Земельные участки общего пользования это

Земли общего пользования: основные правила использования

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

  • Законодательство
  • Какие земли относятся к категории земель общего пользования?
  • Возможные варианты использования земель общего пользования
  • Правила налогообложения земель общего пользования
  • Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс. Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте. Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Временная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания является обязательной процедурой согласно законодательству РФ.

Необходимо продать дачный участок? В нашей статье есть подробное описание данной процедуры.

При некоторых обстоятельствах договор купли-продажи земли может быть расторгнут. Подробнее об этом здесь.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.
Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Читайте также  Является ли земля недвижимым имуществом?

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Оформление и использование земель общего пользования

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Поговорим о том, можно ли заполучить общественные земли, и как это правильно сделать.

Что входит в категорию земель общего пользования?

К таким объектам относятся:

  • улицы и площади;
  • проезды и автодороги;
  • набережные и парковые территории;
  • водные объекты и пляжи.

Земли общего пользования не передаются в индивидуальную собственность. Однако некоторые объекты могут быть оформлены во временное пользование. Подобные действия проводятся с обязательным условием того, что их использование всеми желающими никак не будет ограничено.

Если на участке, который передается в общественное использование, уже есть объекты частной собственности, закон разрешает сдавать наделы под этой недвижимостью в аренду на 49 лет.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Так как оформить в собственность общие земли невозможно, существует только два варианта их использования:

  • аренда;
  • безвозмездное бессрочное пользование.

Аренда это самый распространенный вид правоотношений, которые оформляются между владельцами капитальных строений, находящихся на участках общего пользования, и собственником этой земли (государством).

Хозяин здания, расположенного на земле общего пользования, имеет преимущественное право заключения арендного соглашения на нее.

Аренда используется тогда, когда одной из сторон сделки является юридическое лицо. Если же речь идет о взаимоотношениях обычного гражданина и государства, то вариантом получения надела во владение будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования. И при аренде, и при бессрочном пользовании арендатор имеет право возвести на участке какой-нибудь капитальный объект.

Если строение прошло государственную регистрацию, и на него оформлено право собственности, владелец может производить с ним любые юридические действия: продать, подарить, оставить в наследство. При таком раскладе земля под сооружением перейдет к новому собственнику строения. Однако ввиду того, что оформить в собственность такой надел нельзя, произойдет лишь переход права аренды.

В гражданском законодательстве переход прав на земельный участок от одного арендатора к другому именуется переуступкой права аренды.

Собственником земли остается государство, а пользователи могут распоряжаться возведенными на таких наделах строениями и переуступать права пользования новому владельцу здания.

Налогообложение земель общего пользования

Так как общие земли находятся в собственности у государства, порядок их налогообложения имеет свои особенности:

  • участок арендован физическим или юридическим лицом.

Налоги на него будут начисляться, только если там нет строений, оформленных как недвижимое имущество. Если такие объекты есть, земельный налог заменяется арендной платой;

  • у земли нет конкретного пользователя.

Земельный налог будет заменен другим, а его сумма будет разделена на всех пользователей надела;

  • участок расположен в пределах СНТ.

Налог за территории садового некоммерческого товарищества обязаны платить все владельцы наделов этого объединения.

Самозахват и ответственность

Частым нарушением законодательства об использовании земель общего пользования является самозахват таких территорий. Ответственность за проступок предусмотрена в ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно этой статье под самозахватом общих земель понимается их самовольное занятие и эксплуатация без наличия соответствующих разрешений. Самозахватом надела общего пользования называется использование участка без документов.

Наказание за такое правонарушение назначается по этой же статье. Оно предполагает наложение штрафа:

  • от 500 до 1 тыс. руб. для физических лиц;
  • 1-2 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 2-20 тыс. руб. для организаций.

Если на участке уже что-то самовольное построено, одним штрафом отделаться не получится. Строение придется снести и восстановить первоначальный вид территории. Нарушитель обязан сделать это за свой личный счет.

Жалоба на захват земли, возведение незаконного строения или другое нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Ходатайство может подать как физическое, так и юридическое лицо.

Как оформляются земли СНТ?

СНТ сокращенное наименование садового некоммерческого товарищества, которое предполагает выделение людям земельных наделов под огород и другую подобную деятельность.

Относительно участков совместного использования в СНТ у многих возникает вопрос, нужно ли оформлять их в собственность товарищества. Такой обязанности законодательство не предусматривает, поэтому необходимость переоформления рассматривается в индивидуальном порядке.

Вопрос оформления таких наделов в собственность рассматривается в каждом отдельном случае индивидуально. Для постановки земли общего пользования в СНТ на кадастровый учет необходимо предоставить в регистрирующий орган следующую документацию:

  • схемы расположения земельных участков согласно проведенному межеванию, данные собственников, а также информацию о тех территориях, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий документы на использование и получение наделов;
  • учредительную документацию товарищества.

Бумаги передаются в орган местного самоуправления.

На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, в котором указываются частные земельные участки и объекты общего пользования.

Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают, что приватизация надела допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом исключается возможность определить в частное или долевое использование старые объекты. К примеру, есть дорога. Если соседи скинутся и заасфальтируют ее, то они не смогут оформить долевую собственность, поскольку она уже числилась по бумагам как общая.

Читайте также  Земли водного фонда

Резюме

Земли общего пользования это собственность государства. Приватизировать или купить такой участок не получится, его можно только взять в аренду. Особенности правового статуса таких наделов накладывают отпечаток как на возможности реализации, так и на режим налогообложения.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

В 2009 — 2015г при проведении межевания земель общего пользования на территории СНТ возникло некоторое количество участков, которые не значились ранее как участки для ведения садоводства. Председатель- по своему усмотрению, а правление — по некоторым отдельным решениям распределили эти участки без рассмотрения на собрании уполномоченных. Участки достались как Вы понимаете сугубо по решению узкого круга членов правления, а некоторые по решению председателя тем кто ближе оказался к председателю и правлению, были членами правления и ревизионной комиссии. Некоторые лица смогли получить несколько участков, которые сейчас успешно перепродаются. По ФЗ 171, сегодня с 2015 года, все понятно — решение может быть принято только на общем собрании членов СНТ. Вот и вопрос — законно ли были распределены выше указанные участки. ? Как мне председателю ревизионной комиссии отразить эту ситуацию в акте проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год?

Незаконно, так как распоряжение общим имуществом СНТ — только по решению общего собрания.

Вопрос у вас в другом, — этот юридический дефект может не помочь вам расторгнуть сделки по отчуждению земельных участков.

С другой стороны, регистрационная палата не должна регистрировать сделки с этим участками без решения общего собрания.

По поводу отражения в Акте, — то возможно, что СНТ могло бы получить за эти участки деньги, или распределить их за членами СНТ в равных долях (если возможно).

Поэтому, есть вероятность, что как Председателю ревизионной комиссии нужно будет поднимать вопрос о причинении СНТ убытков.

Большое спасибо за ответ. О расторжении вопрос пока не ставится, это будет решать собрание уполномоченных в 2016 году. Как я понимаю председатель и правление 2009 -2015 годов превысили полномочия и должны понести ответственность. Какую? Хотелось бы обосновать все это со ссылкой на законы, не просто эмоционально.

Можете сослаться на статьи 53.1 ГК РФ

Здравствуйте! Уже несколько лет пытаемся приватизировать участок в снт. Но из-за того что у нас нет геодезии земель общего пользования, как нам говорят,то приватизацию не делают. На руках у нас только членская книжка и все. Что нам делать дальше? Куда идти? Надо приватизировать участок.

увы- вам надо собраться, принять решение о том, что нужно сделать кадастровый план земель общего пользования, собрать деньги, обратиться с этим вопросом в специализированную организацию.

после- приватизировать свой участок.

приватизация заканчивается 1 марта 2015 года.

а сколько примерно потребуется денег? или лучше нанять специалиста,который этим займется? посоветуйте пожалуйста

увы- точно сказать не могу то по моему региону- от 30 тыс рублей. это делают специалисты- организация.

приватизация заканчивается 1 марта 2015 года.

1 марта 2015 года заканчивается бесплатная передача жилых помещений в собственность граждан. С 1 марта 2015 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Этими изменениями предусмотрена бесплатная передача земельных участков членам СНТ в собственность бесплатнодо 31 декабря 2020 года. Согласно пп. 2.7 п. 2 ст. 3 вышеуказанного ФЗ(в редакции с не вступившими в силу изменениями)

До 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В остальном согласна с коллегой. Нужно созвать общее собрание членов СНТ, на котором рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ в отношении земель общего пользования. Для этого обратитесь в председателю СНТ, лучше письменно.

Коттеджные посёлки: земли общего пользования

Ранее я рассматривал правовые проблемы и пробелы в правовом регулировании такого неопределенного для закона явления как «коттеджные посёлки» https://zakon.ru/blog/2020/6/5/kottedzhnye_posyolki_rossijskoe_pravo_nedvizhimosti

Всё больше российских мегаполисов расширяются, в частности, в виде появления районов малоэтажной застройки, фактически посёлков со своим укладом жизни. Как правило, данные населённые пункты изначально создаются для постоянного проживания граждан, а все земельные участки в пределах этого района по категории являются землями населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов, а сам коттеджный посёлок становится по градостроительным документам неотъемлемой частью соответствующего муниципального образования.

На сегодня не принят базовый закон, который бы разрешал огромный пласт проблем в таких населённых пунктах, в первую очередь имущественных, земельных, что порождает огромное количество судебных споров и несогласованность практики судов по данному вопросу. Одной из таких проблем является неопределённость режима земель (территорий) общего пользования относительно этих населённых пунктов.

В Российской Федерации земли (территории) общего пользования (их также называют общественными землями) ограничены в гражданском обороте, то есть такие земельные участки не могут быть приватизированы, находиться в собственности юридических лиц и граждан (п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Хотя в науке отечественного гражданского права встречаются позиции современных цивилистов, которые рассматривают общественные земли в качестве объектов, полностью исключенных из гражданского оборота, так как собственником таких вещей может быть только публичное образование – государство или муниципалитет в интересах общества, всех и каждого. Однако Верховный суд России рассматривает их именно в качестве объектов, ограниченных в обороте (например, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07. 2009 № 5-Г09-56, от 05.12.2018 г. № 308-КГ18-19589). К слову, в дореволюционном российском частном праве такие земли также рассматривали в качестве ограниченных в гражданском обороте, при этом разделяя понятия торговый и гражданский обороты (см. в частности труды Гамбарова Ю. С.).

Установление такого специального режима оборота в отношении них обусловлено необходимостью обеспечить беспрепятственное и безвозмездное пользование этими объектами для неограниченного круга граждан и юридических лиц. Верховный суд России последовательно утверждают в рамках конкретных дел о том, что использование земель общего пользования направлено на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения, поэтому запрещается приватизация (передача в собственность отдельным граждан и юридических лиц) таких земель (например, п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017). Также законодатель и суды отдельно подчёркивают о безвозмездности пользования для граждан таким недвижимым имуществом (например, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 № Ф04-3241/2008(5552-А27-9)).

Все вышеназванные гарантии и ограничения в виде императивных норм гражданского и земельного законодательства с легкостью обходятся застройщиками (продавцами) в так называемых коттеджных посёлках. Как правило, застройщик приобретает на торгах один большой по размеру земельный участок, который находится в собственности государственной власти или муниципального образования, далее разделяет этот большой участок на множество меньших индивидуальных участков, строит частные дома, общепоселковую инфраструктуру и формирует земли (территории) общего пользования в виде автомобильных дорог, скверов, парков, набережной, участков для размещения трансформаторной подстанции и контейнеров для бытовых отходов. Однако вместо того, чтобы передать право собственности на эти сформированные застройщиком общественные земли в пользу всех жителей (собственников индивидуальных участков) коттеджного посёлка или в публичную собственность, застройщик оставляет права на них за собой или передаёт аффилированному юридическому лицу (чаще всего товариществу собственников недвижимости, ТСН). Далее начинается систематическое извлечение прибыли застройщиком или ТСН в форме фактического взыскания с каждого собственника участка (жителя) платы за проезд или иное пользование территориями общего пользования.

Самое интересное, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Публичной кадастровой карте такие общественные земельные участки по категории и своему назначению зарегистрированы именно в качестве земель (территорий) общего пользования. Но в нарушение вышеназванных норм и условиях отсутствия в населённом пункте альтернативных общественных дорог для проезда к своим участкам собственниками таких земель (дорог) признаны юридические лица (застройщики, ТСН) или отдельная группа граждан, которые навязывают правила пользования и плату для всех остальных жителей.

Читайте также  Как проводятся торги на земельные участки?

Защищая свои права по беспрепятственному и безвозмездному пользованию такими объектами недвижимости группа граждан – жителей начинают обращаться с иском в суды по отношению к формальным собственникам об исправлении ЕГРН и признании права собственности за всеми жителями, собственниками частных земель отдельного населённого пункта. Также пытаясь отстоять свои права граждане просят вступать в такие дела прокурора для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц, публичных интересов. Практика показывает (по крайней мере в Московской области), что органы прокуратуры последовательно отказываются вступать в судебный процесс, якобы не видя нарушений публичных интересов. Таким образом, пока возобладал формальный подход и жители таких коттеджных посёлков не защищены со стороны государства и вынуждены отстаивать самостоятельно свои интересы в судах. В этом случае существует большой риск отказа судом в удовлетворении подобного иска в рамках гражданского процесса по формальному основанию — отсутствие полномочий по защите интересов неограниченного круга лиц у истцов, ибо последние не являются государственными органами или органами местного самоуправления с соответствующими публичными полномочиями.

В этом случае возможен вариант обращения с административным исковым заявлением в суд к органам публичной власти, где предметом требования целесообразно обозначить возложение обязанности на последних обеспечить право гражданам на свободное и безвозмездное пользование землями (территориями) общего пользования. В свою очередь, у органов местного самоуправления и государственной власти есть полномочие по выкупу (изъятию) у частных лиц (застройщики, ТСН) таких земельных участков в порядке ст. 238 (выкуп ограниченных в обороте вещей) или ст. 279 Гражданского кодекса, абз. 9 ч. 2 ст. 49 Земельного кодекса (изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд). При этом есть большая вероятность того, что публичные органы власти вслед потребуют у жителей снести ограждение (шлагбаумы) в месте въезда в коттеджный посёлок, учитывая его вхождение в статусе неотъемлемой части в границы муниципального образования.

Подводя итог, можно смело заявить, на сегодня в действующем законодательстве отсутствуют институты, которые бы эффективно разрешали данные вопросы и защищали права жителей в таких населённых пунктах.

Все нюансы пользования землей общего пользования. Особенности оформления документов

Определение статуса земель общего пользования рассмотрено в Земельном кодексе РФ в статье 85. Это территориальные участки, которые находятся под различными объектами социальных структур и организаций. Статус общего пользования земель предполагает особые правила собственности и ответственность за их нарушения для владельцев.

  1. Что входит в категорию общественных земельных участков?
  2. Кому они принадлежат в садоводческих товариществах (СНТ)?
  3. Варианты передачи
  4. Как и куда подать заявление?
  5. Оформление заявления на аренду
  6. Порядок налогообложения
  7. Самозахват и ответственность за нарушение права

Что входит в категорию общественных земельных участков?

Для удовлетворения гражданских потребностей законодательство выделяет особые территории для общего пользования. Статус земли позволяет гражданам находиться на ней на законных основания, позволяет свободно использовать располагающиеся на ней объекты и ресурсы.

К земельным участкам, пригодных для публичного свободного использования относятся следующие:

  • улицы;
  • площади населенных пунктов;
  • набережные;
  • скверы и бульвары;
  • общественные пляжи, водные объекты и парки;
  • проезды и автодороги;
  • общественные парковки, автобусные остановки и прочее.

Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

Кому они принадлежат в садоводческих товариществах (СНТ)?

СНТ представляет собой садоводческое некоммерческое товарищество, которое распоряжается землями сельскохозяйственного назначения. Недвижимое имущество в СНТ распределяется согласно статье 28 Закона об СНТ:

  • все земли принадлежат одному юридическому лицу, организатору СНТ;
  • общая собственность членов объединения (земля принадлежит всем, но распределена по участкам).

На данные участки допускается оформление прав на собственность, арендование запрещено.

Члены СНТ могут выбрать право приватизации принадлежит членам СНТ. Если используется оформление общей собственности, то допускается совместная и долевая собственность.

Право собственности оформляют через общее заявление с согласия всех членов товарищества. Это подтверждается протоколом собрания членов товарищества. Но существуют участки общего пользования, которые невозможно приватизировать. Если такие участки выделяются СНТ на правах бессрочного пользования, то оно не прекращает своего действия без желания СНТ.

Варианты передачи

Земли общего пользования получить в собственность невозможно. Но существует два варианта пользования совместно с общественностью:

  1. Арендование.
  2. Безвозмездное бессрочное пользование.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях. Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Распространенный способ использовать общественные земли для собственных нужд это аренда. Она оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на общих участках. При оформлении арендного соглашения собственник строения, расположенного на участке, имеет право преимущества при заключении договора аренды.

Последующего права выкупа при аренде земли общего пользования не существует. Указание возможности выкупа в содержании договора считается незаконным. Арендование земель общественного пользования распространено в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Собственность территории закрепляется на постоянной основе за государством и выражается в лице его субъектов или муниципальных образований. Граждане-пользователи могут законно распоряжаться находящимися на государственной территории строениями и ресурсами, а также претендовать на право переуступки права пользования землей новому владельцу здания.

Как и куда подать заявление?

Подача заявления на предоставление земель общего использования осуществляется в уполномоченных административных органах власти (согласно статье 39.2 ЗК РФ).

Статья 39.2 ЗК РФ. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

Заявление подается несколькими способами:

  1. личное посещение;
  2. передача пакета документов через МФЦ;
  3. передача документов заказным письмом почтой.

В ситуации с землей общего использования предпочтительнее посетить администрацию самостоятельно. Госслужащие проконсультируют о необходимых документах, просчитают шансы на получение положительного результата.

Для совершения льготной сделки предоставления земель потребуются следующие документы:

  • удостоверение личности заявителя;
  • документ, который обосновывает принадлежность заявителя к льготной категории граждан;
  • документы на постройку (при наличии объекта на участке);
  • межевые документы, если заявитель пользуется им;
  • кадастровый паспорт или выписка на землю.

Для каждого документа делается копия. Подробнее о перечне необходимых документов для каждой категории граждан-заявителей можно узнать в приемной администрации или на официальном сайте многофункционального центра.

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Оформление заявления на аренду

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Порядок налогообложения

Земли общего пользования, принадлежащие государству, подлежат особенной форме налогообложения:

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.

Именно по причине общественного положения использовать классическую форму налогообложения для сферы фискальных правоотношений для таких земель невозможно, так как территория располагается в постоянной собственности государства.

Самозахват и ответственность за нарушение права

Частым земельным правонарушением считается самозахват. Нарушителя привлекают к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. В кодексе самозахват определен следующим образом: самовольное занятие государственной территории и ее дальнейшее эксплуатирование без наличия соответствующих документальных разрешений.

Самозахватом надела также считается использование участка без подтверждающих документов.

Штрафная санкция за данное правонарушение по статье 7.1 КоАП назначается в следующей форме:

  • для физического лица денежный штраф от 500 рублей до 1 000;
  • для должностного лица штраф на сумму от 1 000 до 2 000 рублей;
  • для юридического лица денежный штраф от 2 000 до 20 000 рублей.

Земля общего пользования находится в государственной собственности или принадлежит специализированным товариществам. Для личных нужд такую территорию можно арендовать или взять в безвозмездное бессрочное пользование, но с сохранением права общего предоставления. Претендент на землю обращается с соответствующим заявлением в администрацию, предоставляет пакет документов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: