Земли природоохранного назначения
Земли природоохранного назначения
Землями природоохранного назначения являются участки земли, выделенные в целях охраны сопряженных с ними компонентов природной среды, в отношении которых ограничивается или запрещается хозяйственная или иная деятельность. Правовой режим данных земель в значительной степени определяется режимом охраны тех компонентов природной среды, с целью сохранения которых выделяются данные земли. Особенности правового режима земель данной субкатегории определяются экологическим характером выполняемых ими функций (охрана лесов, водных биологических ресурсов).
В состав земель природоохранного назначения входят земли запретных и нерестоохранных полос, а также земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий), причем данный перечень не является исчерпывающим (ст. 97 ЗК РФ).
Следует отметить, что земельным законодательством до сих пор не разработано само понятие запретных и нерестоохранных полос. Несомненно, данные земельные участки должны располагаться в непосредственной близости от водоемов и на них должен быть установлен режим ограничений земельных прав граждан и юридических лиц в интересах обеспечения нереста отдельных (возможно, только ценных) видов рыб. Вплоть же до четкого определения правового режима данных территорий выделение их на местности затруднительно.
Понятие защитных лесов сформулировано в ЛК РФ. К ним относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. С учетом особенностей правового режима защитных лесов они подразделяются на леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса.
Земельным кодексом РФ леса особо охраняемых природных территорий прямо исключены из состава земель природоохранного назначения. Следовательно, к землям природоохранного назначения, занятых защитными лесами, относятся земельные участки, на которых расположены леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, леса в водоохранных зонах, а также ценные леса. К лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебнооздоровительных местностей и курортов.
К ценным лесам относятся: государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.
Как видно из приведенного перечня, все указанные леса произрастают не на землях лесного фонда, и потому соответствующие земельные участки включены в рассматриваемую субкатегорию земель.
Режим ограничений прав собственников или иных правообладателей земельных участков в составе данной субкатегории заключается в установлении ряда запретов по использованию указанных лесов. Например, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. В зеленых зонах, лесопарках запрещаются использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений. В ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из п. 5 ст. 97 ЗК РФ, к субкатегории земель природоохранного назначения могут быть отнесены территории традиционного природопользования. При этом следует различать режим использования земель коренных малочисленных народов и этнических общностей (п. 5 ст. 97 ЗК РФ) и правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (п. 1 ст. 95 ЗК РФ). В первом случае земельные участки относятся к субкатегории земель природоохранного назначения, а во втором — к субкатегории земель особо охраняемых природных территорий. Перечень коренных малочисленных народов определен постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации». В нем указаны как народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, так и народы, проживающие на Кавказе, Европейской части России (например, в Ленинградской области) и иных местах. Существует и отдельный Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 № 536-р.
Следовательно, для нужд всех коренных малочисленных народов могут предоставляться земельные участки природоохранного назначения, однако коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ могут, кроме того, земельные участки из состава субкатегории особо охраняемых природных территорий. Порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (особо охраняемых природных территорий) указан в Федеральном законе «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Земли природоохранного назначения: сущность, состав
Земли природоохранного назначения – это участки земли, которые были специально выделены для охраны сопряженных с ними компонентов природной среды, по отношению к которым полностью запрещена или частично ограничена хозяйственная или какая-либо иная деятельность.
На правовой режим таких земель оказывает существенное влияние охранный режим природных компонентов для которых данные земли были выделены (охрана водных биологических ресурсов, охрана лесов).
В состав природоохранных земель включены земли нерестоохранных и запретных полос, а также занятые лесами земли, охрана которых прописаны в Лесном Кодексе (исключение – земли особо охраняемых территорий и защитных лесов на землях лесного фонда).
Важно отметить, что до сих пор в земельном законодательстве не прописано понятие нерестоохранных и запретных полос. Однозначно то, что данные участки земли располагаются непосредственно рядом с водными угодьями и в отношении их установлен режим ограничения земельных прав юридических и физических лиц для обеспечения беспрепятственного нереста отдельных видов рыб (возможно только ценных). Выделение на местности данных территорий затруднительно по причине четкого определения их правового режима.
В статьях Лесного Кодекса РФ рассмотрено понятие защитных лесов. В соответствии с данным определением к категории защитных лесов относятся леса, подлежащие освоению для сохранения оздоровительных, санитарно-гигиенических, защитных, водоохранных, средообразующих и других полезных функций леса. При этом учитывается использование таких лесов, но только в том случае, если такое использование допустимо совместить с выполняемыми ими полезными функциями и целевым назначением лесов.
Состав земель природоохранного назначения
Учитывая особенности правового режима защитных лесов, среди них можно выделить:
- леса, выполняющие защитные функции по отношению к природным и прочим объектам;
- леса, расположенные в водоохранных зонах;
- цепные леса;
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Из состава земель природоохранного назначения, леса особо охраняемых природных территорий исключены в соответствии с Земельным Кодексом РФ. Из этого вытекает, что к тем землям природоохранного назначения, которые заняты защитными лесами, отнесены ценные леса, леса в водоохранных зонах, а также леса, которые выполняют функции защиты природных и иных объектов.
К последним, относятся:
- леса, расположенные в третьей, второй и первой зонах округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных курортов и местностей;
- городские леса;
- лесопарки, зеленые леса;
- защитные полосы лесов, расположенные вдоль автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; федеральных автомобильных дорог общего пользования железнодорожных путей общего пользования;
- леса, расположенные во втором и первом поясах зон санитарной охраны источников хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения.
Ценные леса включают в себя: ленточные боры; лесные плодовые насаждения; орехово-промысловые зоны; леса, имеющие историческое или значение; леса, расположенные в полупустынных, пустынных, лесотундровых, лесостепных зонах, горах, степях; противоэрозионные леса; государственные защитные лесные полосы.
Из приведенного списка видно, что упомянутые виды лесов растут не на землях, принадлежащих лесному фонду, следовательно соответствующие земельные участки входят в рассматриваемую подкатегорию земель.
Использование земель природоохранного назначения
Режим ограничения прав правообладателей или собственников земельных участков, которые принадлежат к данной подкатегории, состоит в вынесении комплекса запретов использования данных лесов. Так, в лесах, которые служат для защиты природных и прочих объектов, запрещено проводить сплошные вырубки лесных насаждений. Допускается проведение выборочных рубок в таких лесах, но только с целью уничтожения поврежденных или погибших лесных насаждений.
В лесопарках и лесных зонах запрещено использовать токсичные химические препараты для защиты и охраны лесов и почв (также и в научных целях); размещения объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений и лесных троп; разработка месторождений полезных ископаемых; разработка недр; ведение охотничьего хозяйства.
Запрещена сплошная вырубка лесных насаждений в ценных лесах.
Предусматривается проведение частичных вырубок на особо защитных участках лесов, но только лишь с целью уборки поврежденных или погибших деревьев.
Особенности воспроизводства, защиты и охраны экологии лесов, которые располагаются на особо защитных участках, регулируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Земли традиционного природопользования
Как следует Земельного Кодекса РФ к подкатегории земель природоохранного назначения могут относиться территории традиционного природопользования (ТТП).
При этом следует различать правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и Севера. В первом случае земельные участки относятся к подкатегории земель особо охраняемых природных территорий, а во втором – к подкатегории земель природоохранного назначения.
Для нужд коренных малочисленных народов предоставляются земельные участки природоохранного назначения, однако коренным малочисленным народам Дальнего Востока, Сибири и Севера также предоставляются земельные участки из состава подкатегории особо охраняемых природных территорий.
Статья 97. Земли природоохранного назначения
Статья 97. Земли природоохранного назначения
1. К землям природоохранного назначения относятся земли:
1) утратил силу. — Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ;
2) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ;
3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);
4) утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;
5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.
2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.
4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
5. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.
Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 97. Земли природоохранного назначения
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Б.А. Сивков оспаривает конституционность следующих законоположений: пункта 2 статьи 85 «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий» и пункта 1 статьи 97 «Земли природоохранного назначения» Земельного кодекса Российской Федерации; части 6 статьи 87 «Лесохозяйственный регламент» Лесного кодекса Российской Федерации; части 4 статьи 30 «Правила землепользования и застройки» и части 8 статьи 36 «Градостроительный регламент» Градостроительного кодекса Российской Федерации; части второй статьи 13 «Обязательность судебных постановлений», части второй статьи 61 «Основания для освобождения от доказывания», статьи 195 «Законность и обоснованность решения суда», утратившей в настоящее время силу статьи 249 «Распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений» (положения которой воспроизведены в статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) ГПК Российской Федерации; статей 62 «Обязанность доказывания» и 176 «Законность и обоснованность решения суда» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А. Абросимов оспаривает конституционность отдельных положений статей 61 «Основания для освобождения от доказывания», 195 «Законность и обоснованность решения суда», 198 «Содержание решения суда» и 329 «Постановление суда апелляционной инстанции» ГПК Российской Федерации, статьи 30 «Правила землепользования и застройки» Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 6 «Земли, на которых располагаются леса», 10 «Подразделение лесов по целевому назначению», 87 «Лесохозяйственный регламент», 102 «Защитные леса и особо защитные участки лесов» и 105 «Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов» Лесного кодекса Российской Федерации и статей 85 «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий» и 97 «Земли природоохранного назначения» Земельного кодекса Российской Федерации.
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.Ю. Бутова оспаривает конституционность отдельных положений статей 61 «Основания для освобождения от доказывания», 157 «Непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства», 198 «Содержание решения суда» и 330 «Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке» ГПК Российской Федерации, статей 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» и 31 «Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки» Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 6 «Земли, на которых располагаются леса», 10 «Подразделение лесов по целевому назначению», 23 «Лесничества и лесопарки», 87 «Лесохозяйственный регламент», 102 «Защитные леса и особо защитные участки лесов» и 105 «Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов» Лесного кодекса Российской Федерации и статей 85 «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий» и 97 «Земли природоохранного назначения» Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли природоохранного назначения
Особый правовой режим распространяется на земельные площади, которые относятся к охраняемому природному фонду. Порядок использования территорий и обращения с ресурсами на них регламентируются перечнями нормативных актов, издаваемыми Министерствами и Ведомствами, а также Федеральными законами и распоряжениями, исходящими от местных органов самоуправления.
Природоохранные земельные площади находятся в особенном правовом поле, которое ограничивает осуществление определенных видов деятельности на данных территориях, а также запрещает их покупку или изъятие у собственников.
Состав земель, относящихся к категории природоохранного назначения
Относя определенные зоны в природоохранную категорию, государство тем самым защищает земли, имеющие определенное культурное, оздоровительное или рекреационное значение. Такие участки нельзя использовать в хозяйственных или предпринимательских целях, также их запрещается покупать, продавать и дарить.
В перечень земель, на которые распространяется природоохранный режим, входят:
- курортные зоны;
- местности с лечебно-оздоровительными учреждениями;
- участки земель с ценными и редкими ресурсами;
- объекты, выполняющие функции по защите окружающей среды;
- рекреационные земли;
- земли коренных народностей, имеющие историческую, социальную и культурную ценность;
- иные территории, признанные Земельным Кодексом малочисленными в своем роде и подлежащими охране.
Охрана и защита лесов
Лесной фонд управляется сразу несколькими структурами: Правительством, органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также федеральным подразделением лесного хозяйства. В функционал последних входят:
- Установление правил природопользования на вверенных участках, введение мер пожарной безопасности в лесах и формирование структуры пожарного надзора.
- Формирование регламента санбезопасности лесных территорий и обеспечение проведения авиационных работ над вверенными землями.
- Разработка категорийных нормативов, касающихся воспроизводства и контроля лесного фонда.
- Определение перечня разрешенных и запрещенных видов деятельности в охраняемых лесных массивах.
Организация процесса защиты охраняемых лесных массивов заключается не только в формировании пожарных команд и их оснащении средствами пожаротушения, но и в проведении мероприятий по борьбе с болезнями деревьев и по уменьшению популяции вредителей. Сотрудники лесной охраны на вверенных территориях обязаны регулярно производить профилактические осмотры зоны, организовать мероприятия по устранению очагов заболеваний и при необходимости применять специальные средства от вредителей.
Закрепление границ
Территории относятся в категорию природоохранных зон по разным причинам, но в любых случаях на данных землях будет действовать особый правовой режим. В редких случаях на природоохранных территориях допускают проведение хозяйственной деятельности с определенными ограничениями:
- При выделении участков природоохранной категории в пользование юрлицам, им вменяется в обязанности обозначить границы охраняемой зоны специальными знаками.
- Земли, используемые коренными народами при ведении хозяйства и для проживания, относят к категории традиционного природопользования. Границы зоны и разрешенные виды деятельности на природоохранных территориях регламентируются федеральным законодательством.
В остальных случаях законодательством на природоохранных землях запрещается ведение любой хозяйственной деятельности.
Правовой режим
Отнесение земель в категорию охраняемых продиктовано стремлением государства оградить ценные ресурсы (лесные массивы, места нереста и обитания редких животных, ценные ландшафты, культурные и исторические объекты и пр.) от негативного воздействия человека. Правовой режим, устанавливаемый в охраняемых районах, включает в себя:
- обозначение границ охраняемых территорий;
- разработка нормативов и правил природопользования;
- обозначение ответственности за нарушение правил пользования.
Обеспечивают ведение правового режима на вверенных территориях исполнительные органы, они же и определяют меру пресечения для нарушителей.
Традиционное природопользование
Земли, на которых проживают малочисленные коренных народы (на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке), относятся к особенной категории традиционного природопользования. На ограниченных территориях разрешается хозяйственная деятельность и использование имеющихся природных ресурсов, поскольку такие меры способствуют сохранению исконной культуры народностей.
При этом население должно использовать имеющиеся природные ресурсы нерасточительно и разумно. Защита охраняемой зоны и право на пользование территорий малыми коренными народами осуществляется с помощью разработанных норм и правил:
- правом на пользование землей, приравненной к категории традиционного природопользования;
- правом на нерасточительное пользование ресурсами (недрами, животным и растительным миром);
- правилами эксплуатации имеющихся на территории водных ресурсов;
- правилами использования, охраны и защиты лесных массивов на территории.
Все эти нормативы разрабатываются на основании исторически сложившихся традиций и особенностей быта коренной народности, при составлении документов учитывается и состояние имеющихся на охраняемой территории природных ресурсов.
Статья 97. Земли природоохранного назначения
1. К землям природоохранного назначения относятся земли:
1) водоохранных зон рек и водоемов;
2) запретных и нерестоохранных полос;
3) лесов, выполняющих защитные функции;
4) противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений;
5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.
2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.
4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 97
1. В соответствии со ст. 97 Земельного кодекса РФ к землям природоохранного назначения относятся земли водоохранных зон рек и водоемов, запретных и нерестоохранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, земли, занятые противоэрозионными, пастбищезащитными и полезащитными насаждениями, а также иные земли, выполняющие природоохранные функции.
К первому виду земель природоохранного назначения относятся земли водоохранных зон рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности специальными информационными знаками. Правовой режим земельных участков, занятых водоохранными зонами, регулируется Водным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 , утвердившим Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах. Водоохранной зоной признается территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. На местности закрепление водоохранной зоны производится с помощью водоохранных знаков установленного образца. Минимальная ширина водоохранной зоны рек устанавливается в соответствии с Положением и составляет от 50 до 500 м в зависимости от их протяженности от истока. Для озер и водохранилищ ширина водоохранной зоны устанавливается от 300 до 500 м.
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471.
СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5567.
Прибрежные защитные полосы являются частью водоохранных зон с наиболее строгими ограничениями хозяйственной деятельности. Последнее правило нередко нарушается на практике, и ярким примером этого может служить застройка прибрежной полосы водохранилищ в Подмосковье. Минимальная ширина прибрежных защитных полос зависит от вида угодий, прилегающих к водному объекту, то есть будет меняться в зависимости от того, пашня это, луга, сенокосы или лес, а также зависит от крутизны склонов. Например, для пашни с обратным или нулевым уклоном минимальная ширина полосы будет составлять 15 — 30 м, а для пашни с уклоном более 3 градусов — 100 м; для полос, занятых лесом или кустарником, минимальная ширина начинается с 35 м.
Для охраны мест нереста рыб устанавливаются нерестоохранные полосы, в пределах которых вводятся строгие ограничения на хозяйственное использование указанных земельных участков в целях охраны рыб. Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос. Кроме нерестоохранных полос, аналогичную функцию выполняют прибрежные защитные полосы, ширина которых для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается не менее 100 метров независимо от уклона и характера прилегающих земель.
Согласно ст. 56 Лесного кодекса РФ запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов и запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, относятся к лесам первой группы. В указанных лесах введены ограничения на рубку деревьев — допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.
Правовой режим земельных участков, занятых лесами и лесонасаждениями, выполняющими защитные функции, регулируется также Лесным кодексом РФ. Особо защитные участки лесов (ст. 55 Лесного кодекса РФ) с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.) могут быть выделены в лесах всех трех групп. Но наибольшее количество таких участков входят в леса первой группы, которые разделяются на следующие категории защитности (ст. 56 Лесного кодекса РФ): запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, особо ценные лесные массивы и др.
Впервые Земельный кодекс РФ отдельно выделил в составе земель природоохранного назначения земли, занятые противоэрозионными, пастбищезащитными и полезащитными насаждениями. Указанные земли служат для охраны земель сельскохозяйственного назначения. Так, на пахотных неорошаемых землях полезащитные лесные полосы снижают скорость ветра, задерживают на полях снег, повышают влажность и плодородие почвы, препятствуют ее смыву и размыву, образованию оврагов, улучшают микроклимат, защищают угодья от пыльных бурь и засухи. Начало создания во второй половине 40-х годов полезащитных полос федерального и местного значения сыграло неоценимую роль в стабилизации сельскохозяйственного производства в зоне рискованного земледелия; пастбищезащитные лесные полосы в условиях пустынных и полупустынных степей закрепляют пески, служат укрытием скота в непогоду, препятствуют водной и воздушной эрозии .
Подробнее см.: Боголюбов С.А., комментарий к ст. 134 Лесного кодекса РФ (Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. Боголюбова С.А. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997).
Противоэрозионные леса относятся к лесам первой группы с особым режимом пользования. Возможность вырубки насаждений в них строго ограничена, и допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки (ст. 114 Лесного кодекса РФ).
Создание пастбищезащитных и полезащитных насаждений производится в том числе в процессе агролесомелиорации земель . Полезащитная агролесомелиорация земель — это защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения, а пастбищезащитная агролесомелиорация — предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений. Пастбищезащитные лесные насаждения, необходимые для обеспечения государственных нужд, входят в состав государственных мелиоративных систем.
Подробнее см.: ст. 2 и 7 Федерального закона «О мелиорации земель» от 10 января 1996 года N 4-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142.
Перечень видов земель, которые можно отнести к природоохранным, не является исчерпывающим, так как в соответствии с п. 1 ст. 97 Земельного кодекса РФ к ним могут быть отнесены и иные земли, выполняющие природоохранные функции.
2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель. Порядок использования земель природоохранного назначения, установления и использования зон с особыми условиями землепользования определяется в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, например, земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством, но по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (МПР России и его территориальные органы). Аналогичное положение закреплено и в отношении предоставления в пользование лесов водоохранных зон. Без согласования с органами МПР России на земельных участках в пределах водоохранных зон запрещается строительство и реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также проведение работ по добыче полезных ископаемых и землеройных работ. Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.
В настоящее время указанные ограничения закреплены не столько федеральными законами, такими, например, как Водный и Лесной кодексы РФ, сколько различными подзаконными нормативными правовыми актами.
3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками. Это необходимо для того, чтобы предотвратить нарушение установленного режима использования и охраны указанных земель.
4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.
В качестве примеров деятельности, запрещенной в водоохранной зоне, можно привести авиаобработки химическими веществами, размещение складов ядохимикатов и скотомогильников, накопителей сточных вод, размещение стоянок транспорта и др. В водоохранной зоне в ряде случаев, в зависимости от крутизны склона, может быть запрещено размещение дачных и садово-огородных участков. В пределах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, рубка и корчевка леса, применение минеральных удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, размещение животноводческих ферм и летних лагерей скота, установка сезонных и палаточных городков. Запрещено также любое размещение дачных, садовых, огородных участков, отведение участков под индивидуальное жилищное строительство. В соответствии с водным законодательством запрещается сброс сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений рыб и иных водных животных.
Земельные участки из земель природоохранного назначения у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются и не выкупаются. Пользование этими участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима.
5. Земельным кодексом РФ отдельно выделено образование территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов в качестве разновидности земель природоохранного назначения в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей, и в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах. Указанный подход последовательно развивается в законодательстве Российской Федерации в течение последних десяти лет. В соответствии с действующим законодательством, например, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп допускается использование земель природоохранного назначения для выпаса оленей. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на осуществление землепользования на землях различных категорий, необходимых для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, закреплены также в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ст. 5, 6, 7, .
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.