Как написать письмо в налоговую?

Как подать жалобу в налоговую

Добро пожаловаться

Жаловаться в вышестоящую налоговую инспекцию имеют возможность любые лица (физические, юридические, а включая ИП), чьи права нарушены ненормативными актами (касающимися конкретных лиц) либо действиями (бездействием) сотрудников нижестоящей ИФНС. С ней вправе обратиться и любой, кто выявил, что налоговое законодательство нарушено.

Конкретные причины для обжалования —- это ошибка в начислении налогов, штрафа, отказ в учете положенных льгот и т. п. Все это является поводом написать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя. Регламентируют этот вопрос отдельные положения гл. 19, 20 НК. В частности, это ст. 137 — 140 которые помогут сориентироваться в конкретной ситуации.

Структура письменной претензии с подписью обращающегося (его представителя) состоит из следующих элементов:

  1. Ф.И.О. и место жительства физлица, которое жалуется, либо наименование и адрес в случае с юридическим лицом.
  2. Действия (бездействие) сотрудников налоговой инстанции либо ее ненормативный акт, по поводу которых протестуют.
  3. Наименование органа — нарушителя прав налогоплательщика.
  4. Лицо, чьи права нарушены, указывает причины, по которым оно так считает.
  5. Запросы обратившегося.
  6. Как удобно получить результат разбора (бумажный почтой или электронный по интернету либо через личный кабинет налогоплательщика).

Кроме того, здесь прописывают контактные номера телефонов (факс), адрес электронной почты, иные данные, которые будут способствовать рассмотрению.

Приложениями здесь будут документы, которые подтверждают позицию автора и соответствующая доверенность при подаче через представителя. Вот так выглядит жалоба в налоговую инспекцию: образец можно использовать в качестве шаблона.

Как подают

Предметы жалобы, которые указаны выше, обжалуются в вышестоящем налоговом органе (ВНО). Соответствующие материалы попадают туда через орган, который принял или совершил оспариваемое решение (действие). Следовательно, жалоба в налоговую инспекцию на организацию подается в орган — нарушитель прав налогоплательщика. Для этого существуют три способа:

  1. Через личный кабинет налогоплательщика на ресурсе ФНС.
  2. Почтой России.
  3. Обратившись лично или через представителя в соответствующее территориальное подразделение ФНС.

Орган-нарушитель передает претензию плюс все приложенные к ней материалы в вышестоящую организацию. На это дается три дня со времени ее поступления.

С момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении его прав, у него есть год на подачу необходимых документов. Аналогичное время (с даты вынесения спорного решения) есть для протеста на вступившие в силу решения об ответственности за налоговые правонарушения, если они не оспаривались через апелляцию. Об апелляционной жалобе рассказано в специальной статье. Ее используют, когда спорят с не вступившим в силу решением об ответственности за правонарушение или отказ в этом, который фискальщики вынесли в порядке ст. 101 НК. Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения жалоб (апелляционной в том числе) вышестоящим органом. Если время обжалования пропущено по уважительной причине, его его восстановить есть возможность, подав надлежащее ходатайство.

Как рассматривают

У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом. По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, аналогично пролонгируют. Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее обжалуют в суде. Напомним, что в ст. 139.3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.

При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению). Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению.

Можно ли подать жалобу анонимно

В органах ФНС анонимные послания не рассматриваются. Любой человек, обратившийся в эту службу, в обязательном порядке обязан назвать персональные данные, поэтому анонимная жалоба в налоговую — это не лучший способ донести информацию до фискальных служб. Для сохранения анонимности допускается обратиться по телефону горячей линии налоговой службы, но ждать быстрого рассмотрения и принятия мер по такому виду жалобы не стоит.

Необходимость в такой подаче возникает, когда гражданин, например, хочет донести на соседей о сдаче ими квартиры без уплаты налогов или работник — на своего работодателя, когда тот нарушает законодательство. В принципе в законодательстве нет указаний на то, как подать анонимную жалобу в налоговую и что обезличенное обращение примут к сведению. Но по собственной инициативе фискальщики могут рассмотреть и его. «Анонимку» подают следующими способами:

  • по телефону доверия, конкретный номер зависит от региона и указан на сайте ФНС в разделе «Контакты и обращения»;
  • посетив налоговиков лично;
  • посредством Интернета.

Если нужна уверенность в рассмотрении поданного документа, не скрывайтесь — указывайте ваши персональные данные.

Жалоба в ФНС на организацию

С жалобой на конкретную организацию к налоговикам есть возможность обратиться каждому, кто выявил нарушения. Правда, порядок оспаривания отличается от того, что предусмотрен НК (в гл. 19, 20), поскольку претензию вызвали действия организации, а не фискальщиков.

Ситуация регулируется ФЗ от 02.05.2006 № 59. Его ст. 7 устанавливает требования к такому обращению, ст. 10 говорит о его рассмотрении, а ст. 12 — о сроках этой процедуры. Общий срок рассмотрения такой петиции составляет 30 дней с момента ее регистрации. После рассмотрения обратившийся получит письменный ответ.

По ст. 1 и 2 ФЗ от 02.05.2006 № 59, обратиться с претензией в режиме данного ФЗ может любой недовольный возникшей проблемой в своей организации. Например, такеи причины как:

  • так называемая зарплата в конвертах;
  • уклонение от уплаты налогов и т. п.

При написании непременно обозначается жалующийся (Ф. И. О. плюс место проживания), точное наименование ИФНС, куда подается документ. Допускается указать и конкретное должностное лицо. Потом отмечается почтовый адрес, куда направят ответ по итогам разбора. Следующий обязательный элемент — это опись сути ситуации: описание нарушения и итоговую просьбу. Заканчивается документ постановкой даты и подписи обращающегося. К жалобе следует приложить доказательства факта описанного нарушения. Если доказательства находятся у работодателя и доступа у сотрудника к ним нет, необходимо отразить это в тексте

Претензия составляется в двух экземплярах, поскольку после регистрации канцелярией ведомства один налоговая оставит у себя, а второй останется у обратившегося. На нем должна стоять отметка сотрудника инспекции о приеме документа, его подпись и дата. Все материалы подают, явившись лично в ИФНС или по почте (заказным письмом с уведомлением). В последнем случае обращение регистрируется в течение трех дней после поступления. Зарегистрированная жалоба анализируется 30 дней, по необходимости указанный срок удлиняют еще на 30 дней, после этого автор документа получает ответ.

Как правильно составить письменный запрос в налоговую

Бухгалтеры иногда сталкиваются с ситуацией, когда они не могут однозначно трактовать смысл новой поправки в закон или разъяснительных писем из Минфина или ФНС. Им нужна дополнительная информация. Как правильно составить письменный запрос в налоговую? Рассказывает государственный налоговый инспектор Анна Дынкина.

Готовим почву

Так уж получается, что наша система налогообложение местами слишком запутанна и непонятна. Поэтому чиновники различных ведомств неустанно пишут поправки к законам и разъяснительные письма. Если самостоятельно разобраться в тонкостях законодательной базы не получается, то нужно обратиться к авторам законов, поправок или писем.

Чтобы избежать такой неприятной ситуации, как отказ в приеме документов в налоговой или, что еще хуже, быть обвиненным ими же в уходе от налогообложения, советуем вам отправить письменный запрос в Министерство финансов или ФНС с целью разъяснения тонкостей российского законодательства.

Однако перед тем как такое письмо отправить, следует подготовиться:

  • изучить уже имеющиеся информационные ресурсы, такие как Налоговый кодекс и стенды, размещенные в налоговых инспекциях, а также действующий Регламент ФНС (далее – Регламент). Есть большая вероятность, что этих источников будет достаточно для получения ответа на свой вопрос. Кроме того, нормативные документы содержат сведения о правах и обязанностях каждой, знание которых позволит плательщику сгладить возможную конфликтную ситуацию и добиться своего в рамках имеющихся полномочий;
  • четко сформулировать содержание своего запроса, от которого будет зависеть адресат; напомним, что согласно Регламенту налоговики имеют право только информировать, но если вы хотите получить разъяснения, то нужно писать запрос уже в Минфин;
  • определиться с формой запроса – письменный он будет или устный. Если принято решение обратиться в инспекцию с устным запросом, рекомендуется составить его кратко и по существу, предварительно записав себе в качестве «шпаргалки» суть обращения.

Из уст в уста

Устную консультацию налогоплательщик может получить в своей налоговой инспекции, обратившись туда лично или по телефону справочной службы инспекции. Напоминаем, что для представителей налогоплательщиков необходимо иметь должным образом оформленную доверенность, а для налогоплательщиков, обращающихся лично, – документ, удостоверяющий личность. Если у налогового инспектора не будет оснований для отказа, он должен сформулировать ответ в момент обращения налогоплательщика. В пункте 27 Регламента определен временной период в 15 минут (или в 30 минут в случае, если нужна предварительная подготовка), за исключением периода за пять рабочих дней до срока сдачи налоговых деклараций, тогда на подготовку устного ответа Регламентом предусмотрено 2 часа.

Изучение уже имеющихся информационных ресурсов, таких как Налоговый кодекс, информационные стенды, размещенные в налоговых инспекциях, а также действующий Регламент ФНС, может дать ответ на вопрос налогоплательщика.

Если же для ответа на устное обращение по вопросам, возникающим по конкретной ситуации, нужно представление нормативного обоснования, либо если информации, предоставленной по телефону, недостаточно, инспектор в силу пунктов 33, 34 Регламента обязан предложить налогоплательщику направить обращение в письменной форме.

Пишите письма

Письменное обращение налогоплательщики могут представить лично в канцелярию налогового органа, а также отправить по почте или в электронном виде (п. 37 Регламента). Рекомендованный образец формы письменного обращения приведен в Приложении 4 к Регламенту.

При этом письменное обращение должно содержать следующие обязательные сведения (п. 40 Регламента):

  • для физического лица: фамилию, имя, отчество, подпись и почтовый адрес;
  • для организации: полное наименование, ИНН, почтовый адрес, фамилию, имя, отчество и подпись руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего обращение, изображение печати организации, если обращение представлено на бумажном носителе, не являющемся бланком компании.

Если в письменном обращении, представленном в инспекцию налогоплательщиком лично, отсутствует хотя бы один из указанных реквизитов и если есть основания, по которым можно отказать в бесплатном информировании, согласно пункту 42 Регламента обращение подлежит возврату налогоплательщику.

На подготовку письменного ответа пунктом 39 Регламента отведено 30 дней со дня регистрации обращения.

Рекомендуем оформлять все письменные обращения в двух экземплярах. Если вы решаете лично представить обращение в инспекцию, то на втором экземпляре должностное лицо налогового органа должно проставить отметку о принятии обращения и прилагаемых к нему документов, с указанием своей фамилии, инициалов и должности, а также с датой его приема. Обращения, отправляемые почтой, рекомендуется оформлять заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Датой представления письменного обращения будет считаться день отправки. Если вы отсылаете письмо по каналам связи, необходимо получить сообщение о том, что письмо отправлено от специализированного оператора, и подтверждение о приеме от налогового органа.

Жонглируем ответами

Зачастую, руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, организации оформляют запросы в налоговые органы, ведомые желанием избежать ответственности, так как одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, является выполнение письменных разъяснений уполномоченных ведомств. Однако, поскольку налоговые органы имеют право давать разъяснения только относительно порядка заполнения деклараций, а остальные услуги относятся к информированию, возникает вопрос: освобождаются ли от ответственности разъяснения налогового органа, не касающиеся порядка заполнения декларации?

Имеются решения, в которых суд отказал в применении подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, указав, что налогоплательщик не может руководствоваться разъяснениями, исходящими от налоговых органов, если они не связаны с порядком заполнения налоговой отчетности.

Несмотря на то что согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в действительности крайне редко можно воспользоваться данным положением, так как письма любого ведомства, в том числе Министерства финансов, носят лишь информационно-разъяснительный характер и не являются нормативно-правовыми актами, то есть эти документы не являются обязательными для исполнения.

По разъяснительной работе налоговых органов, не связанной с заполнением деклараций, существуют противоречивые мнения – как у судов, так и у чиновников Минфина.

Читайте также  Какие налоги платит ИП на ОСНО?

В некоторых судебных решениях указывается, что ответы налогового органа на конкретный запрос налогоплательщика, а также сообщения инспекции о необходимости применения специального режима налогообложения являются разъяснениями, исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 марта 2008 г. № Ф03-А37/08-2/685 по делу № А37-1575/2007-15, ФАС Северо-Кавказского округа от 28 июля 2009 г. по делу № А53-5840/2008-С5-47).

В то же время имеются решения, в которых суд отказал в применении подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, указав, что налогоплательщик не может руководствоваться разъяснениями, исходящими от налоговых органов, если они не связаны с порядком заполнения налоговой отчетности (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 сентября 2008 г. по делу № А44-86/2008).

Что касается разъяснений Министерства финансов, то согласно пункту 8 статьи 75 НК не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства, данных либо ему, либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (названные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Однако эти положения не применяются в случае, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком. При этом разъяснения должны быть даны либо непосредственно налогоплательщику, либо неопределенному кругу лиц.

Из вышесказанного следует, что крайне важно наличие письменного разъяснения и по смыслу оно должно относиться к периоду, когда образовалась недоимка. Если письмо адресовано конкретной организации или предпринимателю, то у указанного налогоплательщика должен быть подлинник письма с исходящим номером и датой. В случае, когда письмо адресовано неопределенному кругу лиц, то согласно разъяснениям Минфина от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138, необходимо наличие письма, опубликованного на официальном сайте ведомства либо в СМИ. Разъяснения чиновников, опубликованные не в форме письма, без даты и номера (интервью, статья, комментарий, консультация), от санкций не освобождают.

Обращаемся с запросом в финансовые и налоговые органы

Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России

Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?

Куда и с каким вопросом обращаться

Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:

— о действующих налогах и сборах;

— законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

— правах и обязанностях налогоплательщиков;

— полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения — в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.

Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.

Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.

ПРИМЕР 1

И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?

Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.

Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.

Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

ПРИМЕР 2

ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.

1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?

2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».

Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.

Как правильно оформить запрос

ПРИМЕР 3

Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.

Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.

Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.

К ответам, полученным из Минфина России, надо относиться очень внимательно. Подтверждением тому, что изложенные в ответе разъяснения — это официальная позиция министерства, является подпись министра финансов Российской Федерации, его заместителей, директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместителей. На это указано в письме Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116.

ПРИМЕР 4

Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.

Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.

УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.

Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).

Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности.

Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.

И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.

Кто вправе подписать запрос

Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.

Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому — отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.

Обратите внимание: обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.

Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.

Если разъяснение ошибочно

Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.

ПРИМЕР 5

В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.

Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.

Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.

Читайте также  Как узнать сдавалась ли отчетность в налоговую?

Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.

Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.

Как написать и подать жалобу в налоговую через интернет?

  • Правовое регулирование
  • Формирование онлайн-жалобы
  • Как подать жалобу на налоговую инспекцию онлайн: основные правила
  • Итоги

Правовое регулирование

Возможность написать жалобу на налоговую инспекцию онлайн появилась у налогоплательщиков после принятия закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ, которым были внесены изменения в п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК), регулирующий форму документа об обжаловании. В соответствии с указанной нормой (вступила в силу 02.06.2016), помимо обычного письменного документа предусмотрено две новые формы налоговой жалобы:

  • в виде электронного документа, направляемого в налоговый орган посредством телекоммуникационных каналов связи (через интернет — например, электронной почтой);
  • посредством заполнения специальной формы на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика — физического лица или организации.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 139.2 НК федеральной налоговой службе необходимо установить порядок направления документов об оспаривании их действий и решений в электронной форме, а также установить форматы таких документов. Однако до настоящего времени отсутствует какой-либо правовой документ, регламентирующий данные вопросы.

Поэтому сегодня желающие подать жалобу в налоговую через интернет в режиме обратной связи личного кабинета налогоплательщика, должны руководствоваться правилами пользования и работы сайта nalog.ru. На сегодняшний день это оптимальный способ, поскольку система полностью автоматизирована, так что выполнить действия, противоречащие требованиям налоговой службы, вряд ли удастся. Направление же жалобы в налоговую инспекцию через интернет иными способами, хотя с помощью современных средств коммуникации (включая возможности электронной почты), представляется затруднительным в связи с отсутствием конкретной регламентации.

На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, возникший у вас в ходе взаимодействия с налоговыми органами. Например, в этой ветке можно уточнить, как пояснить убыток для налоговых органов и обязательно ли это делать.

Формирование онлайн-жалобы

Для создания электронного документа, с помощью которого можно обжаловать действия либо ненормативные акты налоговиков, необходимо в разделе личного кабинета «Обратная связь» выбрать пункт по направлению соответствующей жалобы, после чего в браузере откроется страница, на которой необходимо заполнить всю требуемую информацию, в том числе:

  • наименование органа налоговой службы, который компетентен рассматривать ту или иную жалобу (на основании п. 1 ст. 139 НК таковым является вышестоящий, то есть, как правило, региональное управление ФНС);
  • сведения о заявителе (они указываются автоматически на основании тех данных, которые были указаны налогоплательщиком при регистрации в личном кабинете);
  • выбор способа получения результата рассмотрения жалоба (мотивированного решения);
  • указание вида налогового акта (либо указание на действия), который оспаривается на предмет его законности;
  • реквизиты решения или иного акта налоговой инспекции, который нарушает законные права лица, направляющего жалобу;
  • суть обращения (подразделяется на 2 части, в первой из которых указываются обстоятельства дела и доводы заявителя, а в другой — конкретное требование лица, будь то отмена решения или признание действий незаконными).

Приложение (прикрепление) жалобы в виде самостоятельного документа не требуется и не предусмотрено. Исходя из ст. 137 НК, подать жалобу в налоговую онлайн может любое лицо, чьи права были нарушены и которое имеет регистрацию на сайте налоговой службы.

Как обжаловать решение или действия налогового органа, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Как подать жалобу на налоговую инспекцию онлайн: основные правила

Правила подачи электронной жалобы в управление ФНС на уровне правовых актов не устанавливаются, потому они следуют лишь из порядка, установленного электронным ресурсом nalog.ru. Существуют некоторые особенности направления обжалования в такой форме для физических и юридических лиц, но основные правила заполнения формы являются общими. Среди важных правил пользования сервисом направления жалобы в налоговую инспекцию онлайн можно выделить следующие:

  • сервис предлагает выбрать один из указанных органов, а если требуемый отсутствует, то пользователь может выбрать нужный в соответствующем справочнике;
  • заполнять необходимо все поля, помеченные звездочкой (незаполнение таких разделов повлечет невозможность отправки документа);
  • если в информации о налогоплательщике присутствует недостоверная информация, то необходимо обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию для устранения неточностей;
  • если обжалуется акт, то указание его реквизитов является обязательным;
  • заявитель может получить ответ по почте или непосредственно в личном кабинете (для этого он должен выбрать удобный способ при формировании жалобы);
  • составленный документ должен быть подписан электронной подписью, которая оформляется по различным правилам для граждан (удаленно, за несколько минут или часов) и юридических лиц.

Итоги

Таким образом, подать жалобу на налоговую инспекцию в режиме онлайн можно при помощи специального сервиса обратной связи в личном кабинете налогоплательщика. При этом в связи с отсутствием регламентации на уровне правовых актов формирование такой жалобы осуществляется по правилам сайта налоговой службы.

Также про обжалование читайте:

Письма от налоговой – когда отвечать, а когда — нет

Нет времени читать?

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.

Требование о представлении документов

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

    Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

Использование налоговой льготы.

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

Возмещение НДС по налоговой декларации.

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

  • В декларации по НДС:
    • занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;
    • расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
    • несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

    Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

    Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, земельному или водному налогу.

    У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

  • Пониженные тарифы или суммы, не облагаемые страховыми взносами, в расчете по страховым взносам (п. 8.6 ст. 88 НК).
  • Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

    • письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);
    • требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

    В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

    Требование о представлении пояснений

    Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

    В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

    В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

    Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.

    Выявленные ошибки или противоречия – часто используемое инспекторами основание для получения пояснений, причем как обоснованных, так и не обоснованных НК РФ. Дело в том, что формулировка «выявленные ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции» не содержит конкретики, и налоговые органы этим пользуются. Однако в части декларации по налогу на добавленную стоимость конкретика давно внесена Письмом от 06.11.2015 №ЕД-4-15/19395, в котором указано, что каждая ошибка в декларации по НДС имеет свой код. Поэтому, когда налоговый орган требует пояснения, он обязан конкретизировать ошибку цифровым кодом в соответствии с упомянутым Письмом. В ситуации, когда в требовании отсутствует код, а только указано на выявленные инспектором ошибки, налогоплательщик не знает, что именно необходимо пояснить.

    В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

    Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.

    Случай 3. Убыточная декларация.

    В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

    Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.

    П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.

    В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

    Срок на ответ по требованию о представлении пояснений – 5 рабочих дней с момента получения. Дата получения определяется так же, как и дата по требованию о представлении пояснений. Пояснения можно направить по ТКС, Почтой РФ или лично представить в налоговый орган.

    За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

    Иные документы

    В случае, когда у налогового органа отсутствует право на выставление требования налогоплательщику, инспектора направляют иные документы, которые могут называться сообщение, информационное письмо, предписание и т.д. Название другое, но смысл вкладывается тот же – предоставление документов или пояснений.

    Зачастую можно увидеть такой документ из инспекции, как «Сообщение (с требованием предоставить…)». Его могут направлять по разным поводам, в том числе для того, чтобы получить пояснения в рамках камеральной проверки, когда налоговый орган не имеет права направлять требование (четыре ранее рассмотренных случая). Нужно сразу отметить, что такой документ, как «Сообщение (с требованием предоставить…)» не утвержден ФНС РФ, поэтому документ является незаконным и реагировать на него не нужно на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ: налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц.

    Читайте также  Как получить консультацию в налоговой инспекции?

    Еще один пример любопытного «неправильного» документа из инспекции в рамках камеральной проверки – предписание. Данный пример взят из судебного разбирательства по делу А19-25029/2018. Ситуация: инспекция установила, что организация не оплачивает страховые взносы по работникам и направила предписание на исправление нарушений. Однако в случае выявления недоимки налоговый орган обязан выставлять требование об уплате налога, сбора, страховых взносов (п. 1 ст. 70 НК РФ), а не предписание. В сложившейся ситуации налоговый орган соригинальничал, за что и был наказан. Суд определил, что предписание – неустановленная форма документа для требования уплаты недоимки. Предписание – распорядительный документ, но он не выдается налогоплательщику в рамках камеральной проверки. Форма требования об уплате четко определена, поэтому именно ее и необходимо было направить налогоплательщику для устранения выявленных нарушений. Организация сразу же отправилась в суд, чтобы признать незаконность документа из налогового органа, и выиграла все судебные инстанции.

    Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

    Все формы документов, которые инспекция направляет в адрес налогоплательщика, утверждены Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. Если вы получаете документ по форме из Приказа и в нем указаны случаи, описанные выше, то документ обязателен к исполнению, иначе возникнет ответственность. В остальных случаях исполнять сообщения или предписания налогового органа не обязательно, если они составлены не по утвержденной форме и не обоснованы НК РФ. Такие можно игнорировать или оспаривать их незаконность в Управлении ФНС по региону или суде.

    Автор: Мария Зайцева,
    аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»

    Как грамотно написать и подать жалобу в налоговую инспекцию? Сроки рассмотрения обращения

    Налоговая инспекция в РФ занимается контролем налоговых выплат на всех этапах, её задача — обеспечить максимально прозрачный и скоростной поток средств от всех налоговых объектов в вышестоящие государственные структуры.

    Тем не менее, налоговая инспекция также рассматривает жалобы от налогоплательщиков (физических и юридических лиц) — подать такую жалобу можно по любому поводу, касающемуся налоговых выплат или некорректной работы сотрудников инспекции (той, в которую обращаются и нижестоящих).

    1. Причины обращения в ФНС России
    2. Бездействие
    3. Несогласие с решением проверки
    4. Куда обратиться, кому адресовать заявление?
    5. Как написать письмо: требования к оформлению
    6. Способы подачи
    7. Непосредственный визит в органы ФНС, чтобы подать в канцелярию или окно приёма
    8. По почте
    9. По телекоммуникационным каналам связи
    10. Через интернет, используя личный кабинет налогоплательщика
    11. Как пожаловаться онлайн?
    12. Сроки рассмотрения
    13. Как узнать о состоянии запроса?

    Причины обращения в ФНС России

    Для этого достаточно правильно оформить свою претензию в письменном виде и передать её в налоговую инспекцию.

    Причины для обращения в налоговую инспекцию с жалобой:

    • ошибки любого рода в исчислении перечисленных с лица налогов (количественные, фактические, срыв сроков);
    • трудности с получением законно положенных льгот или фактическое отсутствие таких льгот на практике;
    • незаконно присуждённые штрафы как до снятия средств по ним, так и после;
    • превышение каким-либо сотрудником нижестоящих структур своих должностных полномочий.

    В основном в инспекцию обращаются в попытке обратить внимание на свою проблему, а также для того, чтобы оспорить уже вынесенное ей решение (как правило, повлёкшее за собой какие-либо санкции к заявителю).

    Бездействие

    Несмотря на то что всё находящееся под контролем налоговой инспекции поставлено на строгий учёт, нельзя исключать человеческий фактор, фактические ошибки и просрочки, которые случаются повсеместно. Из-за одного из этих факторов (или их совокупности) сотрудники налоговых органов могли допустить должностные нарушения или бездействовать в ситуации, которая должна находиться под их ответственностью.

    Жалоба по такому поводу — самый быстрый и действенный способ обратиться к непосредственному начальству виновников происшествия и всех возможных убытков, произошедших впоследствии. Чаще всего при наличии доказательств бездействия заявитель получит от инспекции всю необходимую помощь.

    Несогласие с решением проверки

    Однако если заявитель недоволен результатами проверки, то есть считает их необъективными или злонамеренно неверными, он может обратиться в налоговую инспекцию с жалобой.

    В качестве реакции на такое заявление налоговая инспекция предоставит повторную проверку и даст возможность доказать отсутствие тех правонарушений, которые ошибочно или преступно выявили предыдущие исполнители.

    Куда обратиться, кому адресовать заявление?

    Для того чтобы ваша претензия дошла до вышестоящего налогового органа, необходимо обратиться в то учреждение, действия сотрудников которого стало причиной подать жалобу. Не стоит беспокоиться, что персонал сделает всё возможное, чтобы бумаги не дошли до адресата — это противозаконно и по всем жалобам ведётся учёт. На данный момент это единственный способ официально оспорить работу налоговых органов через обращение в налоговую инспекцию ( п. 1 статьи №139 НК РФ).

    Как написать письмо: требования к оформлению

    Так как жалоба — это официальный документ, существуют требования по её оформлению — произвольно написанный текст, в котором не содержится вся необходимая для ознакомления с ситуацией инспекции и её последующей реакции информация, будет проигнорирован.

    Что должно быть в жалобе:

    1. Данные о заявителе. Если это физическое лицо, достаточно полного ФИО и адреса проживания, юридическим лицам в виде компаний и предприятий необходимо указать полное название и юридический адрес. Представителю компании представляться не нужно.
    2. Предмет конфликта. Описание сути претензий к конкретному налоговому органу, как можно более подробное, в сухом официальном стиле. Если результатом халатности или намеренных противозаконных действий стали какие-либо документы, можно добавить к жалобе их копии.
    3. Лица или налоговый орган в целом, на которых подаётся жалоба. Если целью претензии к инспекции является проверка конкретной персоны, необходимо указать его данные. Если же жалоба направлена на всё учреждение в целом, достаточно будет полного названия.
    4. Чёткие требования. Это не часть описания возможного правонарушения, совершённого против заявителя, а отдельный блок текста, где необходимо указать конкретные действия, которые ожидаются от налоговой инспекции в качестве реакции на жалобу.

    Если все эти условия соблюдены, дальнейшие требования по оформлению текста не предъявляются — главное, чтобы он был внятно написан. Принимаются жалобы как в рукописном, так и в печатном виде.

    Способы подачи

    Есть несколько способов подать готовую жалобу так, чтобы принимающий орган её не проигнорировал. В список входят как те способы, которые требуют обязательного физического присутствия в учреждении, на которое писалась жалоба, так и дистанционные.

    Непосредственный визит в органы ФНС, чтобы подать в канцелярию или окно приёма

    Как раз для подобных случаев в каждом налоговом органе есть структуры, принимающие жалобы и другие прошения от налогоплательщиков. Для того чтобы бумаги были официально приняты, достаточно прийти с готовым документом и озвучить соответствующий запрос ответственному сотруднику.

    Сотрудник обязан принять жалобу любого содержания в тот момент, когда вы её принесли. Обращаться можно в равной степени как в канцелярию, так и в специальное окно приёма, но второй вариант предпочтителен для посетителя, так как такое окно легко найти и перебои в его работе случаются реже.

    По почте

    Если у заявителя нет времени или возможности посетить налоговый орган, он может отправить свою жалобу по почте. Для данной цели подойдёт любая почтовая служба как Почта России, так и частное предприятие. Убедитесь, что документ правильно составлен и содержит все необходимые сведения, если к нему прикрепляются документы, которые служат доказательством вашей позиции — проверьте их наличие тоже.

    Все бумаги на почте упаковываются в герметичный пакет и отправляются к получателю в лице канцелярии налогового органа. Большинство почтовых сервисов предлагают услуги по отправке документов, а также заказных писем — воспользуйтесь ими, чтобы получателю было прислано уведомление о доставке.

    По телекоммуникационным каналам связи

    На сайтах, принадлежащих налоговым органам, а также на информационных стендах, размещённых непосредственно в их помещениях, можно найти информацию о контактах для обратной связи, в том числе и для подачи жалоб. Любое лицо может позвонить на предлагаемую для связи горячую линию и изложить суть своей претензии там.

    Серьёзные претензии к налоговой инспекции лучше не передавать таким образом. Не исключено, что потом понадобится подтвердить факт жалобы, а лучший способ для этого — физическая копия жалобы, подписанная лично заявителем или его представителем.

    Через интернет, используя личный кабинет налогоплательщика

    Наиболее удобный способ для гражданина, пользующегося госуслугами в сети. Для подачи жалобы в интернете достаточно соблюдать только рекомендации по оформлению жалобы, а всё остальное сделает система. Такую жалобу невозможно проигнорировать, кроме того, лицо, подавшее её, будет осведомлено о результатах рассмотрения мгновенно, получив ответ через тот же личный кабинет.

    Для того чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо только зарегистрироваться и пройти процедуру верификации (с использованием паспортных и других личных данных). Процедура максимально быстрая, не требует никаких трат средств (в отличие от отправки почтой) и времени (никаких визитов непосредственно по адресу налогового органа).

    Как пожаловаться онлайн?

    Электронная жалоба имеет такой же вес, как и та, что вы напишете лично в помещении налогового органа, а рассмотрят её даже быстрее. Воспользовавшись данным способом, можно не только рассчитывать на более быстрое рассмотрение, но и получать информацию о состоянии вашей жалобы не выходя из дома и не проверяя почту.

    Пошаговая инструкция:

    1. Найдите официальный сайт ФНС и войдите в личный кабинет. Если у вас его ещё нет — создайте.
    2. Найдите на сайте раздел «Все сервисы» и перейдите по нему. Вам нужна вкладка обратной связи, а в ней — подраздел «Обратиться в ФНС России».
    3. Создайте обращение, обозначив себя как физическое или юридическое лицо. На выбор вам будут даны основные проблемы, с которыми обращаются в инспекцию — выберите подходящую и следуйте дальнейшим указанием, заполняя поля с информацией.
    4. Если вашей проблемы в списке нет, пролистайте до конца — там будет предложение заполнить традиционную форму жалобы.
    5. После этого вам будет предложено заполнить информацию о себе, как о налогоплательщике, органе, на который идёт жалоба и о сути претензии. После того, как закончите с заполнением и проверите информацию, нажмите «далее».

    Сроки рассмотрения

    • Первый — это три рабочих дня на официальную регистрацию жалобы (регламентируется ст. № 8 ФЗ № 59).
    • Второй — это 30 дней с момента регистрации жалобы (регламентируется ст. № 12 ФЗ № 59). В этот срок налоговая инспекция обязана отреагировать и прислать вам результаты своего разбирательства по теме жалобы.

    Как узнать о состоянии запроса?

    Узнать состояние, в котором находится рассмотрение вашей жалобы, также можно в сети, на официальном сайте ФСН.

    1. Необходимо авторизоваться на сайте и найти раздел «Все сервисы» на сайте.
    2. В этом разделе необходимо найти «Обратную связь», а в ней — строку «узнать о жалобе».
    3. Нажав на неё, можно увидеть короткую форму для обращения — от вас требуется указать налоговый орган, в который вы обращались и обозначить себя как юридическое или физическое лицо. Остальную информацию о вас сервис самостоятельно найдёт, так как вы авторизовались на сайте. Ответ вы увидите в том же окне спустя какое-то время.

    Обращаться в налоговую инспекцию с жалобой несложно — есть несколько способов, удобных разным слоям населения, это быстро и эффективно. Не бойтесь быть проигнорированным и тем более получить какие-то дальнейшие проблемы с беспокоящим вас налоговым органом из-за своей жалобы — такие ситуации исключены.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: