Отказ от земли в пользу государства

Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Возможность отказа от права собственности на участок земли по личному волеизъявлению землевладельца предусмотрена ЗК РФ.

Что представляет собой отказ от права собственности. Порядок, по которому осуществляется отказ от права собственности на участок

Под отказом от права собственности на участок подразумевается прекращение права собственности, права на бессрочное пользование или права на пожизненное пользование участком земли. Данное прекращение должно быть оформлено путем подачи соответствующего заявления, а также всех сопутствующих ему документов, в уполномоченный территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество.

В Земельном кодексе России предусматривается возможность отказа от права собственности на участок земли по личному волеизъявлению непосредственного землевладельца. В данном нормативно-правовом акте устанавливается четкий порядок совершаемых действий:

  • В первую очередь, собственник участка, от которого он желает отказаться, должен обратиться в местный территориальный государственный орган для регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением об отказе от права собственности.
  • Далее в единый государственный реестр данных вносится соответствующая запись о прекращении прав собственности на данный объект недвижимого имущества.

Однако стоит отметить, что приведенный выше порядок действий существует лишь в идеальном варианте, когда на участке не располагается прочих объектов недвижимости, таких как здания, строения, сооружения.

На данный момент в земельном законодательстве не существует решения вопроса о том, как провести отказ собственника от своих прав на земельный участок, сохранив при этом возможность оставаться владельцем всех расположенных на нем объектов недвижимости.

Данный вопрос часто поднимается в ходе судебного заседания, поэтому зачастую судья должен самостоятельно устранять возникший пробел в законодательстве. По сути, устранение данного пробела осуществляется путем применения норм федерального законодательства.

Согласно законодательным актам такой понятие как отказ от права собственности на земельный участок в земельном законодательстве четко не определено, потому при рассмотрении подобных вопросов целесообразнее принимать во внимание нормы гражданского права.

Порядок, по которому осуществляется отказ физических и юридических лиц от права на бессрочное пользование

В земельном законодательстве существуют отдельные нормы, направленные на регулирование процесса отказа юридических и физических лиц от права бессрочного (постоянного) пользования участком. Данная процедура имеет некоторые отличия от обычного отказа от права собственности.

Чтобы отказаться от права на постоянное пользование участком, гражданин или организация должны обратиться с соответствующим заявлением:

  • в территориальное управление Росимущества, расположенное по месту нахождения отчуждаемого объекта недвижимости.
  • в Правительство РФ.
  • в орган местной власти, в качестве которого чаще всего выступает комитет по управлению муниципальным имуществом.

В результате подобного обращения появляется основание для прекращения права на бессрочное пользование, в качестве которого выступает решение государственного органа власти или муниципального органа.

Далее развитие события может проходить по двум сценариям:

  • если в единый государственный реестр не вносится запись о данном виде права, в качестве даты окончания права на постоянное пользование участком земли будет считаться дата принятия соответствующего решения.
  • если же данные вносились в реестр, гражданин или юридическое лицо освобождается от необходимости обращаться в управление федеральной регистрационной службы, так как согласно земельному и гражданскому законодательству данная обязанность установлена для нового собственника недвижимости.

Порядок, по которому осуществляется отказ от права на пожизненное наследуемое право владения участком. Документы, необходимые к предоставлению вместе с заявлением

Для осуществления отказа от имеющегося у него права на пожизненное пользование участком земли, текущий землепользователь должен обратиться в управление Росимущества, в Правительство РФ или в местный орган власти и предоставить соответствующее заявление, содержащее его отказ от права на пользование подобным объектом недвижимости.

Получив подобное заявление, уполномоченный орган государственной власти выносит решение, которое выступает в качестве основания для прекращения права на пожизненное и наследуемое владение недвижимостью.

Если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не содержалось никаких сведений о праве пользования данным земельным участком, датой окончания землевладения будет считаться дата вынесения государственным или муниципальным органом соответствующего решения.

Если же в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержались подобные сведения, землевладелец не должен принимать никаких действий после подачи заявления. Согласно земельному законодательству обязанность по внесению изменений и оформлению всех документов ложится на нового собственника данной недвижимости.

Чтобы подать заявление о прекращении своих прав на недвижимое имущество, временный землевладелец должен предоставить следующий пакет документов:

  • Копию документов, подтверждающих прохождение обязательной государственной процедуры по регистрации юридического лица. Соответственно, данные документы требуются только если в качестве собственника выступает организация или любое другое юридическое образование.
  • Кадастровый паспорт на отчуждаемый объект недвижимости.
  • Документы, являющиеся удостоверением существующего права на землю. Если данные документы отсутствуют, вместо них можно предоставить копию решения государственного или муниципального органа власти о передачи земельного участка в собственность физического или юридического лица.

Сообщение об отказе от права на участок в налоговый орган и кадастровую палату

Земельный кодекс России содержит отдельные положения о сообщении об отказе на право собственности участком. Данные требования, как правило, относятся к органу муниципальной или государственной власти, осуществляющему регистрацию поступившего от собственника заявления.

Если право на собственность не было зарегистрировано в едином государственном реестре, данное соглашение должно быть направлено в налоговый орган, территориально располагающийся по месту нахождения отчуждаемого объекта недвижимости, а также в федеральную кадастровую палату.

На основании полученных данных налоговый орган должен исключить все имеющиеся у него сведения о данном объекте налогообложения, в том числе и о действующем налогоплательщике. В свою очередь, кадастровый орган должен учесть все внесенные изменения в сведения:

  • о землевладельце;
  • о виде права;
  • об адресе правообладателя.

Данные сведения могут быть внесены только при условии их наличия в текстовой части кадастрового плана определенной территории. Если ранее собственность государства на данный объект недвижимости не была разграничена, вместо исключительных данных в сообщении должны стоять прочерки.

Статья 53 ЗК РФ. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок (действующая редакция)

1. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

Читайте также  Как снизить налог на землю?

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

выписка из Единого государственного реестра недвижимости (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке);

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

5. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган регистрации прав в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

Отказ от собственности на земельный участок

Отказаться от права собственности на земельный участок допускается в ситуации, когда гражданин не проводит определенного рода работы на земле по разным причинам или отказывается вносить налоговые платежи. Здесь выходом становится отказ от надела, нежели наложение штрафных санкций.

Когда нужно отказаться от участка

Законодательные акты говорят, что лицо после того, как получило правомочие собственности на участок, может распоряжаться им по своему усмотрению. В 2021 году помимо этого, на гражданина накладываются обязательства, связанные с содержанием территории. При том не важно, находится она в СНТ или другой местности. Это говорит о том, что нужно не только пользоваться наделом, но и вносить налоговые платежи. Эксплуатация должна происходить в установленным законодательными актами границах. Часто можно встретить ситуации, когда лицо не соблюдает порядок на участке, а также не посещает его и не пользуется. Причины такого поведения могут быть разными, в том числе, состояние здоровья, место нахождения надела удалено от населенного пункта или качество почвы занижено. Также могут быть другие факторы.

Также лицо может отказываться платить налоги на землю и дом. Тогда результатом становится то, что копится задолженность. Это влечет негативные последствия для собственника. В подобном случае можно продать надел, но нужно понимать, что это вызовет определенные сложности. В частности, это выражается в поисках покупателя.

Если сложилась ситуация, при которой недоступны лицу прочие разновидности отчуждения, к примеру, формирование дарственной, то допустимо отказаться от территории. Сделать это можно в пользу государства. Процедура подробно описана в положениях земельного законодательства. Кроме того, прописаны аспекты в гражданском законе. В этом случае нужно принимать во внимание некоторые важные нюансы.

К ним относится то, что раньше по закону земельный надел получал статус бесхозного и за гражданином сохранялся статус владельца до того момента, пока не будет найден новый. Все этом время лицо несло обязательства относительно уплаты налоговых платежей. Если на протяжении годичного периода не могли найти владельца, то земли передавались муниципальным органам и только с этого момента обязанность такая снималась. На сегодняшний день предусматривается, что права на участок переходят муниципалитету сразу после того, как подано заявление. В этот же момент происходит освобождение от фискальных обязанностей. Кроме того, лицо теряет правомочие относительно использования территории.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12

Процесс

Если складывается ситуация, при которой гражданин желает отказаться от своих прав на землю – ему требуется обратиться в орган, занимающийся регистрацией. Это Росреестр. Предусматривается несколько вариантов обращения – лично в данную организацию или через Госуслуги. Необходимо сформировать заявление. Обращение происходит в отдел, находящийся по месту расположения конкретного участка.

Кроме того, предусматривается вариант с использованием доверенности. Оформляется данный акт при посещении нотариальной конторы. Разработана конкретная структура заявления. Она предусматривает наличие шапки. В этой части отражается наименование органа, куда лицо обращается и данные заявителя. В частности, фамилия и инициалы. Кроме того, прописать нужно адрес, по которому обращается гражданин и название документации. В основной части указывается адрес, где расположен участок и делается пометка о наличии документов право устанавливающего типа. Затем нужно в форме списка сформировать перечень актов, которые прилагаются к заявке.

ВАЖНО . К заявлению потребуется приложить бумагу, указывающую на возможность использования надела. Также лицу нужно при себе иметь акт, посредством которого удостоверяется его личность. Если заявителем выступает организация, то стоит принять во внимание отдельные нюансы.

В том числе, отказаться от права может лицо только при условии, что его заявка подписана всеми учредителями компании. Если производится отказ от надела, который представлен на праве бессрочного использования или на правомочии пожизненного наследования, то обращение происходит в органы муниципалитета или государства. Этот факт зависит от того, кому принадлежат правомочия собственности на участок.

Потребуется обеспечить наличие кадастровой документации. Если отказ совершает фирма, то нужны акты, указывающие на прохождение процесса регистрации. Чаще всего запрос относительно предоставления указанных бумаг делается сотрудниками государственных органов. После того, как уполномоченная организация принимает бумаги на рассмотрение, гражданину выдается акт, подтверждающий данный факт. В нем указывается, какие документы переданы.

Аспекты

Рассматриваемый процесс чаще всего не доставляет гражданину сложностей. Однако, нужно понимать, что могут возникать разного рода нюансы. В том числе, это касается того, что на территории имеются строения, вне зависимости от того, какое целевое значение им придается. Если с уполномоченными организациями возникают споры по этому вопросу, то потребуется обратиться к специалисту, компетентному в нем. В частности, положения земельного законодательства указывают на то, что не допускается процесс отчуждения без строений, которые находятся на территории. Это говорит о том, что при наличии на земле построек, гражданин должен понимать, что откажется от одновременно и от них тоже.

Читайте также  Как рассчитать выкупную стоимость земельного участка?

Также важным моментом становится то, что при отказе от использования территории, где построен дом, гражданин не может быть освобожден от внесения налоговых платежей. Это правило действует до того момента, пока на строение не будет установлено правомочие, закрепленное за другим гражданином.

Длительность процесса

В законодательных актах указано, что организация, действующая в сфере регистрации, имеет возможность рассматривать заявку на протяжении 30 дней. Если в итоге выносится положительное решение, то уполномоченными сотрудниками производится фиксация факта отказа от надела. Затем гражданину будет отправлено уведомление, сообщающее о принятом решении. Пересылка производится при использовании почтовых услуг. Кроме того, сообщение должно быть передано муниципальному органу, который наделяется правами собственности на участок.

Переход правомочий производится с момента, когда зафиксирован отказ лица от прав на имущество. При этом, государственные или муниципальные органы не несут обязанности относительно выплаты какой-либо компенсации. Важно отметить то, что в течение годичного периода у гражданина есть возможность восстановить свои права относительно территории. В этом случае потребуется направить заявление в регистрирующий орган.

Правом на отказ от надела наделяется не только гражданин, но и предприятие. Процедура предполагает, что необходимо написать заявление и приготовить определенные документы. Если грамотно подойти к решению данного вопроса, то процедура будет произведена в соответствии с установленными правилами. В среднем, занимает она порядка двух-трех месяцев.

Отказ от права собственности. Муниципальной или государственной

Возникла такая дилемма, уважаемые коллеги.

Как известно, физическое или юридическое лицо вправе отказаться от права собственности (ст. 236 ГК РФ). При этом вторая часть статьи делает оговорку о том, что до появления нового собственника прежний несет бремя содержания имущества и ответственность за него.

Казалось бы, здесь все предельно ясно, так как имущество в случае отказа собственника от него приобретает признаки бесхозяйного, может быть поставлено на учет и по истечении года принято на основании судебного акта в муниципальную собственность публичного образования, на чьей территории такое имущество находится.

Вопрос возник оттуда, откуда не ждали: администрация муниципального района своим постановлением сняла со своего баланса комплекс строений и письмом уведомила администрацию поселения о том, что на территории поселения имеется бесхозяйное имущество, которое бы надо оформлять.

Я склонен согласиться с точкой зрения, которая высказана практически во всех комментариях к ст. 236 ГК РФ и согласно которой государствомуниципалитет от права собственности отказаться в порядке указанной статьи не могут, а соответствующее имущество может выбыть из его собственности исключительно в порядке, предусмотренном специальными нормами законодательства. Например — Федеральным законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Существующие правовые механизмы направлены именно на то, чтобы существование бесхозяйных вещей исключить, причем именно путем принятия их в собственность публичных образований. Муниципальная и государственная собственность при этом имеет ряд особенностей в своем правовом положении, должна использоваться в целях решения вопросов местного значения, функций органа власти. И должна использоваться в интересах общества и государства. Если она муниципалитету не нужна — ее можно выставить на торги, приватизировать (если закон допускает приватизацию такого имущества). Возможность произвольногонеобоснованного отказа государства от своего имущества привела бы, на мой взгляд, к нестабильности гражданского оборота и различным злоупотреблениям, а отчуждение имущества не предусмотренным законодательством способом — к недополучению средств от его продажи в соответствующий бюджет. Также имеется законодательно закрепленный механизм передачи имущества от одного публичного образования к другому. Есть оговорки в ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 50), из которых можно сделать вывод о том, что муниципалитет может принять не всякое бесхозяйное имущество, а лишь то, которое может быть использовано в целях решения вопросов местного значения.

Ч. 2 ст. 51 131-ФЗ устанавливает, что органы МСУ вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам МСУ иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Отказа от права собственности среди поименованных способов распоряжения нет. Из ст. 235 ГК РФ следует, что отчуждение — это действие по передаче имущества в пользу другого лица (возмездное, безвозмездное, принудительное). Там же, в самом конце, указано, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц, что также наталкивает на вывод о невозможности произвольного распоряжения государственной или муниципальной собственностью вопреки законодательству о приватизации, того же ЗК РФ и подобным нормам, регламентирующим порядок распоряжения государственным и муниципальным имуществом и собственностью.

Так вот хотелось бы услышать ваше мнение — прав ли я? Может ли муниципальный собственник отказаться от своего права собственности? По моему скромному мнению это нонсенс.

На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль

Недавно узнал, что одна из высокоскоростных пассажирских магистралей Москва — Смоленск — Красное пройдет рядом или прямо через садовое товарищество, где у меня и у многих других есть участок и дом.

Магистраль уже нанесли на генплан поселения. Пока не очень понятно, будут ли ее строить, и если будут, то в какой срок.

В связи с этим у меня есть вопросы:

  1. Какие права и возможности есть у собственников участков и домов?
  2. Будет ли государство что-то компенсировать в какой-либо форме собственникам?
  3. Если будет в материальном выражении, как будет рассчитываться компенсация?
  4. Как будет выплачиваться компенсация при полной и долевой собственности?

Если государство изымает какое-то имущество для своих нужд, оно компенсирует стоимость этого имущества. Расскажу подробнее.

Когда могут изъять землю

Иногда государству приходится изымать земли у собственников. Например, если это нужно для строительства важных для страны или населенного пункта объектов: коммуникаций, дорог и магистралей.

Поэтому, если высокоскоростная магистраль пройдет через ваше садоводческое товарищество или совсем рядом с ним, у вас действительно могут забрать землю и все, что на ней расположено. Но государство возместит вам рыночную стоимость участка, понесенные убытки и упущенную выгоду.

Как принимается решение об изъятии

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

До этого орган, который планирует изъять участок, должен установить собственника участка — направить запрос в Росреестр. Если ваше право собственности зарегистрировано до 1998 года — момента, когда появился единый госреестр, ЕГРН, — могут возникнуть проблемы. Власти просто не вычислят вас как собственника. В этом случае уполномоченный орган обратится в суд, чтобы признать право собственности Российской Федерации, субъекта или муниципального образования на участок и постройки на нем.

Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть. Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей. Документ будет готов через 3 рабочих дня.

Читайте также  Конфигурация земельного участка это

Если окажется, что информации о вашем праве собственности в ЕГРН нет, подайте заявление на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре или через МФЦ. Госпошлина — 350 рублей.

Еще один вариант заранее позаботиться о своих интересах — подать заявление об учете прав на земельные участки. Для этого надо внимательно отслеживать официальные публикации на сайте муниципалитета и региона — и, как только появится извещение об изъятии земель, сразу подать заявление. В публикации будет написано, куда и когда подавать такие заявления.

Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. Например, постановление городской администрации или администрации области или края.

Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.

Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.

Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.

Размер компенсации

Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации. Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.

Цена выкупа включает в себя:

  1. Рыночную стоимость земельного участка.
  2. Рыночную стоимость расположенного на участке недвижимого имущества — жилого и нежилого.
  3. Убытки в связи с изъятием земельного участка.

Рыночная стоимость определяется при помощи оценки. Даже если госорган и собственник готовы договориться о цене самостоятельно, привлекать оценщика все равно придется. На компенсацию пойдут бюджетные деньги, и должно быть веское обоснование ее суммы.

Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.

Например, если у вас на участке есть многолетние насаждения, хозяйственные постройки, скважина, их тоже должны оценить и включить в выкупную цену. Расходы, которые вам придется понести в связи с переездом, тоже относятся к убыткам, и государство должно их компенсировать.

Государство не компенсирует стоимость недвижимости, которая не соответствует целевому назначению земельного участка. Например, если на участке, предназначенном для создания и развития личных подсобных хозяйств, построить гостиницу или автомойку — это нецелевое использование земли. Стоимость таких построек не войдет в компенсацию.

Также в компенсацию не войдут постройки, которые начали строить после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Соглашение об изъятии

Вам должны будут прислать на подписание проект соглашения об изъятии недвижимости. Порядок компенсации — сроки, порядок расчетов — будет прописан в соглашении. Вы можете согласиться с ним или предложить свой вариант.

Власти должны провести оценку и определить размер возмещения не позднее чем за 60 дней до направления соглашения об изъятии недвижимости.

На компенсацию при изъятии могут рассчитывать не только собственники, но и правообладатели, которым участки принадлежат на правах:

  1. Аренды от государства.
  2. Безвозмездного пользования.
  3. Постоянного (бессрочного) пользования.
  4. Пожизненного (наследуемого) владения.

Соглашение об изъятии недвижимости подписывается со всеми правообладателями земельного участка и расположенной на нем недвижимости. Если право собственности на объекты принадлежит нескольким собственникам, компенсацию выплатят пропорционально долям.

Если вы не согласны с размером компенсации, надо обосновать свои требования. Просто «хочу больше, потому что мне надо» не сработает. Приложите копию договора купли-продажи , по которому совсем недавно этот участок купили по более высокой цене, или заключение независимой экспертизы — это будет веским аргументом. Можете сделать свой проект соглашения, протокол разногласий к проекту или просто написать ответ: согласен подписать, если условия измените так-то и так-то .

За экспертизу придется платить из своего кармана. Но, если решить вопрос об изменении условий мирно не получится и дело дойдет до суда, можно попробовать взыскать стоимость экспертизы с органа власти.

Если предложенные условия вас устраивают, подпишите проект соглашения и отправьте один экземпляр обратно. Если вы получили проект, но в течение 90 дней со дня его получения не подписали и не отправили свои возражения, орган может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Что делать с налогами

Деньги, которые вы получите за изъятое имущество, будут вашим доходом. А с полученных доходов вы обязаны платить налоги. Но в данной ситуации государство готово предоставить вам имущественный налоговый вычет в размере всей полученной компенсации.

Вычет вы сможете получить, если подадите в налоговую декларацию. Ее надо будет подать не позднее 30 апреля года, следующего за тем, в котором вам выплатили компенсацию. Если это произойдет в 2019 году, значит декларацию надо будет подать до 30 апреля 2020 года.

Если у вас нет льготы по уплате налога на имущество и вы платите налог на землю и строение, за тот год, в котором произойдет изъятие, налог вам должны насчитать пропорционально тому времени, которое вы владели этим имуществом. Например, если ваше право собственности на земельный участок прекратится на основании подписанного соглашения об изъятии в августе 2019 года, вы заплатите земельный налог на этот участок только за 8 месяцев 2019 года.

Что вам делать сейчас

Если ваш участок действительно решат изъять, посмотрите, какую цену вам предложат. Сравните с рыночной ценой и решите, честная ли это компенсация. Примерную рыночную стоимость вы можете посчитать самостоятельно, проанализировав стоимость аналогичных участков и домов. Или обратитесь за помощью в агентство недвижимости: многие оказывают такую услугу бесплатно или за небольшие деньги.

Сразу тратиться на экспертизу не стоит: вдруг удастся договориться и решить дело миром. Но если государство на контакт не пойдет, вы можете отстоять свои интересы в суде. Кстати, если соседи тоже решат обратиться в суд, можете подать коллективный иск.

Пока у вас нет точной информации, будут сносить ваш дом или нет, можно не делать расчеты: ситуация на рынке недвижимости может измениться внезапно и сильно. Получится, что вы впустую потратите время, а может, и деньги.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: