря и их части (бухты, проливы, фьорды, заливы и т.п.);
Водные потоки (естественные: реки, ручьи; искусственные: каналы);
Водоемы (естественные: озера; искусственные: водохранилища, пруды, каналы, обводненные карьеры);
Естественные выходы подземных вод (родники, ключи, гейзеры и др.);
Ледники (горные, покровные), снежники;
Болота;
Подземные
Бассейны подземных вод;
Водоносные горизонты;
ГЭС, насосные станции;
Плотины, туннели, каналы;
Судоходные шлюзы;
Сооружения для защиты от наводнений, для задержания водных и селевых потоков, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек;
Водопропускные сооружения;
Дамбы и другие гидротехнические сооружения;
Иные водохозяйственные сооружения;

К фонду причисляется не только дно водоемов, но и прибрежная зона. Происхождение объекта (искусственный или естественный) роли не играет. Но без сохранения гидравлической связи и постоянства, объект не может считаться водным, таковыми не являются контейнеры с жидкостью или дождевые лужи.

Законодательство России относит земли водного фонда к особо охраняемым. На их территории допустима легальная хозяйственная деятельность с соблюдением целевого назначения и правового режима.

Охранный режим фонда

Любая охрана включает в себя систему особых мероприятий, направленных на регулирование, сохранение и восстановление объекта охраны. Отношения, связанные с регулированием земель водного фонда складываются из предоставленных прав и наложенных обязанностей на участников таких отношений.

Три основных направления охранной деятельности:

  • регламентированные требования к использованию (только по назначению, недопустимость неправомерного использования);
  • санкции за нарушения норм водного и земельного законодательства в отношении земель водного фонда;
  • действия, направленные на восстановление водных ресурсов и прилегающих земель.

Главными задачами особого охранного режима являются контроль над загрязнением вод и земель, установление правил строительства, эксплуатации и сноса строений, а также санитарных зон около источников воды.

Надзор за соблюдением законодательных актов и регламента охраны земель водного фонда осуществляют уполномоченные должностные лица – государственные инспекторы в области использования и охраны объектов природы. Водное, земельное, гражданское, уголовное законодательство и соответствующие Федеральные Законы регулируют отдельные положения правового режима земель, включая ответственность за нарушения.

Запрещенное и разрешенное использование земель

Водный кодекс РФ точно определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, в которых устанавливается особый правовой режим деятельности и хозяйства. Внутри таких территорий производятся специальные мероприятия по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, чистка поверхности, контроль над использованием и прочее).

Перечень запрещенной деятельности на водоохранных зонах:

  • использование стоков для водоснабжения почв;
  • размещение отходников, отстойников, кладбищ, скотомогильников;
  • авиационно – химическое опыление;
  • неурегулированное движение и стоянка транспортных средств (за исключением предназначенных для этого дорог и площадок);
  • размещение горючих, смазочных веществ, ремонт и мойка транспортных средств;
  • нелегальная установка и эксплуатация судостроительных организаций, верфей, сооружений внутренних водных путей;
  • хранение и использование пестицидов, химикатов;
  • незаконная добыча полезных ископаемых;
  • организация свалок;
  • некоторые виды сельскохозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон и защитных прибрежных полос допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений, при условии оснащения этих предприятий специальным оборудованием:

  • централизованная канализация;
  • система отвода сточных вод и жидкостей;
  • сооружение для сбора отходов, фильтрации (очистки) сточных вод;

Режим собственности

Субъектами водных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, пользователи (физические лица – для собственных нужд, юридические лица – для осуществления предпринимательской деятельности при наличии специальной лицензии).

На водные объекты и земли фонда распространяется федеральная собственность. Муниципальные образования и частные лица имеют такое право только на обособленные водные объекты. Субъекты РФ – только на те водоемы, которые полностью находятся в пределах субъекта и не относятся к федеральной собственности.

В частной собственности могут быть объекты, отвечающие следующим требованиям:

  1. Обособленность и замкнутость.
  2. Небольшая площадь.
  3. Отсутствие протоков.
  4. Отсутствие связи с другими водными объектами.

В исключительном ведении РФ находятся водоемы:

  1. Находящиеся на территории двух и более субъектов.
  2. Отвечающие за нужды обороны и иные нужды федерального значения.
  3. Являющиеся средой обитания охраняемых и редких видов рыб.
  4. Пограничные воды, внутренние и территориальные моря.
  5. Являющиеся курортными зонами, особо охраняемыми территориями, лечебно – оздоровительными зонами федерального значения.

Аренда земель водного фонда

Для аренды участка водоохранной зоны на свои нужды, необходимо заключить договор водопользования. Цели аренды могут быть следующими:

  1. Забор ресурсов с поверхности.
  2. Использование акватории в рекреационных и иных целях.
  3. Использование акватории для производства электроэнергии (без забора).

Заключение договора со стороны арендодателя осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и его подразделения (в отношении федеральных водных объектов), уполномоченный орган субъектов РФ, орган местного самоуправления (в отношении муниципальных объектов).

В договоре должны быть указаны сведения и границы объекта, цели использования, срок, порядок оплаты, ответственность, условия изменения и прекращения соглашения.

Суть договора сводится к аренде, обязательна регистрация в Государственном Водном Реестре. Максимальный срок заключения – двадцать лет, по истечении которого, добросовестный арендатор имеет преимущественное право на перезаключение. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в орган власти (не позднее, чем за три месяца до конца срока). Водопользователь может также передать свои права другому лицу, с согласия органа, заключившего договор (кроме договора о заборе воды).

В случаях, предусмотренных законом, при наличии нескольких претендентов на участок, проводится аукцион.

Регулирование отношений, связанных с арендой земель водного объекта, происходит в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Его же положения регулируют ответственность сторон, включая штрафы, пени и прочее. Ситуации, не предусмотренные ГК РФ, рассматриваются по Водному Кодексу.

Для оформления необходимо подать заявление, в котором указана информация о заявителе, название и место нахождения водоема, цели и сроки пользования. Вместе с заявлением подаются:

  • копии удостоверяющих документов (для юридического лица – учредительного документа);
  • доверенность, при необходимости;
  • данные, подробно описывающие действия заявителя с водным объектом, а также действия, направленные на сохранение ресурсов;
  • графическая схема расположения сооружений в зоне;
  • технические сведения обо всем оборудовании, которое планируется к установке, обоснования массы водозабора (при необходимости);

Уполномоченный орган в течение шестидесяти дней обязан рассмотреть заявку, согласовать ее условия с федеральными органами, принять решение и предоставить результат рассмотрения.

После согласования всех объектов, получения соответствующей лицензии на предпринимательскую деятельность, можно начинать строительство в рекреационных и иных целях, с учетом условий, указанных выше (о требованиях к сооружениям).

Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы и на основании решения для обеспечения нужд обороны или безопасности. Местными органами власти возможна передача земли по решению и в иных целях. Содержание схоже с договором водопользования. Лицо подает заявление, орган власти в течение тридцати дней выносит решение – согласие или мотивированный отказ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Перевод земель водного фонда в другую категорию

Согласно Федеральному Закону №127-ФЗ от 21.12.04, перевод осуществляется в случаях:

  1. Создания на месте водного объекта особо охраняемой территории.
  2. Размещения сооружений и других объектов муниципального или государственного значения (при отсутствии альтернатив).
  3. Изменения границ населенных пунктов или установления новых границ.
  4. Изменения, исчезновения, смещения границ водоемов (только с заключением экологической экспертизы).
  5. Указания такого перевода в соответствующем разрешении при вводе в эксплуатацию искусственного участка суши на водоеме.

Обратный перевод земель может произойти, если они занимаются водоемами, если были возведены гидротехнические и иные сооружения или созданы водохранилища. Перевод также возможен в случае изменений местоположения водоема.

Водные объекты общего пользования

Можно ли ограничивить доступ к водоемам на территории РФ? Водный кодекс дает однозначный ответ: граждани имеют право свободного доступа к водным объектам. Исключение составляют редкие случаи. Давайте разберемся в наших правах и узнаем как бороться с самозахватом берегов.

Категория земли: как определить и что можно построить

Больше половины территории России занимают земли лесного фонда, при этом для жилищного строительства больше всего подходят земли населенных пунктов. Вместе с юристами разбираемся в категориях земель и в том, что на таких территориях можно строить.

Содержание

Что такое «категория земли»

Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):

  1. Земли сельскохозяйственного назначения;
  2. Земли населенных пунктов;
  3. Земли промышленности;
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли запаса.

Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.

При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.

К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.

Читайте также

Виды категорий земель

Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.

Земли населенных пунктов

Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.

Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.

Земли сeльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния

К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.

На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.

Промышленные земли

Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.

Земли лесного фонда

Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.

Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии

Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).

Земли водного фонда

Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).

Земли государственного запаса

К землям госзапаса относятся территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не используются гражданами или юрлицами. Такие земли не относятся ни к oднoй из пepeчиcлeнныx выше кaтeгopий. Они составляют зeмeльный peзepв cтpaны. Земли запаса могут использоваться только после перевода их в другую категорию.

Читайте также

Как определить категорию земли

Чтобы узнать, к какой категории относится земельный участок, собственнику можно обратиться к бесплатному сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо открыть публичную кадастровую карту Росреестра. Затем ввести в поисковую строку кадастровый номер земельного участка. После чего получить данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн. Также можно заказать выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о категории земельного участка. Ее стоимость — 250 руб.

Целевое предназначение земельного участка определяется региональными властями. Чтобы присвоить земельному участку категорию, нужно подготовить соответствующее ходатайство, собрать необходимые документы (дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк, кaдacтpoвый нoмep oбъeктa), подать их в Росреестр и дождаться официального решения.

Перевод земли из одной категории в другую

Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

Комментарий юриста

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.

Земли водного фонда: понятие, состав и целевое назначение

Земли водного фонда это земли специального назначения, на которых могут быть расположены водные объекты и водоохранные зоны, зоны водозабора гидротехнические и иные сооружения, относящиеся к водному хозяйству.

К водному фонду относятся не только дно водоемов, но и зона вдоль их берегов.

Отличительной характеристикой земель водного фона является постоянная гидравлическая связь, так например, контейнеры с жидкостями и лужи не будут относиться к водному фонду.

  1. Из чего состоят водные образования: понятие
  2. Категории и объекты водного фонда и их целевое назначение
  3. Особо охраняемые
  4. Земли водного фонда общего пользования
  5. Надземные объекты
  6. Подземные объекты
  7. Охранная деятельность
  8. Запрещенное и разрешенное использование водоохранной зоны
  9. К запрещенной деятельности на данной территории относят
  10. Собственность объектов водного фонда
  11. Аренда территорий водного фонда

Из чего состоят водные образования: понятие

При причислении земли к водному фону не имеет значение ее происхождение – это может естественное водное образование (реки, озера и прочие) или искусственное (водохранилища, бассейны и прочие).

Таким образом, к землям водного фонда можно отнести территории, в рамках которых располагаются реки, моря, озера, пруды, водохранилища, а также здания и сооружения, имеющие отношения к вышеперечисленным объектам.

На основании Водного кодекса можно выделить несколько видов земель водного фонда:

  • Водный фонд – совокупность объектов водного фонда на всей территории России. Сюда включатся все возможные его виды и категории.
  • Акватории – водные прибрежные территории любого из водоема, в том числе и искусственно созданного.
  • Объекты фонда – водоемы, которые отличаются признаками водных земель.
  • Ресурсы водных земель – совокупность всех внешних и внутренних ресурсов водной территории, которые могут быть использованы или находятся под охраной.
  • Водное хозяйство представляет собой совокупность деятельностей по использованию, исследованию и охране водных ресурсов и объектов, а также устранения последствий водных катастроф.
  • Режимы – это уровни воды в водоемах, которые находятся в динамики и могут меняться в большую или меньшую сторону.

Категории и объекты водного фонда и их целевое назначение

Особо охраняемые

На таких территориях располагаются, как правило, объекты, отвечающие за исследование воды, осуществляющие водозабор, объекты научного и культурного назначения, а также эстетического и рекреационного характера.

Земли водного фонда общего пользования

Эта категория находится во владении муниципалитета и федеральных органов. Такие территории могут использоваться физическими лица свободно для бытовых нужд. Предпринимательскую деятельность юридические лица на территории земель этой категории вести не могут.

Объекты водного фона можно так же разделить на подземные и поверхностные.

Надземные объекты

  • Снежные и ледяные поверхности,
  • Водоемы (реки. пруды, ручьи, болота, водохранилища),
  • Моря и включенные его части (порты, проливы, заливы, пристани и прочие),
  • Выходы подземных источников (ключи, гейзеры, родники, колодцы),

Все выше перечисленные объекты являются собственностью государства. Их водные и береговые границы определяются законодательно в каждом отдельно случае индивидуально.

Подземные объекты

  • Водоемы, расположенные под землей,
  • Подземные реки ключи, течения и водостоки.

В Российской Федерации земли водного фонда являются особо охраняемыми, при этом допустимо их использование для ведения легальной хозяйственной деятельности, при соблюдении целевого назначения.

Целевое назначение земель водного фонда – строительство и эксплуатация зданий и сооружений, деятельность которых направлена на реализацию питьевых, бытовых, оздоровительных и иных потребностей населения, а так же нужд государства в развитии сельскохозяйственной, водохозяйственной, промышленной, рыболовной, энергетической и транспортной деятельности.

Охранная деятельность

В отношении земель водного фонда включает в себя:

  • Контроль использования по назначению, пресечение неправомерного пользования,
  • Штрафные санкции при нарушении правил, установленных водным и земельными законодательствами,
  • Организация мероприятий направленных на восстановление земель водного фонда и водных ресурсов,
  • Контроль уровня загрязнения воды и земли,
  • Разработка правил и регламентов по строительству, использованию и сносу строений на прилегающих территориях.

Контролем и надзором за охраной земель водного фонда, а так же за соблюдением норм и регламентов в данной сфере осуществляет государственная инспекция в области использования и охраны природных объектов.

Запрещенное и разрешенное использование водоохранной зоны

Водоохранная зона это выделенная территория в рамках водного объекта, в которой может быть установлен особый правовой режим ведения хозяйственной деятельности, предполагающий проведение специальных мероприятий по очищению поверхности и сохранению ресурсов.

К запрещенной деятельности на данной территории относят

  • Водоснабжение земли сточными водами,
  • Размещение на территории отходных и отстойных сооружений, а так же скотомогильников и кладбищ,
  • Химическое опыление растений с использованием авиатехники,
  • Не контролируемые транспортные потоки и стоянки,
  • Проведение мойки и ремонтных работ на транспортных средствах, а так же хранение горючих и смазочных веществ,
  • Нелегальная организация судостроительных верфей,
  • Использование и распространение пестицидов и химикатов,
  • Несанкционированная добыча полезных ископаемых,
  • Организация самовольных свалок отходов,
  • Осуществление отдельных видов сельхоздеятельности.

Собственность объектов водного фонда

Субъектами в данном случае могут выступать:

  • Российская Федерация,
  • Отдельные ее субъекты,
  • Муниципальные образования,
  • Физические лица, использующие землю и водные поверхности для собственных нужд,
  • Юридические лица, использующие землю и водный фон для предпринимательской деятельности, при наличии специальной лицензии.

Все водные объекты, а также земли из водного фонда относятся к федеральной собственности.

Административные образования, физические и юридические лица имеют отдельные права на обособленные водные объекты. К водному фонду субъектов Российской Федерации относят только те водные территории, которые полностью располагаются в рамках данного субъекта и не принадлежат собственности федеральной.

К частной собственности относят объекты, которые располагаются на небольшой площади, не примыкают к другим водным объектам, не имеют протоков, являются замкнутыми и обособленными.

Аренда территорий водного фонда

Аренда части водного фона для собственных нужд возможна при заключении договора водопользования. Аренду часто используют с целью получения ресурсов, использование территории для проведения профилактических и восстановительных оздоравливающих мероприятий, использование территории для генерации электроэнергии.

Данный договор со стороны арендодателя имеет возможность подписать следующие инстанции:

  • Федеральное агентство водных ресурсов,
  • Органы местной администрации ( для объектов муниципальной собственности)

Все отношения в рамках использование земель водного фонда регулируются Гражданским и Водным кодексом РФ.

Для оформления аренды водной территории необходимо помимо заявления предоставить в государственные органы следующие документы:

  • Копии паспорта либо учредительного документа для юридического лица,
  • При необходимости доверенность на предъявителя,
  • Описание действий, которые планируются на водном объекте, и действий, которые будут направлены на сохранение и восстановление водных ресурсов,
  • Схема расположения зданий и сооружений на выделяемой территории,
  • Техническая информация обо всех видах оборудования, которые будут установлены на выбранном объекте,

Заявка рассматривается до 2 месяцев, после ее согласования с федеральными органами принимается окончательное решение и заявителю направляется результат рассмотрения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: